Черно-белый фильм «Римские каникулы» внесен в национальный реестр США, как имеющий особое историческое, эстетическое и культурное значение. В списке «лучших 100 картин за 100 лет» по зрительским симпатиям ее определили на 4-ое место. На церемонии награждения в 1954 году шедевр получил сразу 3 премии «Оскар»: за дизайн костюмов, женскую роль и лучший литературный источник для кинематографа. Какие достопримечательности Рима посетила в фильме принцесса Анна с репортером Джо Брэдли?
Справедливость восторжествовала
За лучший литературный источник престижную статуэтку вручили Яну Хантеру, а не настоящему автору сценария Далтону Трамбо. Только через 40 лет награду сценарист все же получил, точнее, его вдова. Далтон Трамбо находился в «черных списках» Голливуда. Пройдет еще почти 20 лет, пока при реставрации киноленты его имя вставят в титры.
Режиссер Уильям Уайлер взялся за съемки фильма при непременном условии, что они будут проходить в Риме. Студийные декорации, по его глубокому убеждению, не смогли бы передать атмосферу мест происходящих событий. «Римские каникулы», таким образом, стали первым голливудским фильмом, полностью отснятым в Европе. Чтобы даже мыслей у зрителей не было по поводу натуральности, во вступительных титрах указывается, что студийных декораций нет.
Рим вечен
Натура Вечного итальянского города играет свою немаловажную роль в фильме. Интерьерные сцены романтической комедии проводились в настоящих дворцах. Обычные помещения в фильме с элементами мелодрамы – это павильоны римской киностудии.
Разберем конкретные моменты, например:
- Уснула принцесса на скамейке около Форума в центре Рима.
- Сбежавшую Анну (актриса Одри Хепберн) Джо (актер Грегори Пек) обнаруживает на ступенях Испанской лестницы близ церкви Сантиссима-Тринита-дей-Монти. Именно этот храм виден на кадрах встречи двух молодых людей.
- Новую прическу девушке делают в парикмахерской около фонтана Треви.
- Финал отсняли в большом зале галереи Палаццо Колонна, где Анна дает пресс-конференцию.
Желающим по сей день, спустя 70 лет, составляют туристические маршруты по местам города, встречающимся в фильме.
Не обошлось и без нюансов. Когда в такси Джо пытается разбудить принцессу, чтобы узнать, где она живет, та бормочет: «Колизей». Но все знают, что там никто не живет. Вариантов трактовки ее ответа два. Либо, это слово – ее личная ассоциация с Римом, место, которое наиболее впечатлило европейскую гостью. Либо, так называется гостиница (палаццо – дворец), где разместилась их делегация, посольство ее страны.
Виа Маргутта и «Уста истины»
Некоторые места, существовавшие и до фильма, после его выхода, получили особую туристическую популярность.
- Виа Маргутта.
Так как шоферу такси все-таки надо было назвать адрес, Джо Брэдли говорит, где в столице Италии остановился он сам. Улица Виа Маргутта находится в центральной части Рима, недалеко от Пьяцца-дель-Пополо.
Жильцы конкретного дома (№51) настолько устали от туристов, что повесили табличку о запрете съемок и недопустимости визитов. На самой улице сейчас часто останавливаются погостить мировые знаменитости, здесь устраивают художественные выставки и т.д. Фильм задал стиль городскому объекту.
- Мраморная плита «Уста истины».
Считается, что вырезанное в камне лицо с бородой олицетворяет древнеримское божество Океана или Тритона. В местах глаз и рта у барельефа находятся отверстия, вероятно, ранее служившие водостоком. В средние века родилась легенда, что там можно проверить верность жены. Для этого женщина должна опустить руку в прорези рта барельефа, как это сделал Джо.
Создатели фильма легенду расширили: любую ложь можно обнаружить таким интересным образом. Жителям и гостям столицы новая версия больше приглянулась, ее сейчас и придерживаются экскурсоводы. Оба главных героя скрывали правду, находясь около «Уст истины». Грегори Пек искусно выполнил трюк с запястьем. Принцесса Анна натурально испугалась, и сцена была снята с первого дубля.
24-летнюю Одри Хепберн после фильма считали не совсем англичанкой, голландкой, указывали на естественность поведения и аристократические корни актрисы. Это ее первая заметная роль в кинематографе. Все оказались правы. Фильм имеет множество ремейков и театральных постановок, американских, итальянских, российских. Создали даже японский мюзикл в 2012 году. А 4-й «Оскар» нужно дать Риму, согласны?