Несколько житейских зарисовок из моих рабочих будней.
Приветствую вас, друзья мои! С вами Анфиса!
Вчера работала в салоне красного оператора. Я сейчас раз в неделю работаю в МТС, раз - в МегаФоне. Честно скажу, уже с легкостью могу определить, пообщавшись с человеком несколько минут, какого оператора у него симка. А тех, у кого Теле2, вообще определяю на глаз по внешнему виду. Не спрашивайте у меня, как я это делаю. Интуиция, наверное. Ну, и принадлежность к разным социальным слоям играет не последнюю роль.
Вот три небольших эпизода на тему того, как легко обмануться тому, кто малограмотен, плохо разбирается в современных реалиях, не приучен учиться чему-то новому, да и просто не может учиться, в силу своего возраста или ограниченности ума.
Эпизод первый.
Зарисовка из серии "не дарите бабкам смартфоны".
Повторяла, повторяю и буду повторять - не дарите бабкам смартфоны! Они им ни к чему. Очень маленький процент из них сможет просто понять, в чем преимущество смартфона перед кнопочным телефоном. А уж чтобы научиться им полноценно пользоваться - таких вообще единицы. Для этого надо иметь сохранившийся гибкий ум и способность воспринимать новое. Если же этого нет, пожилой человек рискует получить себе каждодневный стресс или чего похуже.
Но молодежь, почему-то, в силу своего, еще пока маленького жизненного опыта, пытается дарить или заставляет покупать самостоятельно своих пожилых родственников современные аппараты, и, тем самым, как им кажется, идти в ногу со временем.
Но подавляющему большинству они просто не нужны. Сейчас есть замечательные кнопочные модели. Лучше купить навороченный кнопочный аппарат, чем современный телефон, который нужен будет его пожилой обладательнице, как козе баян.
Конечно, можно говорить о том, что нужно осваивать что-то новое, заставляя мозг работать. Но, поверьте моему опыту, многим это просто не дано.
Приходит вчера ко мне на работу уже под вечер пожилая женщина и громко возмущается, что очень много стало уходить денег за телефон. Раньше положит 200 рублей и хватает на год, а сейчас за сентябрь ушло уже 400.
Начинаю выяснять, что к чему. Добиться от самой бабули ничего не могу - она просто не понимает, о чем я ее спрашиваю. Но постепенно картина становится ясна.
У бабули сломался старый кнопочный аппарат, который служил ей верой и правдой. И внучка сказала бабуле, что кнопочные звонилки - отстой и позапрошлый век. А бабуля еще не старая (она, к слову сказать, действительно не старая - 73 года всего оказалось, просто так выглядит) и должна пользоваться современным телефоном.
И вот бабуля САМА сходила и со своей небольшой пенсии купила себе недорогой смартфон.
Я-то думала, ей подарили. Но она на мой вопрос только фыркнула: "Конечно! подарят они! Жди! Сама купила".
В общем купить-то она его купила, а никто не предложил ей из родных его настроить и научить элементарно пользоваться.
Более того, за настройку телефона в известном сетевом магазине бытовой техники с бабули взяли две тысячи.
И вот я пытаюсь ей объяснить, что для такого телефона не подходит тариф без абонентской платы. Нужен пакетный тариф, где будет хотя бы минимальный интернет. На это она чуть не кричит, что она только звонит и она даже слова такого не знает "интернет". На мой вопрос, зачем же она тогда купила такой телефон, она ответила, что у старого сломался аккумулятор и ей всё равно нужен был новый телефон. Спрашиваю, почему не купила кнопочный, отвечает, что родные сказали, что надо такой.
В общем, сказка про белого бычка.
Новый телефон у нее объяснимо выходит в интернет, ведь необходимо обновление приложений, да и просто настроить его всё равно нужен интернет. А интернет стоит немалых денег, но она этого не понимает.
В результате обвинила во всем нас. Точнее, мою сотрудницу Еву, что мы ей не объяснили, не рассказали, не убедили купить (!!!) обычный аппарат.
Сегодня к Еве придет ругаться...
Эпизод второй.
Опять же ближе к вечеру приходит еще одна бабуля. Но более современная и продвинутая. Спрашивает, что сделать в такой ситуации: её телефон перестал заряжаться.
Она купила новый зарядник, но ситуация не изменилась. И она просто не знает, что ей сейчас делать. Ведь в одночасье она осталась без связи. Невозможно ни куда-то позвонить, ни вызвать такси, чтобы уехать домой.
Да, в современных реалиях без телефона жизнь почти останавливается.
Обычно в таких ситуациях у меня начинается внутренняя дрожь. Я думаю, что аппарат покупался у нас и сейчас начнется неприятная процедура возврата гарантийного аппарата.
Оказалось, что она просто пришла к нам, надеясь на наш опыт и знания, и веря, что мы сможем ей помочь.
Аппарат у нее - старенький Самсунг. Взяла в руки ее телефон.Включила с целью проверить зарядку. Всё нормально. Телефон, конечно, полностью разряжен, но заряд идет и на моих глазах поднялся до 1%.
Попросила показать ее новый зарядник. Она подала коробочку.
Смотрю, опять же зарядник куплен в нашем сейчас единственном магазине бытовой техники, про который я писала в первом эпизоде.
Простейший зарядник с простейшим разъемом micro USB.
Спрашиваю, за сколько она его купила? Отвечает, что за 899 (!!!) рублей. Я тихо выпадаю в осадок. На коробке стоит цена 399 руб. Спросила об этом. Женщина ответила, что зарядник 399, а кабель (!!!) - 500 рублей. То есть, за кусок шнура с нее взяли 500 рублей!
У нас в салоне самое дорогое зарядное устройство, более мощное, чем то, которое принесла женщина, поддерживающее быструю зарядку в телефоне, от проверенного производителя премиального класса, стоит 575 рублей. А здесь непонятно за что и 899.
Спрашиваю, зачем она купила такой дорогой зарядник? Отвечает, что покупала не она. Ей купила подруга.
Я проверила зарядник на предмет работы - работает, заряд идет. Не знаю, почему она не смогла зарядить телефон дома. Посоветовала ей попробовать зарядить через другую розетку.
Рассказала вечером мужу про этот эпизод. Он тоже был в шоке. Сказал, что какую наглость надо иметь, чтобы продавать провод, закупочная цена которого рублей 20 у самого дорогого, за 500 рублей.
Конечно, мы понимаем, что у больших магазинов огромная аренда и работает много сотрудников, которым надо платить зарплату и им тоже надо на чем-то зарабатывать, вот они и делают наценку 1000% именно на такую мелочь, типа зарядников, карт памяти, флешек. Ведь на телефон большую наценку не сделаешь. Ее сразу видно и люди предпочтут купить лучше через интернет, чем переплачивать. А на мелочевку можно делать наценку, сколько совесть позволяет.
Тем более, что, почему-то, у наших людей так устроено сознание, что, чем дороже, тем кажется качественнее и лучше. На самом деле, абсолютно все продавцы покупают у десятка одних и тех же оптовиков в стране, но наценку каждый делает свою, исходя из своей ценовой политики.
Здесь я могу дать свой профессиональный совет. Если вам понадобилось что-то из такой мелочевки, типа зарядника, никогда не берите их в больших магазинах. Там на такую продукцию самая огромная наценка. Зайдите лучше в скромный салон сотовой связи и купите там. Вам обязательно будет дан квалифицированный совет и подобран лучший подходящий аксессуар для вашего устройства по нормальной реальной стоимости этого изделия. Не давайте на вас наживаться нечестным продавцам.
Ну и, в заключение, третий эпизод на тему "скупой платит дважды, тупой - трижды, а лох платит всегда".
Не знаю, к какой категории отнести героя следующего эпизода. Он подходит ко всем.
Есть у нас в городе один блаженненький. Вроде, пообщаешься с ним - мужичок не глупый, но со странностями. Иначе, как блаженный и не назовешь. Хотя, безобидный, тихий. Божий человек, одним словом.
Причем, у них вся семья такая. Зимой какой-то полушубок, шапка-ушанка, валенки с галошами. За плечами брезентовый рюкзак еще советского производства. Мужичок учился с моим мужем в одном классе и еще со школы прослыл "дурачком". В общем, не от мира сего. Хотя, по его рассказам и в армии был, и, вроде, сын где-то есть.
С годами у него проявился дар лечить людей. Может, дара и нет никакого, просто он научился некоторым навыкам.
Как сам рассказывал, ездил как-то к известному в наших краях дедушке-костоправу, учился у него.
В общем, мужичок этот у нас имеет определенную известность в том, что берется за реабилитацию людей после инсульта. Конечно, за паллиативных он не возьмется, а вот кому нужно восстановиться после нетяжелого инсульта, он помогает.
В нашем доме он даже каждый день выгуливает старика, который лет пять назад перенес инсульт, делает ему массажи, заставляет двигаться.
Люди что-то платят ему, в основном, продуктами, но и деньги дают. Думаю, за надежду, что твой близкий встанет, отдашь любые деньги и обратишься к любому, кто сможет помочь. Вот мужичок и берется и многим помогает.
К нам в салон он ходит каждый день. Идет вечером "с работы", обязательно заглянет, расскажет, как дела и сколько он сегодня людей "полечил". Ему хочется общения, разговора на равных. Наверное, в нашем лице он это всё находит.
У него большой навороченный смартфон.
Как-то, видя его страдания с тем, что он никак не может подобрать тарифный план к этому смартфону, всё время переплачивает за интернет, я подключила ему самый выгодный в его ситуации тариф с безлимитным видео. Сказала, чтобы ничего не менял, так как иначе ему снова будет не хватать трафика и он будет переплачивать.
Он, видно, поплатил пару раз по 750 рублей и стало ему дорого. Пришел, пожаловался и другая сотрудница сменила ему тариф на простенький, с 15 Гб интернета.
И вот вчера приходит он ко мне и жалуется, что очень много денег уходит за телефон. Только положит, и снова уже ничего нет.
Стала смотреть. Ну, там ожидаемое - ему не хватает интернета на этом тарифе. Свои 15Гб он выбрал дней за десять и теперь платит за каждый 1 Гб по 160 рублей. И, таким образом, у него уже накапало сверх абонентской платы 1400.
То есть, 750 для него было дорого, а полторы тысячи и не хватает - самое то.
Спрашиваю его, зачем поменял тариф, если не хватает интернета? Ответил, что хотел "подкопить" и снова вернуться. В результате пришлось убедить вернуться на старый тариф, заплатив за месяц вперед уже 770 рублей.
Объясняю ему, что ничего он не сэкономил. Наоборот, полторы тысячи потерял. Смотрит на меня наивными глазами, улыбается смущенно.
Написала ему бумажку, когда и сколько платить и большими буквами выделила "НЕ МЕНЯТЬ ТАРИФ!!!".
Вот такие грустные истории...
Некоторым людям очень сложно приспособиться к стремительно меняющимся реалиям. Мир меняется и, чтобы за ним угнаться, надо меняться вместе с ним. Многим это не под силу. Их удел - попытаться сохранить хрупкое равновесие и просто дожить так, как привыкли.
Хочется пожелать всем, кто еще молод и энергичен, почаще смотреть, как справляются со всякими новыми штучками ваши пожилые родители и дедушки-бабушки и, по возможности, помогать им. Вместо того, чтобы попытаться переломить их и склонить к чему-то, что им уже, в силу возраста, неподвластно, просто помочь.
Например, оплачивать их счета за телефон. Привязать их номера к своему личному кабинету и смотреть, хватает ли старикам денег, не подключили ли они что-то лишнее. Не игнорировать их просьбы помочь купить взамен вышедшей из строя вещи новое, но более-менее привычное. Иначе их просто разведут на деньги.
Молодость, к сожалению, как скоротечная болезнь - быстро проходит. Не думайте, что вы не столкнетесь с такой же ситуацией в старости. Как моя свекровь любила говорить: "Следом идёте - всё подберёте".
Если вам интересно то, о чем я пишу - поддержите канал лайком, подпиской, комментарием.
Спасибо, что читаете. Анфиса.
Еще статья про взаимоотношения пенсионеров с современными гаджетами: