Для кого и где построили это здание? Почему его считают одним из самых красивых в Москве? В чём состоят загадки и тайны оформления снаружи и внутри особняка? Как правильно понять декор, зашифрованный архитектором? Что располагалось в этом доме после октябрьской революции 1917 года? А также - почему это здание очень не любил писатель Максим Горький? И что находится внутри особняка сейчас? Об этом и не только расскажу сегодня.
Не такой, как все
Дом на Малой Никитской улице сразу привлекает к себе внимание даже случайных прохожих. Интересные формы, необычные окна и яркие мозаики заставляют всегда спешащих куда-то москвичей на долю секунды задержать свой взгляд на этом особняке. Его считают одним из самых загадочных и красивых в Москве. Сейчас внутри располагается музей-квартира писателя Максима Горького. Но изначально дом принадлежал другому человеку: Степану Павловичу Рябушинскому. Очень известному в дореволюционной России предпринимателю, меценату и банкиру. Именно он вместе со своим братом основал один из первых в стране автомобильных заводов (АМО). В советское время предприятие стало известно под именами ЗИС, а потом ЗИЛ.
Вообще Малая Никитская улица в конце 19 века выглядела несколько провинциально. Тут стояли мало примечательные дома. Частенько из дерева. Вокруг особняков были палисадники. Там жители этих мест любили попить чаю на воздухе в хорошую погоду. Оживлённого транспортного движения по мощёной улице не существовало. Один из участков в начале дороги принадлежал Степану Рябушинскому. Дореволюционный бизнесмен планировал возвести тут для своей семьи шикарный дом. В качестве архитектора он выбрал на тот момент уже знаменитого Фёдора Шехтеля. Зодчий прекрасно себя зарекомендовал, как профессионал с тонким вкусом и немалой фантазией. Поэтому в те времена многие хотели строить свои дома именно по его проектам.
Строительство дома на Малой Никитской стартовало летом 1900 года. Завершили все работы в 1903-м. Одним из главных требований Рябушинского являлось расположение здания. Оно не должно было вплотную примыкать к проезжей части. Поэтому Шехтель придумал следующее. Непосредственно на улицу выходило только парадное крыльцо, а само строение размещалось немного в глубине участка. В качестве архитектурного стиля оформления Фёдор Осипович выбрал набиравший в те годы популярность модерн. Для него характерны плавные, даже немного текучие, линии, пастельные тона и отсутствие симметрии.
Тонкое искусство
Ещё одним новшеством являлось художественное оформление всех фасадов здания, а не только главного, который выходил на улицу. Декор в целом исследователи характеризуют, как парадоксальный. Здесь прямые линии сочетаются с другими разными формами. А именно - округлыми входными порталами; окнами любопытного профиля; кованными деталями ограждения и балконов. Есть окна правильной формы (квадратной и прямоугольной) размером во всё комнату. Но их строгий вид Шехтель разбавил плавными линями. Они чем-то напоминают растительную тематику.
Для отделки фасадов использовали светлый глазурованный кирпич. Второй этаж особняка снаружи украсили широким фризом. Это мозаика, на которой изображены орхидеи жёлтого, розового и фиолетового цветов. На фоне облачного неба с голубыми участками. Опять же, оттенки несколько бледные, что весьма характерно для модерна. Попадая внутрь здания, вы оказываетесь в невероятном пространстве. Тут зелёные стены, витраж, много деталей из тёмного дерева.
Больше всего внимания привлекает парадная мраморная лестница. Многие гадают, что же это: замёрзшая вода, подтаявшее мороженое или нечто другое. На самом деле, это морская волна. В начале подъёма есть оригинальная люстра в виде медузы. Идея тут следующая: жизнь вышла из воды на землю, чтобы потом возвести человека на небеса, то есть к Богу. Дело в том, что на втором этаже особняка Рябушинский попросил Шехтеля сделать домовой храм. Предприниматель был старообрядцем, но предпочитал этого не афишировать. Непосредственно в моленную вела небольшая скрытая лестница. Считается, что это своеобразный символ - путь к истине.
Символизм есть и в других деталях оформления интерьера. Например, мраморная колонна второго этажа, которую видно с лестницы. Здесь можно увидеть цветки лилий, а также саламандр на капителях (верхняя часть). Первые являются прообразом чистоты, вторые - библейского змея. То есть тематика колонны такая: вечная борьба добра со злом.
Удушливая роскошь
Остальные помещения в особняке также были оформлены оригинально и со вкусом. Чего только стоил огромных размеров мраморный камин в столовой. Конечно, дом весьма быстро стал известным на всю Москву. Его часто фотографировали, а также писали о здании в газетах и научной литературе. После 1917 года особняк стал собственностью государства. Сами Рябушинские иммигрировали в Италию. Внутри постройки разместили педагогическое учреждение (Детский дом-лабораторию "Международная солидарность"). Потом Всесоюзное общество культурной связи с заграницей.
За время, пока внутри размещались разные учреждения, какое-то количество элементов декора (в частности, некоторые люстры) были утрачены. В 1931 году сюда поселили семью Максима Горького. Он как раз вернулся из Италии. Писателю дом не нравился. Он предпочитал не восхищаться его внешним видом и оформлениям, а называл его "нелепым". Также говорил, что особняк его буквально "душил". Но поскольку жилище выбрал лично И.В. Сталин, спорить возможности не было. Собственно в этом доме Горький и прожил до своей смерти в 1936 году.
За это время внутренний облик дома изменился. Многие элементы декора были утрачены. Горький предпочитал более аскетичные интерьеры. Некоторые помещения приспособили под другие нужды. В 1965 году благодаря невестке писателя здесь открыли его мемориальный музей. Он здесь работает по сей день. Поэтому все желающие могут прийти и сами посмотреть на этот прекрасный дом не только снаружи, но и внутри.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!