Найти в Дзене

Имени 17 Стрелковой дивизии (4 -часть)

«За самовольный уход с позиций расстрелять»… Командарм К.Д. Голубев еще утром 20 октября сообщил в штаб фронта, что 17-я дивизия «под сильным давлением противника начала отход с фронта р. Протвы» в направлении Угодского Завода, и что «не имеет горючего, продовольствия и боеприпасов». Он предложил отвести ее к Тарутино. Однако Г.К. Жуков, угрожая командарму отстранением от должности и преданием его суду, приказал восстановить положение по всему фронту. В том числе «во что бы то ни стало фронт 17 стрелковой дивизии удерживать», «без письменного приказа не отходить». Вечером этого же дня в штаб фронта дополнительно было сообщено, что «командир дивизии принимает соответствующие меры по обеспечению, но просит срочного оказания помощи». На запрос, почему 17 стрелковую дивизию оставили без снабжения, каково ее положение на текущий момент, начштаба армии уклонился от ответа, сославшись на отсутствие связи. Помня об угрозах со стороны Г.К. Жукова, командарм всю ответственность за отход от р. Пр
Оглавление

«За самовольный уход с позиций расстрелять»…

Командарм К.Д. Голубев еще утром 20 октября сообщил в штаб фронта, что 17-я дивизия «под сильным давлением противника начала отход с фронта р. Протвы» в направлении Угодского Завода, и что «не имеет горючего, продовольствия и боеприпасов». Он предложил отвести ее к Тарутино. Однако Г.К. Жуков, угрожая командарму отстранением от должности и преданием его суду, приказал восстановить положение по всему фронту. В том числе «во что бы то ни стало фронт 17 стрелковой дивизии удерживать», «без письменного приказа не отходить». Вечером этого же дня в штаб фронта дополнительно было сообщено, что «командир дивизии принимает соответствующие меры по обеспечению, но просит срочного оказания помощи». На запрос, почему 17 стрелковую дивизию оставили без снабжения, каково ее положение на текущий момент, начштаба армии уклонился от ответа, сославшись на отсутствие связи.

Помня об угрозах со стороны Г.К. Жукова, командарм всю ответственность за отход от р. Протвы переложил прямо на командование дивизией. Допущенные собственные ошибки в сложившейся ситуации он оправдал словом «самовольно»: «17 стрелковая дивизия самовольно ушла с рубежа на Протве». Резко прервав собеседника, в ответ комфронта потребовал: «За самовольный отход с позиций расстрелять командира, комиссара дивизии и всех виновных командиров частей и подразделений не щадя никого, если нужно не останавливаться и перед массовым расстрелом, для чего сейчас же выслать новое командование и показать им, что мы делаем с трусами и паникерами, не выполняющими боевые приказы».

-2

Утром 21 октября, когда части 17 сд еще вели бои у д. Боево и д. М. Литашово, из штаба армии донесли, что в ее расположение «выехали член военного совета бригадный комиссар Серюков и генерал-лейтенант Акимов для расследования, наказания виновных и направления дивизии в наступление для восстановления положения на р. Протва». О положении соседней 312 стрелковой дивизии сообщалось, что она «с частями усиления отошла в район Карсаково, оставив на территории противника почти всю матчасть. Угодский Завод и р. Протва оставлены без нажима противника».

Во второй половине дня немцы вышли к р. Наре и завязали бои за овладение плацдармом в районе с. Тарутино. Бойцы 17 сд совместно с частями 53 сд временно смогли оттеснить их за реку. Однако силы были неравными, немецкая пехота при поддержке штурмовых орудий перешла р. Нару. Остатки 17 стрелковой дивизии сосредоточились в двух километрах юго-восточнее с. Тарутино: в деревнях Агафьино и Дубровке.

Пока шли бои за Тарутино, командарму К.Д. Голубеву от командующего фронтом в отношении 17 стрелковой дивизии было направлено особо важное приказание. «17 стрелковой дивизии наступление на р. Протве не вести, дивизию привести в порядок». Спустя несколько часов приказ был повторен. Жуковым Г.К. командованию дивизии предписывалось: «Впредь до стабилизации положения в районе Воробьи в наступление на р. Протве не переходить. 17 стрелковой дивизии к 19:00 21.10.41 сосредоточиться в районе Богородское, Рождествено южное, Спас-Купля».

Прибывший к вечеру на этот участок фронта генерал С.Д. Акимов своим распоряжением отстранил от должности комдива полковника П.С.Козлова и комиссара С.И.Яковлева, но оставил их «при штабе дивизии помогать новому командованию». В управление дивизией вступили комбриг Любарский и бригадный комиссар Серюков.

Новое командование дивизией выполняло последний полученный приказ о выходе в тыл на переформирование, когда уже ночью 22 октября командарм К.Д. Голубев доложил в штаб фронта о том, что командир 17 стрелковой дивизии «Тарутино занимал, потом решил сдать его подошедшему полку», и назвал это «преступным». Реакцией Г.К. Жукова на очередной пораженческий доклад стало требование расстрелять перед строем командира 17 дивизии, фамилия которого не была названа. Телеграмму с этим указанием в штабе армии получили в 04:45 22 октября.

Автор статьи: кандидат исторических наук Макарова Елена Александровна

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Статья опубликована в газете "Малоярославецкий край" (сентябрь 2023 года).

Предыдущая часть:

Имени 17 Стрелковой дивизии (3 -часть)
17-я стрелковая Бобруйская Краснознаменная дивизия25 сентября 2023