Пример бесстыдного расточительства, грандиозное воплощение человеческого тщеславия ― ожерелье, созданное для фаворитки и погубившее французскую монархию. Сегодня вас ждет рассказ об одной из самых знаменитых афер в истории Европы.
В судьбе Жанны де Ламотт-Валуа слишком много неизвестных: режиссеры и писатели романтизируют ее образ, историки называют обычной аферисткой. Но мы точно знаем одно ― невольно графиня де Ламотт-Валуа повлияла на миллионы судеб, изменила ход истории и своим поступком лишила жизни французскую королеву, по крайней мере, той жизни, к которой она привыкла.
Среди действующих лица той драмы, что развернулась вокруг королевского двора, похоже, не нашлось ни одного положительного персонажа. Впрочем, судите сами…
«Ожерелье королевы» из чистейших бриллиантов было создано придворными ювелирами по заказу Людовика XV для его бессменной фаворитки графини Дюбарри. Никакой предоплаты или гарантий, мастера, разумеется, не получили, поэтому несчастным ювелирам пришлось залезть в огромные долги ради королевской прихоти.
Неожиданно, хотя вполне предсказуемо, в возрасте 64 лет Людовик XV умирает, так и не расплатившись за украшение, стоившее целое состояние. Ювелиры в панике пытаются сбыть ожерелье хоть кому-то, но у европейских монархов не хватает денег, чтобы выкупить его. Даже новая королева Франции Мария-Антуанетта, при всем своем легкомыслии и любви к роскоши, не может себе позволить настолько крупные траты.
Чуть раньше при дворе появляется некая Жанна де Ламотт-Валуа ― фальшивая графиня, называющая себя подругой Марии-Антуанетты. История ее происхождения настолько темна и запутана, что даже на тот момент уже было не разобрать, что из себя представляет эта женщина. Главное, что нужно знать о Жанне ― она обладала редким даром убеждения, была хладнокровна в экстремальных ситуациях и точно знала, чего хочет.
Как раз к ней-то и обращаются бедняги ювелиры. Веря слухам, что Жанна является доверенным лицом королевы, они умоляют графиню повлиять на Марию-Антуаннету и уговорить ее выкупить злосчастное ожерелье. В голове Жанны быстро складывается нужный пазл, и в игру вступают новые персонажи. Один из них кардинал Луи де Роган.
Кардинал, несмотря на свой высокий статус, хотел большего ― тщеславный богач много лет лелеял мечту стать первым министром Франции. Но его амбициозным планам мешала непонятная ему холодность королевы и, соответственно короля, Людовика XVI, который находился под влиянием жены.
Именно тщеславие кардинала Рогана, который не отличался ни умом, ни особой сообразительностью, сделало его игрушкой в руках авантюристов.
Находчивая Жанна, уже знакомая с кардиналом Роганом и знавшая о его ненасытных амбициях, предложила ему выкупить ожерелье покойного короля для Марии-Антуанетты. В доказательство своих близких отношений с королевой Жанна предоставила Рогану несколько писем, якобы написанных ей Марией-Антуанеттой и даже устраивает тайную встречу с ней под покровом ночи. Правда, вместо королевы на встречу является подельница графини, лицо которой скрыто под вуалью, но доверчивый Роган не сомневается в истинности происходящего.
Даже если какие-то сомнения и закрадывались в душу легковерного кардинала, их изящно развеивал его конфидент, граф Калиостро, который был в сговоре с Жанной де Валуа. На частных сеансах граф предсказывал Рогану скорое назначение первым министром и в подробностях рисовал картину личного светлого будущего Его Высокопреосвященства.
Фантазии о расположении к нему королевы и близком повышении так затмили глаза и разум кардинала, что Роган соглашается на условия, озвученные графиней. Через нее же кардинал вносит первый платеж за ожерелье и передает гарантийные письма, по которым обязуется выплатить остаток суммы.
Ожерелье, как вы уже, наверное, догадались, остается у предприимчивой графини. Первый взнос кардинала успокоил незадачливых ювелиров, и дальнейшая судьба украшения их уже не волновала. А зря! Ведь камни из него уже пошли по рукам ― муж Жанны ловко сбывал их, довольно быстро пополняя семейную копилку.
Когда настал срок первого платежа по гарантийным письмам, кардинал забеспокоился. Ни обещанного титула, ни новой личной встречи с Марией-Антуанеттой он так и не добился. Вскоре дело получило огласку, и хотя сама королева была к нему непричастна, эта история окончательно испортила ее репутацию. Люди считали королеву виновной в излишествах, алчности, расточительстве и равнодушии к своему народу.
К тому моменту, народ Франции, доведенный до точки кипения расточительностью своих монархов и их попытками вылезти из долгов за счет простого населения, не склонен был оправдывать королевскую семью. История с ожерельем подлила масла в огонь Великой французской революции, став очередным фактором раздражения.
Как только стало известно о махинациях Жанны де Валуа, решительный граф Калиостро пытался бежать, но смог уйти не дальше Бастилии, обещавшей стать его новым домом. В этот раз судьба его пощадила ― суд полностью оправдал мошенника.
Впрочем, чудом спасшийся от правосудия, Калиостро все же получил свое: позже он был провозглашен колдуном Итальянской Инквизицией и приговорен к пожизненному заключению.
С кардинала также сняли все обвинения под овации парижской толпы, но король Людовик XVI все же сумел отомстить кардиналу за участие в афере. Пусть и невольно, но Роган скомпрометировал королевскую фамилию, за что лишился всех своих титулов и был изгнан из Парижа.
Мужа Жанны заочно признали виновным в мошенничестве и воровстве, но наказания ему удалось избежать ― за несколько дней до ареста граф де Валуа самоотверженно бежал в Англию.
На суде 1786 года Жанна де Ламотт-Валуа была признана виновной по всем статьям и приговорена к наказанию плетью, клеймению и пожизненному заточению. Два года она действительно провела в в тюрьме для проституток, пока не сбежала из нее в Лондон вслед за мужем. Там она опубликовала мемуары, подробно описав дело об «Ожерелье королевы». В своей публикации она «разоблачала» королеву, в очередной раз бросая тень на ее имя.
Дальнейшая судьба Жанны так и осталась неизвестной. По официальной версии, она выбросилась из окна в возрасте 35 лет, а вот альтернативные источники предоставляют более интересную информацию. Говорят, что имя графини в достопамятном 1812 году было известно в России, а сама наша героиня была вхожа во многие аристократические дома Петербурга. Сменив имя и приняв русское подданство, Жанна прожила в России еще 14 лет и мирно умерла в возрасте 70 лет. Согласитесь, неплохой финал для женщины, приговоренной к смерти?
Подпишитесь на наш канал и читайте новые истории об украшениях и людях прошлого и настоящего.