Социальный лифт – это ведь не только про деньги. Все хотят, чтобы у детей было маслом намазано и не испытали они наших проблем. Чтобы жизнь у них была интереснее и легче. Какие же у нас сейчас есть эти самые лифты, которые могут помочь детям вырасти в более успешных (вот как понимаете это слово, так и будет правильно).
Вот раньше было понятно. Отдали ребенка в богатую семью нянькой, выросла нянька – и стала горничной. Или был наемный работник, поднакопил немножко денежек и стал хозяином небольшого предприятия. Помните, как это было у Э.Золя в «Западне»? Главная героиня Жервеза начинает свой трудовой путь с работы прачки, потом вырастает в гладильщицу, эта работа ценилась, а оплачивалась получше. Потом копит деньги на свою мечту – собственную прачечную. Да, из-за пристрастия к алкоголю Жервезе не удалось остаться хозяйкой прачечной, но Золя описывал вполне реальный в то время путь наверх – от наемного работника к хозяину небольшого предприятия. А в России, помните, после отмены крепостного права крестьяне становились богатейшими купцами благодаря своей смекалке, упорству, любви к труду. Морозовы, Елисеевы, Абрикосовы. Стоп. Жервеза открыла свое заведение под красивой голубой вывеской чуть не двести лет назад. Истории купцов из крепостных тоже были актуальны в девятнадцатом веке. В веке двадцатом были свои социальные лифты, в общем-то, похожие во всем мире. Рабочий, выучившись в простой школе, всегда мог получить среднее профессиональное образование или высшее. Не получилось сразу после школы поступить в институт? Не беда, образование можно было совмещать с работой, учиться вечером и даже заочно. Получив заветный диплом, человек всегда мог рассчитывать на получение новой должности по полученной специальности, ведь предприятие стремилось продвинуть своего работника. А работали на предприятиях подолгу, в СССР это поощрялось, по сути, это был пожизненный найм, все работники были хорошо и очень долго знакомы между собой, приветствовались и рабочие династии, когда целые семьи, несколько поколений работали на одном месте. И возможность сделать карьеру на этом месте была более чем реальной, было бы желание.
Что же теперь мы можем предложить нашим детям? Как им помочь перейти в группу более состоятельных людей? Сейчас таких возможностей, как раньше, у нас нет, деньги упорно не хотят копиться на собственное предприятие, работайте в должности продавца или рабочего хоть сто лет. Как и раньше, способом прокатиться в социальном лифте немножко вверх является образование.
Только теперь образование не всеобщее, а для избранных. Учителей загрузили посторонней работой, иногда кажется, что специально, чтобы у них не было возможностей заниматься прямым своим делом – образованием детей. Опутали их кучей правил, требований, выполнение которых идет образованию явно во вред: учеников нельзя ругать, нельзя прикасаться к ребенку, даже если тому явно стало плохо. Знания детей с ужасающей скоростью стремятся к нулю, институты принимают на первый курс совершенно неподготовленных студентов, с которыми по-хорошему, надо заниматься школьной программой, а не вузовской.
Ещё 10 лет назад один преподаватель МехМата МГУ рассказывал про студентов (нет, не с МехМата, с какого-то другого факультета МГУ), которые утверждали, что для того, чтобы сложить две дроби, нужно сложить их числители и знаменатели!
Чем же помочь нашим детям?
Конечно, их надо учить. Вопреки всему учить и дать им хорошее качественное образование. Да, теперь родителям придется попотеть, чтобы это сделать, особенно тяжело родителям, которые сами не имеют хорошего образования. Но возможности такие есть. Большинство вузов счастливы видеть все-таки умных студентов. Так что, дорогие мамы, засучите рукава, работы у вас много. Прежде всего, надо понять, что интересно вашему ребенку. Творчество? Он рисует лучше всех или сочиняет музыку или что-то еще? Может быть, ему интересен спорт и он умеет как никто в школе бегать, прыгать, играть в футбол или плавать? Гуманитарные науки? Ему легко дается история или литература, он запоминает любое стихотворение после двух прочтений? Или иностранные языки? Может быть, ваш ребенок может отремонтировать любую технику и ему интересно копаться в старых железках? Или он предпочитает живую природу и даже не боится червяков?
Ищите, как сокровище, талант в своем ребенке. Талант в нем есть обязательно, вам надо только внимательно присмотреться. Поняв, что интересно юному дарованию, вам, а не ему, надо выяснить, где его талант можно развить. А дальше просто. Поняв, где будет хорошо учиться вашему чаду, вам будет уже просто выяснить, что нужно, чтобы туда поступить. И не щадя сил, готовиться. Одного года вам не хватит, в любом случае не хватит. Года три минимум. А если вы справедливо задумываетесь о лучших вузах России, творческой, спортивной карьере, то времени, разумеется, надо гораздо больше. Ваш умница перешел в старшую группу детского сада? Вам пора. С маленьким ребенком можно походить в музеи той направленности, которая близка ему, на выставки. Со старшими школьниками походите в учебные заведения, которые вам показались интересными, в каждом из них обязательно проходят дни открытых дверей. После таких экскурсий и вам и ребенку многое станет понятнее. И еще очень важно. Готовьтесь не к поступлению. Готовьтесь к обучению. Это намного труднее.