Страдающий от перекрестного санкционного огня олигарх Петр Авен на днях признался, что проблема невосприимчивости россиян к западному порядку, основанному на правилах, - это физическое наличие людей советского происхождения, так сказать. Вот когда эти люди естественным образом закончатся, то тогда, по мнению Авена, и можно будет направить эту страну на путь истинный. А пока что – сложно. Советское прошлое мешает.
Нет, ну Авена можно понять: он в обиде на всех. Годами таскал на Запад всё, что нажито непосильным трудом, - и в итоге оказался на этом самом Западе не у дел. Его деньги, как выяснилось, пахнут. Вопреки расхожей фразе и тому факту, что его деньгами Запад как не гнушался, так и не гнушается по сей день. Только под своим (а не авеновским) чутким руководством. Соответственно, тут, в России, откуда это всё непосильным трудом нажитое было вывезено, Авену тоже почему-то не рады. Такой вот жизненный цугцванг вдруг откуда ни возьмись получился.
Если же отвлечься от сомнительной фигуры Авена и обратиться к его мысли, то в ней, конечно, есть здравое зерно. Не так давно и Прилепин писал о том, что, начнись СВО на 10 лет позже, - расклад сил был бы совершенно иным. Он и так, этот расклад, не сказать чтобы идеальный. Но через 10 лет релокантов было бы не полтора миллиона, а все 15. А крепких, советской закалки и нормального воспитания мужиков возраста 40-45 лет не осталось бы вовсе, так как они перешли бы в разряд пенсионеров.
Однако есть в теории Авена одно существенное упущение. Лично он, Петр Авен, - самой что ни на есть советской закалки человек. Родился в 1955 году в Москве. Эсэсэсэровский, стало быть. А вот смотри-ка: и на Запад успешно смотрел, и капиталы туда вывез, и с СВО у него ну никак не сложилось. С другой стороны, костяк тех же мобилизованных составляют ребята 1980-х. Те, кто родился еще в СССР, а рос и формировался уже в России. Те, кто прошел через 90-е – и не скурвился, как насквозь продемокраченный Авен. Которому (Авену) на момент распада Союза было уже хорошо за тридцать.
То есть доля истины в словах Авена есть (ну то есть он знает, что советское воспитание россиян является для таких, как он, большим препятствием в достижении западных идеалов), однако новых реалий Авен не учитывает. Ну потому что сложно учитывать то, чего не видишь. В Союзе-то он худо-бедно жил, варился в том соку. А в России Авен уже давно не находится – ни душой, ни телом. Он давно уже чужой для России. Поэтому и рассуждает о России исключительно как о стране-доноре.
К несчастью для Авена (но зато к счастью для меня), у людей советской закалки и у воюющих ребят из 90-х есть семьи. И (что, наверное, самое неприятное для Авена) у них есть дети. Дети, которые гордятся своими отцами. Которые переживают за них, ждут их. Которые будут слушать ИХ рассказы, а не версии Авена.
Поэтому я смело могу предположить, что в скором времени Авен будет уже говорить (непременно вздыхая) о том, что проблема невосприимчивости россиян к западному миропорядку заключается в наличии ветеранов СВО. А я считаю, что для всех нас СВО, равно как и воюющие ребята на фронте, - это прививка от предательства. Прививка любви к своей стране, к своему народу, к своей сложной и богатой истории. Прививка гораздо более действенная, чем любые слова любого Авена.