Тихий Дон LRM1200

Дорога-то у нас одна, да едут все по-разному...

М.Шолохов

На пути с Париж-Брест-Париж (о котором, конечно, тоже надо будет поведать уважаемому читателю) умудрился заболеть. От Хельсинки до Выборга добирался на велосипеде на морально-волевых, пытаясь любоваться окружающими видами и с легкой грустью вспоминая частые в допандемийную пору поездки в страну Суоми.

Удаленно работая, провалялся неделю дома. К выходным стало полегче, в воскресенье даже проехал Тосненский бревет на 200 км за 7 с половиной часов, впервые не выйдя на нём из семи. После этого снова ушел в отдых и стал потихоньку раскатываться поездками на работу меньше чем за неделю до "Тихого Дона". Попробовал поучаствовать в челлендже от Саши Гордиенко по отращиванию казацких усов, но результат меня крайне разочаровал; решил не смешить народ и досрочно закончить это испытание. Такой вот DNF еще до старта.

К началу поездки самочувствие нормализовалось, заранее купленные билеты сдавать не пришлось. Да, немного о логистике. Прямые поезда в Воронеж оказались неудобны из-за времени прибытия, поэтому решил ехать с пересадкой в Москве. Ну и отлично, подумал я, покатаюсь еще по столице.

Теплым утром добрался до Московского вокзала, там загрузился в Ласточку, снял переднее колесо и накрыл велосипед мусорным пакетом - всё как просила тётенька-проводник, ну и задремал, сидячи в удобном ласточкином гнезде-кресле.

Москва встретила солнцем и суетой. Сел на велик и потихоньку двинулся в сторону Красной площади, дивясь окружающей обстановке и странной работе навигатора.

Отчалив от трех вокзалов, поехал по пр.Академика Сахарова, а после Тургеневской площади свернул на Мясницкую. Нравятся мне эти узенькие односторонние улочки!

Потом туда-сюда, спасибо навигатору, обнаружил себя почему-то на Маросейке, движущимся в сторону, обратную Красной площади. А осознал я это, остановившись позавтракать в "Московской шаверме", где добродушный кавказец, мастерски разбрызгивая соусы и искусно нарезая мясо, соорудил мне изысканное кушанье, после которого есть не хотелось до самого вечера.

Поняв, где я есть в Москве, развернулся и по очень удобной полосе общественного транспорта домчал до Лубянки, откуда по Никольской улице добрался-таки до Кремля.

Покрытая брусчаткой, Красная площадь поблескивала отражением неба. Туристы, включая меня, безостановочно селфились на фоне окружающего великолепия.

Благоговейно пройдя до мавзолея, запечатлел свой велосипед, который меньше месяца назад позировал возле Лувра и Эйфелевой башни. Ну и сам запечатлелся с ним.

До воронежского поезда была уйма времени, поэтому решил прокатиться по набережным Москва-реки.

Если вкратце, то прогулка мне понравилась. Особенно порадовали велододорожки в Лужниках и переходящие друг в друга велодорожки Воробьевых гор, Нескучного Сада и Парка Горького. Для семейных покатушек в городе - самое то.

Красиво и умиротворенно как-то.

Потом, к сожалению, велодорожное великолепие закончилось. Примерно возле памятника какахе (или как он там правильно называется?).

Подъезжая к Павелецкому вокзалу, откуда отправлялся мой поезд, решил проехать дворами и случайно наткнулся на Дом-музей и экспедиционный штаб Федора Конюхова. Даже не знал о его существовании.

Чтобы развеять благостный рассказ о нашей столице, добавлю ложку дегтя. По сравнению с Питером, который у меня давно стал неким мерилом городской жизни, в Москве заметно больше мигалок и крякалок, а еще и бомжей. А я уже забыл, когда видел их у нас в городе. Хотя, вспомнив недавнюю поездку по Европам, скажу, что в Париже или Стокгольме их тоже весьма немало.

Про GPS я уже писал - по понятным причинам работает не ахти. Не зная города, ехать крайне неудобно. То ты здесь, то ты там. Зато средняя оказалась при неспешной прогулке аж 35 км/ч!

А потом - мучительные попытки выспаться в поезде перед стартом под раскатистый храп попутчиков и выгрузка в четвертом часу утра в Воронеже.

Ночной Воронеж в центральной его части тоже из категории городов "невер слип". Миллионник, как-никак. Молодежь тусит возле ночных клубов на пр.Революции; пробираюсь меж них к Биму, фотографируюсь.

Перед Кольцовским сквером заезжаю в открытую блинную, с удовольствием съедаю блин-карбонару и через готовящуюся ко Дню города пл.Ленина причаливаю к хостелу Bon son, где расположилось большинство остальных участников мероприятия.

После второго завтрака, любезно предложенного мне Сашей Гордиенко и другими обитателями хостела, мы собрались во дворе и после недолгих приготовлений двинулись к старту.

Дорога-то у нас одна, да едут все по-разному... М.Шолохов На пути с Париж-Брест-Париж (о котором, конечно, тоже надо будет поведать уважаемому читателю) умудрился заболеть.-15

Старт был назначен от Адмиралтейской площади, которую, впрочем, не было видно из-за строительного забора.

Вскоре прибыли остальные участники, мы построились для фото, после чего, ровно в 05:00 (по другим данным - ровно в 05:01) раздался оглушительный залп адмиралтейских пушек (по другим данным - кто-то сказал "ну что, поехали?") и мы двинулись в путь. Впереди нас ждала неизвестность в количестве 1200 км.

Дорога-то у нас одна, да едут все по-разному... М.Шолохов На пути с Париж-Брест-Париж (о котором, конечно, тоже надо будет поведать уважаемому читателю) умудрился заболеть.-17

GPS почти не работала, поэтому ехали, переглядываясь - вдруг кто-то знает, куда надо. Как-то выбрались из города; и тут два парня (а это были Андрей Охотин и Виталий Иванусь) пошли в отрыв. Я было сел к ним на колесо, но через какое-то время понял, что темп не мой. Поэтому отвалился и покатил один - задел от пелотона уже образовался. Проехал Нововоронеж, где GPS чудил наиболее чудно, а сразу после выезда на Р194 меня нагнала основная группа. Так и поехали вместе, выходя на смены по очереди.

Внезапно увидел Вадима Малаховского, который ехал, мучаясь от головной боли из-за недавно поставленных зубных имплантов. Отметились на КП у закрытой еще шашлычной-шаурмы. До открытия оставалось минут 10, но решили не ждать - пока откроют, пока приготовят...

Дорога-то у нас одна, да едут все по-разному... М.Шолохов На пути с Париж-Брест-Париж (о котором, конечно, тоже надо будет поведать уважаемому читателю) умудрился заболеть.-19

Через несколько километров заехали в магазин, подкрепились мороженым, залились жидкостями и двинули дальше.

Дорога-то у нас одна, да едут все по-разному... М.Шолохов На пути с Париж-Брест-Париж (о котором, конечно, тоже надо будет поведать уважаемому читателю) умудрился заболеть.-20

Дорожки приятные - без трафика , рельефные, с красивыми видами.

После Подгоренского трек повернул на восток, ветер стал встречным, трафик увеличился, но до кафе "Донские блины", где у нас было КП, оставалось каких-то 15 км. Мы с Вадиком приехали первыми из нашей группы, поэтому получили вожделенный обед раньше всех. Раньше всех и уехали.

Дорога-то у нас одна, да едут все по-разному... М.Шолохов На пути с Париж-Брест-Париж (о котором, конечно, тоже надо будет поведать уважаемому читателю) умудрился заболеть.-22

А был это километр 211-й. До гостиницы в Нехаевской еще 160. Ну вроде цифры разумные. Хотя и холмисто, конечно.

Пересекли Дон и вскоре выехали на М-4 с потоком фур и с хорошей обочиной. Трек снова повернул, теперь на юг. Ветер стал мимикрировать под попутный, что в сочетании с воздушным потоком попутного транспорта создавало благоприятную среду для поддержания высокой скорости. Но вдруг - стоп! - зеленые... круглые... красивые... Конечно, арбузы! Остановились, купили маленький за 50 руб. - крупнее брать побоялись, только пообедали, вдруг не съедим. Съели. Купили еще один маленький. Тоже съели. И только после этого продолжили путь.

Свернули с М-4 на Калач.

Дорога-то у нас одна, да едут все по-разному... М.Шолохов На пути с Париж-Брест-Париж (о котором, конечно, тоже надо будет поведать уважаемому читателю) умудрился заболеть.-24

Дорога и не думала становиться менее рельефной, а после Калача еще добавила горок. Хорошо, мы этого не видели - на землю опустилась ночная тьма. Долго ли коротко ли крутили по темноте и неожиданно холодным низинам, въехали наконец в Нехаевскую.

Нехаевская веселилась свадьбой, но мы проехали мимо к нашему отелю. В отеле нас встретил очень странный дед-администратор, который с порога начал объяснять, что он не понимает, зачем и куда мы едем, что велосипеды для детей, а ездить надо на машинах. После этого он сказал, что кормить нас не будет, пока не приедет вся группа с гидом (ну раз отель заказали под группу велосипедистов, значит это групповой тур - наверное, такой он увидел ситуацию), отругал нас за неорганизованность и с кем-то начал общаться по телефону, продвигая свою точку зрения. Мы с Вадиком безуспешно пытались ему что-то объяснить, но увидев полную невменяемость данного персонажа, пошли в номер; я прилег на кровать отдохнуть и посерфить в соцсетях, Вадик решил сходить в магазин купить что-то на ужин, раз уж такая ситуация.

Буквально через несколько минут он вернулся, сообщив, что нас ждут в кафе отеля на ужин. Оказалось, что приехало еще четыре участника, кому-то из них удалось пообщаться с хозяйкой отеля, и ситуация разрешилась.

Естественно, после нашего объявления о том, что завтрак нужен часа в 4 утра, дед заистерил с новой силой. Однако не позже полпятого он уже прислуживал нам в кафе, принося тарелки со снедью. Удовлетворенные этой метаморфозой, напомнившей поведение Паниковского после восстановления "статус-кво", мы продолжили наш путь.

Едва отъехав от отеля, я пробился. За каких-то пять минут, пока менял камеру, рассвело. Можно выезжать и пораньше. Ладно, сегодня километраж меньше, набора высоты тоже, авось и приедем засветло. Сначала ехали-болтали с Вадиком, потом пошли горочки, он решил взбодриться и скоро скрылся за горизонтом.

Дорога-то у нас одна, да едут все по-разному... М.Шолохов На пути с Париж-Брест-Париж (о котором, конечно, тоже надо будет поведать уважаемому читателю) умудрился заболеть.-25

У въезда в Урюпинск я встретил еще несколько наших, вместе поехали к КП в центр. Урюпинск мне показался большим селом, лишенным каких-то особых достопримечательностей. Возможно, это первое впечатление сложилось таким. Позже мне написали, что надо было сфотографироваться с козой, иначе вроде как и не был в Урюпинске. Но к козе надо было возвращаться, поэтому оставил это на какой-нибудь "потом".

Дорога-то у нас одна, да едут все по-разному... М.Шолохов На пути с Париж-Брест-Париж (о котором, конечно, тоже надо будет поведать уважаемому читателю) умудрился заболеть.-26

Позавтракали мантами в только что открывшемся уличном кафе, я взял с собой еще самсу с сыром и с говядиной. Одну - не удержался - съел здесь же с чаем.

Заметил такую особенность местных пейзажей - вживую смотрятся намного живописнее, чем на фото. В общем, сюда надо ехать, а не листать картинки в ленте.

Дорога-то у нас одна, да едут все по-разному... М.Шолохов На пути с Париж-Брест-Париж (о котором, конечно, тоже надо будет поведать уважаемому читателю) умудрился заболеть.-27

Алексеевская. Интересное место. Перед ней хороший такой подъем, а потом спуск, причем даже с серпантином. В станице много памятников - казачеству и не только.

Зашли в кафе с неплохим кофе и местной выпечкой. Вадим бесплатно дал продавщице несколько дельных советов по тому, как надо вести подобный бизнес. Хоть она об этом и не просила.

Еще раз пересекли Хопер (первый раз перед въездом в Урюпинск); пошли места еще более интересные. Сначала огромная деревянная рука:

Дорога-то у нас одна, да едут все по-разному... М.Шолохов На пути с Париж-Брест-Париж (о котором, конечно, тоже надо будет поведать уважаемому читателю) умудрился заболеть.-29

Потом меловые горы:

Ну разве не чудо?

Дорога-то у нас одна, да едут все по-разному... М.Шолохов На пути с Париж-Брест-Париж (о котором, конечно, тоже надо будет поведать уважаемому читателю) умудрился заболеть.-31

Где-то здесь догнали Ваню Калинина, с которым год назад ехали Старорусский, какое-то время ехали-болтали, пока Вадик штурмовал очередные подъемы, скрываясь вдали.

Солнце начало клониться к закату, а до Вёшенской, где наша следующая гостиница, оставалось еще около сотни. Вокруг простирались поля подсолнечника; зрелые подсолнухи уже не двигаются вслед за солнцем, а обращены строго на восток.

Дорога-то у нас одна, да едут все по-разному... М.Шолохов На пути с Париж-Брест-Париж (о котором, конечно, тоже надо будет поведать уважаемому читателю) умудрился заболеть.-32

Немного не доезжая станицы Казанской встретили Михаила Набиркина, дальше поехали вместе.

Ночь повторилась - как только зашло солнце, стало холодно. В низинах лежал туман, и холод там пробирал до самых костей. Я всё удивлялся Вадиму - он с целью облегчения велосипеда ехал с одной внутрирамной сумкой и вез с собой только ветровку. Мой же гардероб едва умещался в двух баулах - я проигнорировал предложение организаторов воспользоваться бэгдропами, тащил всё на себе. Ну а что я им передам - смену формы? Она весит всего ничего. А остальное может понадобиться. Не люблю мёрзнуть. Не нравится такое. Лучше буду в горки отваливаться из-за лишнего веса, чем крутить, дрожа всем телом и выстукивая зубами составную дробь во тьме ночи. Проходили уже.

Вёшинская. Вёшки. Эпицентр, квинтэссенция нашего бревета. Родина Михаила Шолохова, автора "Тихого Дона". Выехали на набережную Дона, к памятнику Григорию и Аксиньи - главным героям романа. Лучи прожекторов, разбиваясь об их фигуры, рассеяно падали в воды Дона, тихо стелющиеся где-то внизу. Из ресторана рядом доносились разудалые казачьи песни. А мы с Михаилом кратко пересказывали сюжет романа Вадиму, который, как оказалось, поехал неподготовленным...

За несколько минут до закрытия успели заскочить в Магнит, приобрели продукты на ужин. А завтрак у нас был включен в стоимость проживания в гостинице "Солнечная". Насколько название соответствует, не могу сказать - видели ее только в темное время суток. Но зря гостиницу так не назовут же! Наверняка днём тут всегда солнечно и тепло.

Поселились с Вадиком в одном номере. Прикинув расстояние до следующего спального КП, решили опять поспать нормально - 5 часов вместо обычных на бревете трех. Никто нас никуда не гонит, до лимита запас времени есть, а ехать в темноте по таким красивым местам нет никакого смысла. Не за гонкой приехали.

Утром с опаской высунули нос в дверь отеля - вроде не холодно. Вскочили на своих коней и помчали навстречу солнцу. Дон был по-прежнему тихим и умиротворяющим.

Дорога-то у нас одна, да едут все по-разному... М.Шолохов На пути с Париж-Брест-Париж (о котором, конечно, тоже надо будет поведать уважаемому читателю) умудрился заболеть.-34

За разговорами незаметно доехали до памятника казакам Тихого Дона. Места красивейшие - степь да степь кругом!

Дорога-то у нас одна, да едут все по-разному... М.Шолохов На пути с Париж-Брест-Париж (о котором, конечно, тоже надо будет поведать уважаемому читателю) умудрился заболеть.-35

Заехали на заправку, выпили кофе с шоколадкой. Угостили местную собачку.

Дорога-то у нас одна, да едут все по-разному... М.Шолохов На пути с Париж-Брест-Париж (о котором, конечно, тоже надо будет поведать уважаемому читателю) умудрился заболеть.-36

Через какое-то время шоколадка полностью переварилась, и организм начал подавать недвусмысленные сигналы о необходимости восполнения калорий. На следующей заправке отдел с хотдогами отсутствовал, но водитель грузовика сообщил, что в сторону от трассы, в станице Боковская, есть хорошее кафе "Катюша", до которого около двух км, а дальше ничего не будет.

Ну а что нам эти два километра, если кафе хорошее! За тем и бреветы и ездим - полюбоваться красотами и поесть вкусно.

А и правда всё было аппетитно и недорого. Насытившись первым, вторым и компотом, совершили экскурсию по станице. Наибольшее впечатление произвел памятник Невернувшимся казакам.

Как следовало из таблички, по традиции имущество погибшего воина возвращалось в семью. А садиться в седло убитого казака считалось плохой приметой.

Вернулись на трассу, и снова - поля, поля, поля... Обычно поля - это что-то скучное, но тут в сочетании с небольшим рельефом всё выглядело достаточно впечатляюще.

Дорога-то у нас одна, да едут все по-разному... М.Шолохов На пути с Париж-Брест-Париж (о котором, конечно, тоже надо будет поведать уважаемому читателю) умудрился заболеть.-38

Но вскоре и от этих картин стали уставать. И тут - арбузные поля и добрая бабушка-продавщица. Поведала, что несколько дней назад сюда заезжала велосипедистка Елена и тоже ела арбузы. Мы сразу поняли, что речь идет о Ельтинэ, которая в качестве разведки внепланово проехала этот бревет за неделю до нас.

Мы с Вадиком провели фотосессию на поле,

Дорога-то у нас одна, да едут все по-разному... М.Шолохов На пути с Париж-Брест-Париж (о котором, конечно, тоже надо будет поведать уважаемому читателю) умудрился заболеть.-39

потом умяли один вкуснейший арбуз двоем,

Дорога-то у нас одна, да едут все по-разному... М.Шолохов На пути с Париж-Брест-Париж (о котором, конечно, тоже надо будет поведать уважаемому читателю) умудрился заболеть.-40

потом вчетвером

Дорога-то у нас одна, да едут все по-разному... М.Шолохов На пути с Париж-Брест-Париж (о котором, конечно, тоже надо будет поведать уважаемому читателю) умудрился заболеть.-41

и только после этого продолжили свой путь.

До станицы Обливская доехали замечательно. Но потом свернули на Волгоградку... Волгоградка оказалась узким шоссе с большим трафиком, лишенным даже небольшой асфальтированной обочины. Через два километра движения по этой трассе заехали в трактир "Гостинный Двор", поели, морально подготовились к последующей нервотрепке и двинули дальше. Но на удивление, через несколько километров появилась асфальтированная обочина, по которой мы домчали до границы Волгоградской области. В Ростовской области асфальт с обочины исчез. Пришлось снова выезжать под фуры.

Последующие 60 км лучше всего описал организатор бревета Гарабед Баян:

Дорога-то у нас одна, да едут все по-разному... М.Шолохов На пути с Париж-Брест-Париж (о котором, конечно, тоже надо будет поведать уважаемому читателю) умудрился заболеть.-42

Несколько раз нас скидывали на песчаную обочину, несколько раз уходили сами из-за истошных клаксонов. После окончания этого мытарства я поделился с Вадимом своими впечатлениями, причем мой словарный запас был ограничен тремя не совсем литературными словами. Но если их перефразировать, то получится фраза: ТАКИХ ДОРОГ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НА БРЕВЕТАХ!!! Именно так, капсом и с тремя воскл.знаками.

Переночевав в достаточно неплохом мотеле "Атаманский Двор" (опять те же невероятные на бревете 5 часов) и достаточно неплохо позавтракав, по ночной темноте выдвинулись на заключительный отрезок. Сегодня оставалось преодолеть около 260 км.

Как же хорошо ехать по пустым дорогам! Выехали вдвоем с Вадимом, но через какое-то время нагнали еще троих наших коллег и до кафешки на выезде на трассу Шахты-Цимлянск держали путь вместе. После второго завтрака (или это уже был обед?) продолжили путь втроем с волгоградцем Михаилом Набиркиным, с которым уже не раз встречались по ходу этого бревета.

Машин стало больше, но это "больше" не шло ни в какое сравнение со вчерашним вечером. Да и стоит отметить, что водители в этих краях достаточно адекватные, никто специально не хочет доставить неудобства велосипедистам. Было за этот бревет пара исключений, но что поделать, в семье не без урода.

Вскоре мы продолжили наш арбузный марафон:

Дорога-то у нас одна, да едут все по-разному... М.Шолохов На пути с Париж-Брест-Париж (о котором, конечно, тоже надо будет поведать уважаемому читателю) умудрился заболеть.-43

А после живописных холмиков

Дорога-то у нас одна, да едут все по-разному... М.Шолохов На пути с Париж-Брест-Париж (о котором, конечно, тоже надо будет поведать уважаемому читателю) умудрился заболеть.-44

подкрепились мороженым (интересно, это они позаимствовали название у белорусского пломбира или наоборот?),

Дорога-то у нас одна, да едут все по-разному... М.Шолохов На пути с Париж-Брест-Париж (о котором, конечно, тоже надо будет поведать уважаемому читателю) умудрился заболеть.-45

по совету друзей взяли по бутылке разливного кваса

Дорога-то у нас одна, да едут все по-разному... М.Шолохов На пути с Париж-Брест-Париж (о котором, конечно, тоже надо будет поведать уважаемому читателю) умудрился заболеть.-46

и заехали в поселке Новосветловский в кафе "Окрошка", где отобедали шашлычком.

После вкусного обеда, конечно, трафик увеличился, а дорога стала напоминать вчерашнюю Волгоградку с неприятным бонусом в виде дефектов асфальта. Но до Новочеркасска оставалось каких-то 20 км, а там до Ростова - рукой подать.

Всё бы ничего, если бы не ремонт дороги перед въездом в Новочек. Лихо объехав пробку, мы увязли в гудроне и, собрав на него песок и камешки, остановились с немым вопросом "Что делать?"

Дорога-то у нас одна, да едут все по-разному... М.Шолохов На пути с Париж-Брест-Париж (о котором, конечно, тоже надо будет поведать уважаемому читателю) умудрился заболеть.-47

Выход из ситуации подсказали дагестанцы в военной форме на легковой машине. Они объяснили, где находится строительный магазин, возле которого с помощью растворителя и кучи тряпок мы и привели покрышки в божеский вид. Продавщицы были настолько милы, что решили сами убрать за нами, чтобы мы быстрее финишировали.

Дорога-то у нас одна, да едут все по-разному... М.Шолохов На пути с Париж-Брест-Париж (о котором, конечно, тоже надо будет поведать уважаемому читателю) умудрился заболеть.-48

Новочеркасск знаменит Вознесенским войсковым всеказачим патриаршим собором, в котором покоятся останки донских героев-военачальников: атамана Донского казачьего войска графа Матвея Платова, Василия Орлова-Денисова и др.,

памятниками Ермаку,

Дорога-то у нас одна, да едут все по-разному... М.Шолохов На пути с Париж-Брест-Париж (о котором, конечно, тоже надо будет поведать уважаемому читателю) умудрился заболеть.-50

Платову,

а еще спуском Герцена, который для нас был подъемом. Радовало одно - это заключительный серьезный подъем на этом бревете.

Осмотрев достопримечательности и пообщавшись с местными, мы сквозь пробки выехали на широченное шоссе и направились в Ростов-на-Дону. Ветер и попутный автотранспорт разгонял нас до 40+км/ч, всё было прекрасно, и даже мой прокол не особо повлиял на время.

Несмотря на разную скорость и разные способы прохождения бревета, большинство участников приехали примерно в одно время. Наша троица не исключение.

Дорога-то у нас одна, да едут все по-разному... М.Шолохов На пути с Париж-Брест-Париж (о котором, конечно, тоже надо будет поведать уважаемому читателю) умудрился заболеть.-53

В самом благостном расположении духа сфотографировались на фоне Ростов-Арены и с космической скоростью за ведущей нашу группу Ельтинэ помчали на афтепати, где нас уже ждали... Но это совсем другая история...