Найти тему
Дневник трейдера в юбке

10 дней действует запрет на экспорт российских нефтепродуктов. Что изменилось за это время?

Оглавление

21 сентября был введен запрет на экспорт нефтепродуктов: дизельного топлива и бензина из России. С тех пор прошло 10 дней пора подводить первые итоги, а точнее наметившиеся тенденции. Все-таки 10 дней это мало, чтобы увидеть глобальный результат, но достаточно, что бы сделать прогнозы.

Внешний рынок

Если говорить про внешний рынок, то он еще до конца не определился как отреагировать на запрет. После ввода запрета вначале мы увидели падение цен, потом резкий рост, потом вновь коррекцию. Это можно назвать одним простым словом "паника". В какой-то момент в Европе и США начали появляться публикации со словами, что скоро нефть будет стоить по 100 или 110 долларов за баррель. Но за первые 10 дней мы все-таки не увидели резкого скачка цен что бы ценник закрепился и можно было уверенно сказать, что произошли существенные изменения на внешнем рынке. Да, есть общий тренд на повышение цен, но пока он не ускорился. То есть нельзя сказать, что наши нефтеперерабатывающие компании сейчас начнут зарабатывать на экспорте сырой нефти намного больше, чем до 19 сентября.

Но в то же время надо понимать, что часть нефтепродуктов мы гоним танкерами. Танкеры выплыли 19 числа с утра и будут плыть еще может месяц. Именно поэтому пока рано говорить о том, что где-то за пределами России образовался дефицит. Что бы отсутствие наших нефтепродуктов на том рынке стало заметным надо еще подождать и не неделю.

И еще такой момент, когда не понятно кому верить. В начале сентября 2023 года несколько изданий писали о том, что Россия нарастила экспорт сырой нефти в сентябре относительно июля и августа. При это Новак вроде как заявил, что поставки нефти будут сокращены. Могу предположить, что дело тут вот в чем. Некоторое время назад мы ввели определенное ограничение на экспорт нефти, что бы поддержать ОПЕК+, но по факту в июле и августе мы экспортировали даже меньше этого лимита. А вот в сентябре спрос на топливо вырос и мы стали экспортировать больше чем двумя месяцами ранее, но меньше, чем по установленному лимиту. Тогда получается, что тут мы поставки сократили, а там открыли кран. В результате дефицит там нарастает меньше, чем бы хотелось.

Внутренний рынок

Ситуация на внутреннем рынке пока тоже особо не поменялась. На юге страны продолжает сохраняться дефицит дизельного топлива. Но там сейчас возросший спрос, который будет не так-то просто быстро удовлетворить. Топливо там потребляет:

  • Сельскохозяйственная техника у которой сейчас возрос объем работ в связи с окончанием сезона;
  • СВО;
  • Обычные люди, которые любят передвигаться на собственных автомобилях.

На днях должен был выйти в ремонта Астраханский НПЗ, скоро топливо с него доедет до бензоколонок и дела должны улучшиться. ФАС уже занимается несколькими компаниями что бы дела пошли еще лучше.

Источник https://www.interfax-russia.ru/south-and-north-caucasus/news/astrahanskiy-npz-vyydet-iz-remonta-v-blizhayshie-dni
Источник https://www.interfax-russia.ru/south-and-north-caucasus/news/astrahanskiy-npz-vyydet-iz-remonta-v-blizhayshie-dni

Что касается цен на топливо, сужу по себе, почём я заправлялась 12 сентября в городе АИ-95, ровно по той же цене я могу заправиться и сегодня. Почём я заправлялась 24 сентября за городом, ровно по этой цене я могу и заправиться сейчас. По-прежнему сохраняется разброс цен между АЗС одной сети, за городом я вижу ценник даже выше, чем у себя в городе, но он не меняется. Подобный разброс цен может создавать впечатление, что что-то поменялось, может приводить к тому, что статистические данные меняются. Но лично я по АИ-95 изменений не вижу!

Если верить официальным данным Росстата с 19 по 25 августа цены на топливо все же выросли:

  • На бензин на +0,5%;
  • На дизельное топливо +1,7%.

Да и вообще надо отметить, что у нас инфляция на этой недели была достаточно высокой. Но в данном случае, инфляция - это средняя температура по больнице. Где-то цены могли не измениться, а где-то наоборот сильно вырасти. Тут вот интересно покопаться в статистике по регионам.

Источник https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/155_27-09-2023.html
Источник https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/155_27-09-2023.html

Питерская биржа

На Питерской товарной бирже сначала мы увидели падение цен на все виды топлива, а затем они начали расти с 26 сентября. Но есть для перекупщиков и оптовых покупателей, которые скажем не хотят пригонять свой карьерный самосвал на местную АЗС топливо обходиться вновь дорожает.

Карьерный самосвал с ВДНХ
Карьерный самосвал с ВДНХ

Пока до прошлых максимумов нам далеко, но и падением цен не пахнет. В пятницу биржа отстранила несколько трейдеров от торгов, за что не сообщается, может они создавали лишние волнение. Посмотрим, что будет в понедельник.

Источник https://spimex.com/
Источник https://spimex.com/

Рыночная - не рыночная экономика

Раньше наше государство пыталась управлять потоками нефти за счет использования демпфера. Если бензин за границей стоил дороже, нефтяные компании получали доплату. Суммарный размер таких доплат в 2022 году превысил 2 триллиона рублей! В какой-то момент размер этой выплаты решили сократить в 2 раза, за счет это образовался дисбаланс, дошло и поехало.

Сейчас государство пытается урегулировать проблемы с топливом не рыночными методами, например, вводя запрет на экспорт. Пока мы видим, что нефтеперерабатывающие компании потеряв прибыль там, видимо решили ее компенсировать за наш счет, не снижая цены на топливо. Это рынок и это бизнес, они делают деньги, хотя многим мелким акционерам от этого очень плохо.

Теперь видимо нам стоит ожидать следующего выхода ФАС, именно эта служба будет сейчас говорить о завышенных ценах и сговорах. Посмотрим, что из этого выйдет.

Для меня как для акционера уже понятно, что быстрой отмены запретов ждать не приходится, а значит нефтеперерабатывающие компании все-таки лишатся части своей прибыли и если не произойдет быстрого чуда, нам стоит ждать падения дивидендных выплат.

Приглашаю вас подписываться на мой телеграмм-канал.