Найти в Дзене
Creatio Officina Sibiricum

Математика приносит пользу, или что такое мантисса

Решил поделиться одной личной историей. Интересна она будет ценителям науки и искусства, но двигающимся к ним с разных сторон. Итак, задумался я недавно о логарифмах. Задумался о них по причинам, боюсь, понятным не всякому. Но это не столь важно. Главное, что возникла необходимость освещения в памяти гуманитария самого понятия логарифма и всего с ним связанного. Полез в учебники и энциклопедии, стал уточнять. Понял, наконец, почему в СССР столь ценили логарифмические линейки. Начитался про сложение и вычитание степеней. И, как мог бы уже кто-то догадаться, узнал, что при использовании логарифмической линейки вычисляют «мантиссу». Сами же числа, связанные с «мантиссой», вычисляют в уме. Что за мантисса? Полез смотреть. Столкнулся с замечательной привычкой математиков определять неизвестные понятия через другие неизвестные понятия. Скажем, мантисса– это целое число фиксированной длины, которое представляет старшие разряды действительного числа. Отличное определение для использования ег

Абстрактное отображение математики. Взято из открытого источника.
Абстрактное отображение математики. Взято из открытого источника.

Решил поделиться одной личной историей. Интересна она будет ценителям науки и искусства, но двигающимся к ним с разных сторон.

Итак, задумался я недавно о логарифмах. Задумался о них по причинам, боюсь, понятным не всякому. Но это не столь важно.

Главное, что возникла необходимость освещения в памяти гуманитария самого понятия логарифма и всего с ним связанного. Полез в учебники и энциклопедии, стал уточнять.

Понял, наконец, почему в СССР столь ценили логарифмические линейки.

Логарифмическая линейка. Изображение взято из открытого источника.
Логарифмическая линейка. Изображение взято из открытого источника.

Начитался про сложение и вычитание степеней. И, как мог бы уже кто-то догадаться, узнал, что при использовании логарифмической линейки вычисляют «мантиссу». Сами же числа, связанные с «мантиссой», вычисляют в уме.

Что за мантисса? Полез смотреть. Столкнулся с замечательной привычкой математиков определять неизвестные понятия через другие неизвестные понятия. Скажем,

мантисса– это целое число фиксированной длины, которое представляет старшие разряды действительного числа.

Отличное определение для использования его гуманитариями, правда ведь?

Понял в конце концов, что мантиссы нужны для нахождения значений логарифмов «от обратного». Например, имеем число 73,3. Ищем его десятичный логарифм. В нём до запятой две цифры, значит, разряд у него =1. Убираем запятую и ищем мантиссу числа 733. Смотрим в таблицу, находим столбец с числом 73 и движемся по строкам до пересечения с цифрой 3. Видим там 0,8651. Это и есть мантисса. Возвращаемся к числу 1, которое обозначало разряд, подставляем мантиссу и получаем 1,8651. Ура!

Ясно теперь, чего с линейками делали? Именно!

Но польза от математики лично для меня вышла иная. Смотрю дополнительные значения слова «мантисса». Вижу название романа Джона Фаулза, нахожу роман и забываю про математику.

Роман Фаулза описывает общение главного героя и музы Эрато. Где б вы думали? В палате психиатрической лечебницы! Ведут философские дискуссии, но не только.

Некоторые критики считают роман «скучным». Не знаю, не знаю... Лично мне он показался интересным и даже увлекательным. Как можно пройти мимо следующих слов:

– Я давно здесь?
– Всего несколько страниц.
– Страниц?
Она скрестила руки на груди и снова – иронический вопрос в ее внимательно следящих за ним глазах.
– А что я должна была сказать?
– Дней?
Она улыбается более открыто:
– Отлично.
– А зачем вы сказали «страниц»?
– Вы утратили идентичность, мистер Грин. Я должна работать с вами, основываясь на вашем собственном чувстве реального. А оно, кажется, в полном порядке.

Впрочем, каждый сам решает. Всегда ведь можно прочитать или отказаться от чтения. Следует, правда, предупредить о провокационной сути романа, его насыщенности метафорами. Не все они адекватно понятны, скажем так, не посвящённым.

Особенно не ясен будет художественный метод Фаулза. Роман состоит из диалогов, в нём нет сюжетной линии в обычном понимании. Но есть опыты порождения текстов, непосредственно захватывающих самого автора. Отчего «Мантиссу» иной раз зовут «метароманом», то есть романом о романах.

Ясно, что от произведения Фаулза не то что «идут» корни к «Улиссу» Джойса, они прямо-таки торчат отовсюду! Конечно, Джойс был радикальнее. Главы его романа отражали вехи всей литературы вообще. Однако и Фаулз по-своему хорош. Ох, хорош!

Впрочем, людям без опыта чтения хотя бы Пелевина и его «Чапаева и Пустоты», пусть тот и вторичен относительно Фаулза, приступать к роману не следует. Но выбор за вами!

Такая вот история. Математика всё-таки чрезвычайно полезная дисциплина! И ум в порядок приводит, и с нахождением ориентиров в мире постмодернистских романов помогает.

Разве не чудо?