Интересы у различных людей разные. Ещё в 1890 году Уильям Джеймс писал: «Человек расставляет акценты и определяет приоритеты в каждом акте восприятия. Мы просто не в состоянии уделять одинаковое внимание множеству впечатлений. Из одного и того же множества увиденных объектов каждый выбирает именно те, которые ему будут интересны».
Эмоция интереса «запускает» выбор процессов восприятия и внимания и стимулирует познавательную активность.
Человеку от природы присуще стремление к исследовательской, познавательной деятельности, к личностному росту. Поэтому интерес является доминирующей эмоцией в повседневной жизни человека.
Как правило, эмоция интереса выступает в сочетании с одной или несколькими эмоциями; иногда эмоция интереса противоречит им.
Интерес - это положительная эмоция и переживается человеком гораздо чаще всех других эмоций. Интерес является основной мотивацией в формировании и развитии навыков, умений и интеллекта. Необходимо сказать, что не следует путать эмоцию интереса с реакцией удивления и изумления, несмотря на то, что внешние проявления удивления сходны с проявлениями интереса.
Интерес определяет наши мысли и воспоминания, так как он в большей степени обусловливает содержание нашего восприятия, внимания и памяти. Существует огромное множество причин для появления эмоции интереса, но для того, чтобы понять, как активизируется эта эмоция, необходимо разделить эти причины на несколько видов.
Рассмотрим кратко эти причины:
Параграф 1. Перемены.
Повседневная рутина затягивает и утомляет, поэтому иногда возникает желание что-то поменять (сменить обстановку). Может быть, именно поэтому люди далекие от бильярда, иногда испытывают желание взять в руки кий и попробовать себя в новом качестве. Как правило, они направляются в старое знакомое место, - главное, что они при этом вырываются из привычной обстановки и попадают в другую, так как новые впечатления можно получить даже в хорошо знакомом и привычном месте. Такая перемена обстановки открывает возможность получить новые причины (активаторы) эмоции интереса. Смена обстановки, как фактор интереса вызывает два других фактора - одушевлённость и новизну объекта. Что значит в данном случае одушевлённость? Дело в том, что заходя в давно знакомое кафе, или первый раз в бильярдный клуб, вы будете видеть живые новые лица, общаться с живыми людьми. Никакая супер обстановка интерьера не заменит вам ощущения от общения с живыми людьми.
Ещё одним почти обязательным фактором интереса является новизна объекта.
Можно привести массу примеров, показывающих силу фактора новизны, как активатора эмоции интереса, например, для жителя горной местности большой интерес вызовут бескрайние равнины и поля, жители большого город получат большое впечатление от тихой далёкой деревеньки.
Эмоция интереса повышает способность человека к восприятию и обработке поступающей из внешнего мира информации. Интерес стимулирует человека к исследовательской и познавательной активности, как мы уже говорили, обостряя восприимчивость.
Иногда бывает так, что человек совершил какой-то необычный для себя поступок и в последствии он не понимает, как отважился это сделать, откуда взялась смелость? Это можно объяснить возбуждением, порождённым эмоцией интереса. Но, с другой стороны, возбуждение не может бесконечно долго сохраняться, независимо от того, работает человек или играет, творит или просто развлекается. Эмоция интереса переходит в чувство удовлетворения и радости.
Параграф 2. Воображение и мышление.
У каждого человека с детства сохраняются в памяти какие-то образы и вызываемые ими воображения, -это неиссякаемый источник эмоций, и одной из этих эмоций является эмоция интереса, так как она играет первостепенную роль в процессах мышления и воображения. Другим богатым источником эмоций являются слова и представления.
Те из слов, которые связаны с воображаемым или физическим событием, с новизной объекта или с переменами, вызывают у нас эмоцию интереса.
Параграф 3. Переживание эмоции интереса - возбуждения. Эмоциональное состояние игрока «в ударе».
На уровне переживания эмоция интереса -возбуждения проявляется чувством охваченности, зачарованности, любопытства. У человека, испытывающего чрезмерный интерес к предмету, человеку, или ситуации возникает желание исследовать объект интереса, познать его, принять участие в происходящем, испытать новые переживания. При интенсивном интересе, или возбуждении, человек испытывает воодушевление, невероятный подъём энергии, обострение чувств, высокую степень уверенности в себе.
Поэтому, по нашему мнению, именно эмоцией интереса - возбуждения объясняется такой феномен в бильярде, как «игрок в ударе». Вот как описывает это состояние А. Леман: «Всякому игроку тысячу раз приходилось и говорить, и слышать: эх, вот не везёт - вам счастье, я не в ударе. В другой раз игрок жалуется, что он устал, «удар уже не тот». Иногда победитель говорит, что он сегодня «в таком ударе, как никогда». Подобных восклицаний не перечтешь, но все они сводятся к тому, что «сегодня» (именно сегодня) одному везёт, а другому не везёт. Стало быть, игроки бессознательно признают, что есть какое-то странное, почти необъяснимое соотношение между расположением духа, успешностью игры и собственно «счастьем».
В чём же состоит это соотношение? Следует ли допустить, что существует счастье на бильярде в прямом значении этого слова?
Прежде чем ответить на эти вопросы, исследуем игру игрока, когда он «в ударе» и ему «везёт». Игрок начинает играть, когда просто ему хочется поиграть или товарищ приглашает для компании. Когда игроку хочется поиграть, он испытывает легкое возбуждение, проявляющееся в нетерпении занять место у бильярда. Он тщательно выбирает кий, посмеивается и спрашивает, почём будет игра. Если первые удары у него и не тверды, то скоро после двух-трех удачно сделанных шаров, он становится весьма самоуверен, даже дерзок и благополучно выигрывает партию.
Вторая партия, в которой сила противника по моральному закону всех игр будет сильнее напряжена вновь развивается для него так счастливо, что ему останется только класть шаров.
Третья партия, в которой проявляется и без того упадок духа противника, выигрывается просто шутя. Партнёр «игрока в ударе», хоть и равный в силе, начинает жаловаться на то, что тот «в ударе», и требует форы. Мало-помалу он «сбивается с кия», т.е. начинает играть значительно хуже, чем обыкновенно, и проигрывает подряд все партии.
Иногда «игрок в ударе» имеет дело с таким хладнокровным противником, который пережидает, когда кончится удар, и затем, возвысив ставку,
отыгрывается, сбивает в свою очередь противника с кия и торжествует.
Впрочем, иной раз просто ничего не поделаешь с игроком «в ударе».
Он так и лупит шаров, как ни отыгрывайся. Тогда выдержав 2-3 партии и не видя перемен в ходе игры, хладнокровный игрок, всё время игравший «во всю» свою силу, благоразумно отступает.
Трудно точно ответить на вопрос. Проявляется сила эта в том, что все бильярдные способности игрока временно напрягаются и достигают своего максимума? Так, зрение у него изощряется до того, что он почти не целится, удар приобретает необыкновенную точность, и, наконец, у него является род вдохновения в предугадывании замыслов противника и наисильнейшего противодействия ему. Будто нарочно, например, при игре в пирамидку, игроку «в ударе», так и подставляются крупные шары, а противнику мелкие.
При обоюдном отыгрыше - для одного свой шар всегда останавливается на удобном месте, для другого непременно у борта, да ещё коле. Всего не перечтешь.
Дело в том, что бильярдная игра - искусство весьма тонкое, трудное и требующее многих условий для успешного выполнения. В ней всё стоит в тесной связи и гармонии. Усильте здесь, ослабнет там и обратно.
Трудно найти другую игру, в которой балансирование нравственных сил противников выражалось бы рельефнее, чем здесь. Эти колебания и влияют на выигрыш или проигрыш. У «игрока в ударе» - ряд прогрессивно возрастающих духовных импульсов, постепенно угнетая дух противника, в то же время наглядно проявляется в физических отправлениях организма: так чувства изощряются, деятельность кровообращения усиливается, глаза блестят, чувство усталости исчезает. Является довольство самим собой и какое-то внутреннее удовлетворение. Вот физиологические признаки, характеризующие «игрока в ударе».
Посмотрим теперь на игру игрока «не в ударе». Невнимательного даже наблюдателя поражает то, что он играет вяло и неохотно. Если он хорошо прицелится, то неверно ударит. Кажется, самый надёжный шар и тот изменяет. Всё это расстраивает игрока, действует подавляющим образом на его самообладание, и он начинает подряд проигрывать все партии.
В то же время ему не везёт, то свой шар на себя упадёт, то кикс выйдет, то наклейка соскочит. Он пьёт воду, переменяет кий - ничего не помогает. Обыкновенно, он сильно утомляется, голова у него болит, и появляется озноб. Где уж тут до игры!
Из сего описания ясно видно, что игрок «не в ударе» переходит мало-помалу все обратные фазисы. Нравственное изнеможение влечёт за собой физическое, тотчас обнаруживающееся в успехе игры. И затем опять-таки является счастье посторонней вещью.
Есть такие хладнокровные и выдержанные игроки, которые почти не испытывают только что описанного переходного состояния при игре. Да в общем-то, чем жизненнее и крепче натура, тем реже она недомогает, бывает не в ударе, - и наоборот, чем впечатлительнее, слабее и нервнее субъект, тем чаще и энергичнее проявляется у него подъём и упадок духа. Вот почему за некоторых превосходных игроков совершенно нельзя держать мазу. Этот закон, увеличивающий энергию победителя и ослабляющий побеждённого, особенно рельефно отражается на войне. Раны у победителя заживают быстрее, чем у побеждённого, он устаёт меньше, а делает больше. Болезни развиваются сильнее среди побеждённых, чем среди победителей. Это всё указывает на какое-то внутреннее перемещение психофизических сил состязающихся. Что ж теперь заставляет признавать счастье на бильярде?
А вот что:
Случается, что сходятся два игрока равной силы. Оба они ни «в ударе», ни «не в ударе». Начинается игра, и один выигрывает. На другой день опять сходятся эти же самые игроки, и опять кто-нибудь выигрывает. Чем объяснить такое явление? Скажут, что невозможно найти двух совершенно равносильных игроков. Вовсе нет. В бильярдной игре можно так точно числом очков измерить силу каждого игрока, приняв, например, маркера за меру силы, что очень легко отыскать двух игроков предположительно одной силы. Внимательно следя за их игрой, нетрудно убедиться, что одному везёт больше, другому меньше.
В результате проигрыш или выигрыш. Иногда являются такие фуксовые партии, которые ничем нельзя иначе объяснить, как счастьем. Одним словом, счастье есть на бильярде, но оно не играет первенствующей роли, как в других играх и до известной степени оно в руках у самого игрока.
Как бы там ни было, бильярд развивает характер, что очевидно только опытному наблюдателю. Старый и превосходный бильярдный игрок - философ, стоик и знаток сердца человеческого. Он осторожен и твёрд. Он редко чему удивляется, он проницателен и памятлив. Он добродушен, его разговор исполнен неподдельного юмора».
Читая книгу А. Лемана «Теория бильярдной игры», просто удивляешься, как ярко и точно он описал эмоциональное состояние игрока «в ударе»: А ведь эта книга была написана больше ста лет назад. Конечно, большинство технических приёмов, описанных в книге, кажутся современному бильярдисту устаревшими, или даже странными, но, вот, что касается описания эмоций игроков, их психологического состояния, думаю, оно вполне актуально и сегодня, а ведь в то время ещё даже науки такой не было, как психология. Поэтому, смело можно утверждать, что Анатолий Иванович является первым бильярдным психологом в России. Можно по-разному относиться к его «Теории бильярдной игры», но несомненно уважения этот труд заслуживает, хотя бы по одной той причине, что он не только показал технические приёмы бильярда, а ещё и попытался разобраться в ощущениях, эмоциях, мотивациях игроков (к сожалению, большинство книг по бильярду содержит только описание технических навыков).
Изучая бильярдную литературу, находим в книге Евы Лоренс своё трактование эмоционального состояния «в ударе». Вот что она пишет: «Такое случается практически во всех видах спорта, да и не только в спорте. Человек вдруг настолько сосредотачивается на игре, обретает такую уверенность, что его состояние напоминает состояние транса, одержимости в хорошем смысле слова.
Такой полу-транс бывает настолько глубоким, что потом вы с трудом можете вспомнить, как долго вы пребывали в этом состоянии и что конкретно делали, находясь в нём. Чтобы «впасть» в такое состояние, вовсе не нужно быть профессионалом, хотя, в принципе, чем опытнее игрок, тем больше вероятность того, что он будет в ударе. Вообще такое состояние является следствием высокой, почти запредельной концентрации на игре. А то, что в ударе чаще бывают профессионалы, объясняется тем, что они именно в силу своей профессиональности способны концентрироваться на игре быстрее и глубже, чем любители. Как я уже сказала, такое состояние бывает не только в спорте, оно может возникнуть и при выполнении обычной работы, и когда вы увлечены, например, своим хобби.
Чтобы стало окончательно понятно, что я имею в виду, скажу, что в данном случае речь идёт вовсе не о каком-то отключении от игры, а наоборот- о полном погружении в неё. Такое погружение называется «быть в ударе».
Ещё раз подчеркну, что такое состояние может возникнуть и у только-только начинающего игрока, и у чемпиона мира. Если такое случится с вами,
когда вы тренируетесь в одиночестве, вы, возможно, ничего особенного и не заметите, кроме, разве что того, что время пролетело как-то незаметно. А если кто-то станет свидетелем вашей игры, то вам наверняка скажут что-то вроде того, что играли вы выше всяких похвал, что никто не ожидал от вас такой классной игры.
У вас, наверное, возникает вопрос: если игра в ударе так прекрасна и удивительна, почему бы постоянно или хотя бы часто не использовать это состояние? Во-первых, по иронии, человек, пребывающий в таком состоянии, попросту не может прочувствовать и оценить его удивительность, так как в этот момент он не понимает этого. Сравнение такого состояния с гипнотическим вряд ли будет корректным, но что-то общее здесь есть в том смысле, что когда вы под гипнозом, вы этого не сознаете. Во-вторых, намеренно погрузить себя в это состояние крайне сложно. Если человек усиленно старается сконцентрировать сознание на чём-либо, то уже сам этот процесс приложения усилий выступает в качестве отвлекающего фактора и не даёт полностью отключиться от происходящего вокруг.
Я пришла к выводу, что это состояние, по всей видимости, имеет в своей основе некое оборонительное, защитное начало. Если долго и напряжённо концентрироваться на чём-то одном, мозг, очевидно, определённым образом меняет своё восприятие окружающего, включает какой-то особый фильтр. Освещение, движение вокруг, течение времени - всё это начинает восприниматься иначе, а действия самого человека становятся до некоторой
степени похожи на действия робота. Если хотя бы в подсознании вы представляете, как надо играть в различных ситуациях, то вы реально будете действовать именно так, как надо. Действительно, если бы кто-нибудь разгадал секрет погружения в такое состояние...»
Может быть именно эмоция интереса является причиной возникновения особого психологического состояния - «игрок в ударе»? Разберёмся в этом подробнее.
Какие же функции выполняет эмоция интереса?
Во-первых, это мотивационная функция, которая связана с внутренними процессами, которые устремляют человека в определённом направлении или к определённой цели. Мотиваций для игрока, занимающегося бильярдом, может быть несколько: улучшение технических навыков, выигрыш в престижном крупном турнире, завоевание высокого титула (чемпион мира), денежный выигрыш. Мотивация является очень сильным элементом возбуждения игрока, который в такие моменты забывает об усталости, об осторожности. Поэтому эмоциональное состояние «игрок в ударе» возникает именно тогда, когда есть мотивация.
Посмотрите на детей, когда они увлечены игрой, они забывают о голоде, о сне, об усталости. Взрослые люди иногда так увлечены своим делом, что забывают об обеденном перерыве, вообще о времени.
Возбуждение может заглушить даже боль. Мы знаем немало случаев, когда спортсмен, получив во время игры травму, начинал ощущать боль только по окончании матча. Известно также, что альпинисты
забывают о всех физиологических потребностях (еда, сон, отдых и др.), когда от вершины их отделяет несколько метров. Путешественники терпят лишения неделями, месяцами и даже годами - настолько сильны их жажда открытия и стремление к заветной цели.
Почему состояние «в ударе» чаще посещает профессионалов, чем любителей? Да потому, что у профессионалов мотивация победить выше.
Другой важной функцией интереса является исследовательская деятельность и научение, т.е. познание нового, приобретение опыта, желание испытать новые ощущения. Изучение бильярда таит в себе неиссякаемый источник для исследования, так как это игра, которая никогда не повторяется, развития ситуаций на столе после разбивки пирамиды может быть бесконечное множество, ударов по шару может быть столько, сколько точек на шаре, т.е. опять же множество. Даже, если вы в совершенстве управляете битком, то всё равно, бильярд - это игра не предсказуемая.
Необходимо ещё сказать, что эмоция интереса способствует развитию памяти и концентрирует внимание на интересующем объекте или действии. Очевидно, что движущей силой любой игры, в том числе игры бильярдной, является эмоция интереса. Если игра не интересна человеку, то он никогда не будет в неё играть. Эмоция интереса способствует развитию творчества, которое захватывает человека, вызывая вдохновение. В этот момент человеком движет интенсивная эмоция интереса - возбуждения.
Поэтому, возвращаясь к состоянию «игрок в ударе», можно утверждать, что необходимой предпосылкой к такому состоянию является эмоция интереса. Как эмоция интереса «включает» феномен «игрок в ударе»? - Это уже другой вопрос, вполне возможно, это «включение» связано с какими-то сильными позитивными эмоциями из прошлого опыта.
Связана ли эмоция интереса с другими эмоциями? Несомненно! Например, взаимодействие эмоции интереса с болью. Представьте спортсмена, который по ходу игры получил травму и не заметил этого. Если ощущения, возникшие в травмированном органе, не достигают уровня сознания, то человек не чувствует боли. Это может случиться с каждым, кто поглощён каким-то делом. Таким образом, мы можем даже контролировать интенсивность боли (этот контроль, тем не менее, не исключает необходимость лечения). Эмоция интереса, благодаря своей фокусирующей силе, может притупить ощущение боли, хотя у разных людей разная способность к отвлечению внимания от источника неприятной стимуляции.
Эмоция интереса также вызывает ощущение радости. Именно интерес и радость, взаимодействуя друг с другом, составляют мотивационную основу любой игры. Тем более, победа в игре или овладение сложными техническими приёмами всегда вызывает радость. Радость позволяет игроку расслабиться, снять нервное напряжение, мотивированное интересом, а затем, опять сконцентрироваться на игре. Другими словами, радость даёт нам возможность передышки, позволяет восстановить затраченную энергию, открывает нам новые перспективы, которые вновь пробуждают в нас интерес, воодушевляют нас. В результате взаимодействия эмоции интереса с эмоцией страха (страх всегда возникает перед неизвестностью и возможностью выбора) возникает эмоция тревоги. Интерес толкает нас вперёд. Но иногда, изучая (исследуя) объект, мы оказываемся перед лицом неизвестности. Эта неизвестность может вызывать страх, и этот страх заставляет нас отступить. Но если мы сильно возбуждены, если исследование обещает нам волнующие переживания, у нас возникает желание продолжать исследование, добраться до сути. Но вновь - чем ближе мы к заветной цели, тем сильнее страх, и этот страх опять заставит нас отступить. Эти качели между интересом и страхом - как в мыслях, так и действиях - случаются гораздо чаще, чем мы осознаём это.
Достижение каких-либо результатов всегда связано с интересом. Любой школьный учитель знает, что заинтересованный ученик учится лучше, любому начальнику известно, что продуктивнее работает тот сотрудник, который относится к делу «с самоотдачей» (который заинтересован в своей работе). Однако, чтобы испытать творческий подъём, совсем не обязательно быть артистом или художником, -любое дело, каким бы незначительным оно ни казалось, может быть творческим, т.е. интересным.
В литературе по бильярду существует много теорий, как лучше овладевать техникой, как ставить удар.
Единственное, что здесь можно добавить - подходите к овладению техникой творчески (с интересом), не превращайте этот процесс в рутину. Найдите себе партнёра, с которым вам было бы интересно играть (важно играть с равным соперником, постепенно переходить к соперничеству с более сильным), не только улучшая свои навыки, но и чему-то у него учась.
Навыки - это основное, что необходимо в любой игре. Какое отношение, однако, имеет эмоция интереса к навыкам? Прежде всего, эмоция интереса играет большую роль в формировании и развитии навыков.
Приобретение, формирование навыка зависит от целого ряда условий, главными из которых являются способности и интерес. Есть навыки, которые могут быть выработаны и развиты только при наличии у человека врождённых способностей к ним, однако, каким бы талантом ни обладал человек, он должен оттачивать, шлифовать его в практической деятельности, иначе этот талант останется невостребованным.Постоянная практика необходима и для поддержания высокого уровня профессионализма.
Если вы, по каким-либо причинам, чувствуете, что ваши способности к игре в бильярд ограничены, не стоит, тем не менее, слишком быстро опускать руки. Если вам интересно, то играйте и, с каждым разом, у вас будет получаться всё лучше и лучше. Вы получите истинное наслаждение и радость от того, что сегодня у вас получается то, что не получалось вчера.
Люди, заинтересованные, способные, которые могут испытывать возбуждение даже от обычных тренировок, имеют гораздо больше шансов на успех и на достижение личностно-значимых целей (побед в турнирах).
В заключение необходимо сказать, что эмоция интереса играет важнейшую роль в мотивации успеха. Стремление к достижению цели можно измерить степенью выраженности эмоции интереса. Интерес необходим также для развития навыков, именно он мотивирует деятельность человека, направленную на совершенствование врождённых способностей.
Психология бильярда. Эмоции. Часть 1 Базовые эмоции в бильярде. Глава 1 Интерес.
26 сентября 202326 сен 2023
89
18 мин
3