Найти тему
МИР (Море История Россия)

"Насекомые" английского флота во Второй Мировой. (Часть 1)

Вообще, по европейской традиции Вторая Мировая началась 1-го сентября 1939 года. Вообще, если уж подходить объективно, то костер войны начал разгораться раньше, и разгорался он не в Европе. Датой начала Второй мировой войны китайские историки считают 7 июля 1937 года — день конфликта на мосту Лугоуцяо, ставшего поводом для вторжения японских войск. Но, что такое для высокоамерного (ачипятка умышленная, с намеком) европейца Китай? Ладно, мы не об этом.

Мы уже начали рассказывать об очень интересных канонерских лодках, построенных в Первую Мировую на английских верфях. На момент начала военного конфликта между Китаем и Японией большинство канонерок типа Insect (насекомое) находились как раз в Китае.

Они прибыли в Китай в связи с Ваньсяньским инцидентом, и занимались борьбой с китайским пиратством (по официальной версии). В общем-то (если честно) то этот самый инцидент 5. IX 1926 был спровоцирован и использован Англией с целью организации открытого вооружённого выступления против китайской демократической революции 1925-27, которая имела антиимпериалистический и в частности антибританский характер (это не я написал, так написано в дипломатическом словаре). Суть конфликта (в современной трактовке такова : "В августе 1926 г. сампан, полный китайских солдат, опрокинулся во время незаконной попытки захвата речного парохода «Ваньлю» («Wanliu»), ходившего под британским флагом. Инцидент привел к конфронтации между англичанами и генералом Ян Сэнем, местным китайским военным правителем (милитаристом). Солдаты Яна захватили два других британских судна, «Ваньсянь» («Wansian») и «Ваньдун» («Wantung»), стоявшие на якорях у Ваньсяня на Верхней Янцзы. Командир канонерской лодки «Кокчэйфер» (одно из тех самых канонерок-"насекомых") лейтенант-коммандер Эйчсон не имел достаточно людей, чтобы справиться с ситуацией, поэтому из Ханькоу вверх по реке был отправлен пароход «Цзяу» («Kiawo») с морской десантной партией. Вечером 6 сентября «Цзяу» достиг Ваньсяня, и десант высадился на «Ваньсянь». Китайцы ждали этого и начали стрелять из винтовок и пулеметов. Несмотря на сильный огонь, нападавшие освободили британских заложников, а затем отступили на «Цзяу». В заварушке находившиеся на «Ваньдуне» заложники тоже освободились и благополучно уплыли. Во время штурма «Кокчэйфер» и новый участник инцидента – «Виджен» – обменивались залпами с китайцами на берегу. Затем оба британских корабля отошли на безопасное расстояние. В бою погибли семь британских моряков и около 250 китайских солдат, а еще 100 мирных жителей пострадали от перекрестного огня. Пропагандисты заявляли, что потери китайцев достигали 5000 человек, и что во время боя «Кокчэйфер» и «Виджен» обстреляли Ваньсянь из орудий. Эти заявления вызвали всеобщее возмущение и спровоцировали выступления против иностранцев". Это официальная "европейская" версия. Китайская правда выглядит несколько иначе. Китайцы утверждают, что на борту британцев находились незаконные грузы (в том числе и наркотики), и британцы просто не дали осмотреть корабли, предприняв агрессивные действия.

У каждого своя правда, но современные источники трактуют события так: "китайцы тогда были бандитами и пиратами, а потому..." В общем, британцы организовали "эскадру Янцзы" дабы диктовать свои порядки, и ядром этой эскадры как раз и были эти самые "насекомые" ("слетелись как мухи на мед")

Ещё в феврале 1926 английское правительство предлагало Японии, США и Франции план организации объединённой вооружённой интервенции в Китае. Но предполагавшиеся соучастники отнеслись к этой идее прохладно.

Про их работу по "наведению порядка" в Китае, и борьбу с нападениями банд на корабли до войны- сказ особый. Мы начнем с более поздней даты.

12 декабря 1937 года «Би» и «Ледиберд» попали под огонь японской артиллерии во время инцидента с потоплением американской канонерки «Пэней». Что там случилось?

11 декабря 1937 г. американская речная канонерская лодка «Panay» покинула Нанкин, который вот-вот должны были захватить японские войска. На её борту находился эвакуированный персонал американского посольства в Китае и несколько других пассажиров. Покинув город, она стала на якоре в 45 километрах западнее по течению реки Янцзы вместе с тремя китайскими танкерами американской компании «Стандарт Ойл», которые эвакуировали персонал компании из осаждённого Нанкина.

-2
«Panay»
«Panay»

12 декабря сводная группа из состава 12-й и 13-й японских авиагрупп отправилась атаковать китайские корабли и суда эвакуирующиеся из Нанкина. В состав японской ударной группы входили 3 палубных ударных самолёта Тип 96 (B4Y; из состава 13-й АГ}, 6 палубных бомбардировщиков Тип 96 (D1A2; из 13-й АГ} и 6 палубных бомбардировщиков Тип 94 (D1A; из 12-й АГ). Их прикрывали 9 истребителей Тип 95 (A4N; из 12-й АГ).

И, надо ж такому случиться, что под удар попала "не та" группа кораблей. Первыми в атаку на «Panay» вышли ударные самолёты под командованием капитан-лейтенанта Мурата Сигэхару, которые смогли поразить канонерку двумя бомбами с высоты 2500 метров. Американцы, естественно, начали отстреливаться, чем убедили японцев в том, что под ними находится противник, которого надо атаковать.

Пикировщики 12-й АГ капитан-лейтенанта Комаки Итиро сосредоточились на танкерах. «Мэй Ан» был сильно повреждён и выбросился на берег, а «Мэй Ся» и «Мэй Пин» смогли укрыться у берега реки, но на берегу оказались японские войска, которые добили оба танкера. К счастью, «Пэнэй» тонул медленно, поэтому количество жертв ограничилось 3 убитыми и 49 ранеными вследствие бомбёжки (один из них позднее умер).

Вышел скандал. Японцы признали свою ответственность за инцидент и выплатили США большую компенсацию – свыше 2 200 000 американских долларов. В своё оправдание они утверждали, что атака была неумышленной – американскую канлодку приняли за китайскую. Но...

Потопление «Пэнея» не было случайностью: антиамериканские акты закономерно вытекали из стратегии Японии, для которой США были главным соперником на Тихом океане. В свою очередь, и в Вашингтоне, по свидетельству близкого президенту министра финансов Г. Моргентау, были убеждены в «несовместимости японской и американской глобальных стратегий»

Во время этого конфликта 12 декабря 1937 года и пострадали две британских канонерки. Японская авиация, а, точнее 13-я авиагруппа, прервали атаку, как только увидели флаг, а вот артиллеристы чего-то не разглядели, и «Ледиберд» получила попадания 6 снарядов.

Но, пока ни Британия ни США в войну не ввязывались, и мир в этом регионе воцарился. "Флотилия Янцзы" была расформирована.

По этому поводу "Bee" ("Пчелу") сдали в утиль в 1939 году. "Ледиберд" ушла на ремонт в Шанхай. 1 марта 1940 года "Aphis" и "Ladybird" начали переход на Средиземное море.

«Tarantula», находившаяся в плохом техническом состоянии, с 1940 года использовалась в качестве несамоходного штабного корабля в Тринкомали (о. Цейлон). Планировали сдать в утиль "Mantis" и "Cricket". "Мантис" успели утилизировать до начала войны, "Крикет" - нет. Он был выведен в резерв, но, потом его отремонтировали, тоже переведя на Средиземное море. "Заварушка" на Дальнем Востоке началась в 1941-м. Но о ней чуть позже. Пока все боеспособные "насекомые" были переведены в Средиземку (как англичане это сделали, это отдельный интересный вопрос: канонерки старые, низкобортные, видимо команда на них была "отпетая еще при жизни")

А, по сему, первыми во Вторую Мировую вступили канонерки средиземноморской группы (ибо в этом регионе "большой пожар" разгорелся чуть раньше).

А, потому, еще одним "театром военных действий" этих канонерок стал Средиземноморский. Канонерки, сведенные в Прибережную эскадру, участвовали в десантных операциях в Ливии, поддерживали артиллерийским огнем сухопутные войска, охраняли конвои.

В сентябре 1940 года итальянские войска под командованием маршала Грациани начали наступление на Египет с территории Ливии. Двигаясь вдоль северного берега Африки и встречая незначительное сопротивление, итальянцы быстро достигли города Сиди-Баррани. Но вместо того чтобы развивать успех, они остановились здесь и стали ждать, пока тыловые части проведут дорогу и водопровод, необходимые для снабжения армии. Англичане поспешили воспользоваться этой остановкой для нанесения ряда артиллерийских налетов с моря по скоплениям итальянских войск. Для выполнения задачи были выбраны монитор «Террор» и канонерки «Aphis» и «Ladybird».

-4

Огнем своих орудий они не раз громили укрепления и причалы Эс-Саллума, Бардии и Тобрука. А когда 9 декабря 1940 года английские войска перешли в контрнаступление, эти три корабля поддерживали с моря продвижение пехотных частей. 16 декабря пал Эс-Саллум, и англичане приступили к осаде Бардии – сильнейшей крепости Ливии. На следующий день командир канонерки «Ледиберд» решил повторить операцию, которую он с успехом провел 23 августа. Тогда под покровом ночи его речной мелкосидящий корабль легко прошел по минным полям, прикрывавшим вход в Бардию, ворвался в гавань и, обстреляв причалы, безнаказанно ускользнул от преследователей. В ночь на 17 декабря он повторил этот маневр, уничтожив у причалов три итальянских судна. Спустя семнадцать дней «Ladybird» вместе с монитором «Terror» и канонеркой «Aphis» снова появилась у Бардии. (эту операцию мы описывали, когда писали от "Терроре". Став под скалистым берегом, они открыли огонь по крепости. В ходе этого боя «Ледиберд» была серьезно повреждена огнем береговой артиллерии, что, однако, не помешало канонерке 21 января 1941 года принять участие в следующей операции – бомбардировке с моря Тобрука во время штурма его английскими войсками.

-5

12 мая 1941 года в захваченном британцами Тобруке «Ледиберд» была потоплена вражескими пикировщиками. 21 октября того же года немецкая субмарина торпедировала «Gnat» (учитывая осадку этого корабля, это нужно было еще исхитриться). Поврежденный корабль удалось отбуксировать в Александрию, но ремонт его признали нецелесообразным. Посаженный на мель «Gnat» использовался в качестве зенитной батареи.

(Продолжение следует)