На побережье Балтики часто находят клады с арабскими монетами. Но сами арабские купцы редко бывали в этих землях. В основном еврейско-арабские торговцы посещали Прагу, Магдебург, Мекленбург и Хедебю. Намного чаще бывали в Киевской Руси и Волжской Булгарии. Непосредственной торговлей Балтики занимались купцы-готландцы, свеи или упландцы, даны, норвежцы, фризы, саксы, ободриты, руяне, поляки-поморяне, пруссы. На первом месте по торговому обороту с восточным миром стояли русы из Старой Ладоги, Новгорода и Пскова. При этом и хазарские купцы, согласно Ибн Фадлану часто ездили в Скандинави.
Скандинавские купцы вели активную торговлю с финнами и далее в Арктику в загадочной Биармии. Товары оттуда везли в Данию и Швецию, где викинги могли выгодно и быстро сбыть его. Одним из таких перевалочных пунктов была знаменитая шведская Бирка:
- В это место, так как оно самое безопасное на побережье Швеции, имели обыкновение постоянно заходить корабли данов и норманнов [норвежцев], так же как и славян, самландцев и других племен северной части Балтийского моря, чтобы мирно и празднично совершить здесь свои разнообразные торговые сделки - северогерманский хронист XI века Адам Бременский (запись ок. 1070 г.)
В этой торговле активное участие принимали русы, этническая принадлежность которых до сих пор оспаривается учеными (скандинавы, славяне или еще кто?). Вот что о них пишет Ибн Фадлан, видевший их лично в Булгаре в 922 году:
- Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились на реке Атиль. И я не видел людей с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяны, красны. Они не носят ни курток, ни хафтанов, но носит какой-либо муж из их числа кису [плаш], которой он покрывает один свой бок, причем одна из его рук выходит из нее. У каждого из них имеется секира, меч и нож, и он никогда не расстается с тем, о чем мы упомянули. Мечи их плоские, с бороздками, франкские.
Русы занимали важное место в тогдашней международной торговле:
- Вывозимые из их [хазар] страны в исламские страны мед, свечи и пушные товары ими ввозятся только из местностей руси и булгар. Также обстоит дело и с вывозимыми по всему миру бобровыми мехами. Они [бобры] водятся только в этих северных реках в местностях булгар, руси и Krbanah. Те бобровые меха, что имеются в Андалузии [Испании], составляют лишь часть [находящихся] в реках земли Сакалиба. Они [меха] в вышеописанном морском заливе [Балтийском море], лежащем в земле Сакалиба, грузятся на корабли… Большая часть этих мехов, да почти все, добыты в стране русов, некоторые же из этих мехов, наивысшего качества, попадают из местности Гога и Магога [североскандинавских племен] на Русь, потому что она соседствует с этими Гогом и Магогом и ведет с ними торговлю; затем они [русы] перепродают их [меха] булгарам. Так оно было до 358 года хиджры [965 г.], потому что в тот год Русь разрушила города Булгара и Хазарана. И порою вывозились эти бобровые меха и другие дорогие пушные товары в Хорезм, потому что хорезмийцы часто приходят в страну булгар и Сакалиба, и потому что они также ведут священную войну против них, грабят их и обращают в рабство. Склад для торговли Руси — всегда Хазаран. Здесь товары, привозимые ими, облагаются десятинной податью (взимаемой хазарами) - Арабский географ X века Ибн Хаукаль
Так жила и обеспечивала всю Ойкумену грандиозная сеть торговых путей.
Опорными пунктами этой сети были приморские торговые центры. Авторитетным свидетелем оказывается Адам Бременский, который пишет, о поморско-славянской Юмне-Волине в устье Одера-Дзивны:
- «Это действительно, величайший из всех городов, которыми располагает Европа; в нем живут славяне и другие племена, эллины и варвары. Также и пришельцы из саксов получили здесь равное право поселения [...], если только они во время своего пребывания могут не проявлять публично своего христианства [...]. Так как город наполнен товарами всех народов Севера, нельзя не найти здесь чего бы то ни было желательного или нужного…».