Найти в Дзене

Секреты составления эффективной досудебной претензии

Оглавление

Вопросы по составлению претензии всегда в ТОПе: нужна ли досудебная претензия и как правильно ее составить.

В этой статье кратко и понятно расскажу:

  • Почему нужно направлять претензию перед подачей иска в суд
  • Когда претензионный порядок соблюдать не надо
  • Что обязательно должно быть в претензии
  • Какие документы приложить к претензии
  • Как правильно направить претензию
  • В какой срок можно подавать иск после направления претензии

__________________________________________________________________________________________

Обо мне

Меня зовут Ерофеева Любовь.

Я профессиональный бизнес-юрист, с опытом более 20 лет. С 2002 года защищаю интересы бизнеса. Работала в крупных компаниях как штатным юристом, так и привлеченным консультантом.

Сотрудничала с лидерами отраслей: Группа компаний «Мечел», Инвестиционная компания «Арлан», Золотодобывающая компания «Павлик» и др.

В найме прошла путь от младшего юриста до директора по правовым вопросам. Создавала юридический департамент с «нуля».

Участник конкурса «ЛИДЕРЫ РОССИИ», спикер и автор статей интернет-издания «Деловой мир».

Мои результаты в частной практике: 95% выигрышных судов, более 100 млн.руб. задолженности реструктуризировано, в 70 раз снижена неустойка.

Специализируюсь на взыскании дебиторской задолженности.

Провожу для бизнеса консультации, предоставляю разовые юридические услуги и комплексное сопровождение бизнеса.

Веду авторский канал в Телеграм. Подписчикам уже не придется по каждому вопросу обращаться к платным юристам-консультантам или тратить свое время на поиск ответов в интернете. Мой канал для всех причастных к бизнесу, поможет исключить правовые риски, избежать финансовых потерь и не лишиться бизнеса.

-2

__________________________________________________________________________________________

Нужна ли досудебная претензия

Что такое претензия.

Претензия – это письменное сообщение контрагенту о том, что он не исполнил или ненадлежащим образом исполнил свои обязательства.

Соблюдение претензионного порядка по взысканию задолженности обязательно. Эти изменения вступили в силу с 1 июня 2016 года. По закону споры о взыскании денежных средств, возникшим из договоров, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда только после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию спора.

Зачем это было введено, ведь это увеличивает время для подачи иска в суд?

Законодатель объяснил так - эта процедура направлена на примирение сторон и выработку договоренностей, которые могут полностью исчерпать их разногласия и позволят им продолжить свои отношения или выйти из них с сохранением баланса интересов, без дополнительных затрат и потерь.

Согласитесь, логика в этом есть. Но, на практике НЕ все претензии заканчиваются миром.

Правильно делают те, кто оплачивает долг или составляет график оплат, поскольку это позволяет избежать лишних расходов. Понимают, что в процессе суда им помимо долга придется оплатить:

- госпошлину;

- неустойку за нарушение срока оплаты;

- судебные расходы на юристов и адвокатов.

Например, один из недавних наших исков - расходы на юристов составили 1,5 млн руб.

А что будет, если не направить претензию?

В таком случае иск будет возвращен ДО соблюдения претензионного порядка или оставят его без рассмотрения, если иск уже принят к производству.

Когда претензионный порядок соблюдать не надо

Есть 9 случаев, когда иск можно подавать без соблюдения претензионного порядка:

1. Об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

Что за факты:

- факт владения и пользования недвижимым имуществом как своим собственным;

- факт государственной регистрации юр лица или ИП в определенное время и месте.

2. О присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

Если продолжительность рассмотрения дела превышает 3 года, можно потребовать компенсацию.

3. О несостоятельности (банкротстве).

4. По корпоративным спорам.

К ним относятся:

- споры с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридического лица;

- споры с акциями, долями в уставном капитале;

- споры по искам учредителей, участников о возмещении убытков.

5. О защите прав и интересов группы лиц.

Это когда гражданин или организация обращаются в арбитражный суд в защиту группы лиц если общий ответчик.

6. Приказного производства.

Это такие дела, когда судебный акт, выносится судьей единолично без вызова сторон и на сумму до 500 тыс. руб.

7. Дела, связанные с функциями контроля в отношении третейских судов.

Содействие и контроль означает рассмотрение арбитражным судом заявлений об оспаривании решений третейских и международных арбитражей.

8. О признании и приведении в исполнение решений иностранных судов.

Это означает, что решения судов иностранных государств признаются и приводятся в исполнение в РФ арбитражными судами.

9. При обращении в арбитражный суд прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления в защиту публичных интересов, прав и законных интересов организаций и граждан.

К таким вопросам относятся:

- оспаривание нормативных и ненормативных правовых актов органов государственной власти;

- иск о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов и пр.

Как правильно составить претензию

А что должно быть в претензии?

Претензия должна содержать обязательные элементы, например, данные о получателе и отправителе: название и ИНН организации, Ф.И.О. руководства или физического лица, адреса и контакты для связи и другие обязательные данные.

На слайде чек-лист «Что обязательно должно быть в претензии» из моего пошагового Плана по взысканию дебиторской задолженности. Удобно взять этот чек-лист и проверить правильно ли составлена ваша претензия.

-3

Какие документы приложить к претензии

Для подачи иска в суд претензию нужно написать и подать правильно с соблюдением требований закона.

И одним из таких требований является направление претензии с документами.

Например, Водный Кодекс и Устав автомобильного транспорта содержат обязательный перечень документов, без предоставления которых претензионный порядок будет НЕ соблюден!

Также вам надо предоставить документы, подтверждающие факт наличия долга и его размера основания возникновения и пр.

Поэтому, сбор и прикладывание документов к претензии является важной составляющей процесса взыскания долга!

Ниже на слайде подготовила для вас список документов, которые необходимо приложить к претензии.

-4

Когда можно не прикладывать документы к претензии

Пленум Верховного суда перечислил случаи, когда отсутствие документов некритично:

· из того комплекта документов, который смог предоставить истец, можно с очевидностью установить существо и размер требований;

· отсутствующие документы и сведения есть у ответчика;

· документы есть у ответчика-госоргана либо он их может получить через межведомственное взаимодействие;

· ответчик не сообщил об отсутствии необходимых документов или их неправильном оформлении.

Как правильно направить претензию

Куда и каким способом правильно направить претензию должнику?

Почему это важно? Ответ прост - для подтверждения суду, что претензионный порядок вами соблюден. В противном случае - суд НЕ будет рассматривать дело, и придется направлять претензию еще раз.

А это время... Исковая давность может истекать, да и должник может начать процедуру банкротства, если его дела совсем плохи. Это все очень затягивает, а иногда становится невозможным вернуть деньги кредитору.

Поэтому следует очень внимательно к этому относится и учитывать 2 важных моменты:

Во-первых, по какому адресу отправить претензию. Варианты следующие:

  • По адресу, указанному в договоре;
  • По адресу, указанному в ЕГРЮЛ (узнать можно на сайте nalog.ru);
  • По адресу филиала, если спор связан с деятельностью филиала (представительства).

ВАЖНО!!! Адрес, указанный в договоре может измениться, филиал – закрыться. Поэтому рекомендую всегда направлять претензию в 2 адреса: по месту нахождения исполнительного органа, указанного в ЕГРЮЛ, и по адресу, указанному в договоре или адресу филиала.

Во-вторых, каким способом следует направлять претензию должнику. Есть варианты:

· письмом с объявленной ценностью (заказным) и описью вложения;

· курьерской доставкой, под подпись получателя;

· по адресу электронной почты ответчика, если это предусмотрено условиями договора.

Зачем нужна опись вложения? В описи указано, что именно вы направляете. Недобросовестные контрагенты вместо претензии вкладывают чистый лист бумаги, а при направлении документа с описью - она заверяется Почтой России и вложить чистый лист не получится.

ВАЖНО!!! Обязательно сохраните доказательства для суда, что претензия была отправлена.

В какой срок можно подавать иск после направления претензии

Действует 2 правила:

1. В срок, указанный в договоре для ответа на претензию. Например, в договоре указано - срок ответа на претензию 15 дней с даты ее получения. Значит в день получения претензии должником отсчитываем 15 дней и на 16-й день можем подавать иск в суд;

2️. Если в договоре нет такого срока, то в этом случае отсчитываем 30 календарных дней с даты ее отправки и на 31-й день подаем иск в суд.

В ближайшее время расскажу, что делать дальше с претензией в зависимости от ответа на нее.

__________________________________________________________________________________________

Прямо сейчас на моем Телеграм-канале можно забрать План по взысканию дебиторской задолженности с контрагентов. Это пошаговые инструкции что и как делать на каждом из этапов, чтобы вернуть свои деньги. Столько практической пользы по работе с контрагентами не найти в открытом доступе!

Если не найдете на канале решение своей проблемы или ответ на конкретный правовой вопрос, всегда можно поднять волнующую тему в комментариях или спросить в личном сообщении.

Больше информации обо мне на сайте https://erofeevpravo.ru/ и Телеграм-канале https://t.me/erofeevalawyer