В следующем, юбилейном для БАМа году, супруги Важовы отметят свою золотую свадьбу. Официальную. Улыбаются, что до официального брака, зарегистрированного в ЗАГСе, два года жили гражданским.
Уже когда родилась дочь, решили узаконить свои отношения. А встретились, как и многие пары, на танцах в клубе. Любовь и уважение друг к другу сохранили до сих пор.
Приятная пара. Бойкая, разговорчивая Светлана Николаевна с распахнутыми глазами и улыбающийся, дружащий с чувством юмора, Александр Михайлович. Воспитывались в многодетных семьях, работяги, романтики.
Из торгашей – в каменщики
— Я родилась в Запорожской области Украины. Родители переехали в 1956 году в Крым. До отъезда на БАМ там и жила, — живенько начинает Светлана Николаевна свое повествование.
— Что-то уж очень быстро все у вас получилось. Родились и сразу на Стройку века? — удивилась я. — Чуть подробнее можно?
— Это было так давно, — улыбается она. — В семье у нас было шестеро детей. Трудно жили, но дружно. В школе отличницей не была, нормально училась. А в 9-10 классах меня избрали секретарем комсомольской организации. После школы окончила кооперативное училище. Но с торговлей у меня не сложилось…
Тогда подружка Светланы взяла в комитете комсомола путевку в Сибирь. Уехала. Прошел год, она приехала в отпуск домой и предложила девушке поехать с ней. Говорила, что там много молодежи, так как намечается большая стройка.
— Мне тогда еще и 20 не было. Я вместе с ней взяла и уехала, — погружается в воспоминания Светлана Николаевна. Столько лет прошло, а как будто вчера все было. — Родители, конечно, против были. Я сюда приехала и подумала – ну годик поработаю и вернусь домой. Когда ехала в поезде почти неделю, то спать совсем не могла.
Все в окно смотрела, все было интересно. А потом уснула за столиком сидя. Просыпаюсь, ничего понять не могу. Что случилось? За окном – зеленая трава. У нас в Крыму такого нет, в июле уже все выгорает. Даже зайцев за окном видела. А какая над тайгой была дымка! Я сразу вспомнила песню: «Голубая тайга». Красота же!
Девушка устроилась в СМП-288, в бригаду каменщиков. Жила в общежитии на Бирюсинке. Молодая, красивая, активная.
Приехал к брату… И остался
Саша родился на Украине. Когда был ещё маленьким, родители переехали в Слюдянский район. Чуть позже – в Подкаменную. Отец был связистом на железной дороге. Семья была многодетной: семь братьев и сестра, дети с детства приучены к крестьянскому труду.
Не случайно, после окончания седьмого класса, юноша поступил в сельхозтехникум. Потом была работа веттехником в Жигаловском районе. Рассказывает, что дипломы выдавали только после отработки практики. Согласитесь, мудро поступали в советские годы. Государство тебя выучило, будь добр – отработай!
— А в 1968 году приехал в Усть-Кут к брату. Устроился слесарем в СМП-288. В техникуме получил специальность тракториста-машиниста широкого профиля. Сначала жил у брата, а потом получил койко-место в общежитии.
Трудолюбивого, безотказного парня начальник СМП заприметил сразу. Восстановил трактор РТЗ-5. Машинист экскаватора, бульдозерист. Передовик производства.
— Я все время работал, работал, работал. И Григорий Николаевич Загородний распорядился, чтобы нам дали однокомнатную квартиру, — вспоминает Александр Михайлович.
Судьбоносная встреча
А перед этим у Александра как раз и случилась встреча с девушкой своей мечты. На танцах в клубе заприметил симпатичную девчонку и пригласил ее на танец. А та взяла и отказала! Юноша не растерялся и пригласил строптивую на следующий.
Светлана, отметив настойчивость парня, согласилась. После этого и закрутилось, завертелось все в судьбе молодых людей. Сначала дружили, живя в разных общежитиях, а потом решили быть вместе.
— Помню, как 8 мая 1972 года пришли с работы, а нас встречает комендант, — рассказывает Светлана Николаевна. — Дает нам ключи от комнаты в семейном общежитии. Как мы были счастливы тогда! А в комнате, кроме кровати и государственного постельного белья, ничего. Мы еще и не расписаны тогда были.
— А как же советские нравственные устои? — удивляюсь я.
— На БАМ ехали самые свободные люди, передовые, активные, — отвечает Светлана Николаевна. — Тогда же все про всех знали, не нужно было заглядывать в паспорта. И комендант, и начальник.
Всего месяц супруги прожили в общежитии, а потом переехали в однокомнатную квартиру.
«Держи кабину открытой»
После окончания строительного техникума (училась заочно) Светлана сначала работала мастером, потом – инженером-диспетчером. Активистка по жизни. Лет 10 пела в хоре, состояла в народной дружине.
— Какие объекты сдали в эксплуатацию? — интересуюсь я у нее.
— Двухэтажные дома на Нефтебазе все наши. А, знаете, еще как было. Приходит вагон с известкой, цементом насыпью. И подходит очередь нашей бригады разгружать его. Нужно было это сделать быстро, чтобы не было простоя.
После извести лицо все белое, руки припухшие. В четыре утра в общежитие порой приедешь, а утром – снова на работу. На Кирзаводе выгружали печи. Кирпич был нужен. Почему и заработала радикулит.
Александр на курсах обучился работе с иностранной техникой, и ему доверили новенький японский Komatsu. Первыми на БАМ в 1969 году поступили бульдозеры с тяговым усилием до 50 т. Отсыпал автомобильную дорогу до Каймонова, Звездного; готовил площадки для строительства жилых домов.
— А еще раньше наледи через Лену делали. Моста ещё не было. Григорий Николаевич ему тогда всегда говорил: «Держи кабину открытой». А сам рядом движется на Уазике. И тоже с открытой дверью. Весна. Лед уже проваливался. Слава Богу, все обошлось, — дополняет рассказ супруга Светлана Николаевна.
Счастливый билет в Усть-Кут
— Сейчас все твердят: БАМ, БАМ. Понятно. Близится 50-летие магистрали. А что конкретно дал БАМ супругам Важовым? — обращаюсь я к Светлане Николаевне.
— Ой, знаете, что я вам могу сказать. Мы были очень дружными, помогали, поддерживали друг друга во всем. Сваришь, допустим, обед, бежишь, несешь соседям. На все праздники вместе ходили, за ягодами ездили. Общность была какая-то. Не было завистников, недоброжелателей.
— С Крыма приехал целый отряд, — подключается к разговору Александр Михайлович, — а осталось несколько человек. Помню, по целевому чеку получили «Запорожец». Отдали его брату. Потом пригнал «ВАЗ-2102». Поменяли на «четверку».
— А главное, — резюмирует супруга, — мы бесплатно получили квартиру.
Светлана Николаевна эмоционально рассказывает, как однажды мужа отправили на Яракту готовить площадку.
— Проходит несколько дней. Он мне звонит: «Я уже в Усть-Куте. В больнице». Саша смену отработал. Бульдозер передал сменщику, а сам пошел спать в общежитие. А запах конденсата невозможный. Одеялом накрылся с головой и стал погружаться в сон. Приехали водители и стали разогревать на газовой плите еду.
Вскочил от прогремевшего взрыва. Крыша над ним висит, а какой-то мужчина карабкается по ней. Он его подсадил, потом выбрался сам. На заснеженной площадке — языки пламени. Увидел вдалеке людей и побежал к ним. А на нем – тельняшка, трусы и часы. Ступни все себе обжег.
Из артистов особо запомнился им заслуженный артист РСФСР, нанаец по национальности Николай (Кола) Бельды со своим хитом «Увезу тебя я в тундру». Рассказывают, что не успевали ему самовар кипятить – чаю много пил. И как один подвыпивший строитель обратился к нему: «А ты на украинском можешь спеть?». Тот спел и уточнил: «А ты на якутском сможешь?»
Много лет назад каждый из супругов приобрел счастливый билет. Тогда ещё не на БАМ, а просто в Усть-Кут. Здесь повстречались, здесь провели свои лучшие молодые годы. А голубая тайга, которой так восторгалась Светлана, стала для них самой родной.
У них любимая дочь, обожаемые внук и внучка. А 1 октября отправятся на родину Светланы Николаевны, в Крым. Давно не навещали родных.
Хорошей вам дороги и приятных впечатлений!