Экономико-географическое положение (ЭГП) — вид географического положения, определяемый как «совокупность пространственных отношений предприятий, населённых пунктов, ареалов, районов, отдельных стран и их групп к внешним объектам, имеющим для них экономическое значение»
Как человеку, который привык планировать свои путешествия на месяцы вперед, график работы друга детства казался слишком нестабильным. То ли едем мы в Выборг, то ли нет – сегодня у него одно, завтра другое. Я в какой-то момент был готов просто купить билет на «Ласточку» и одним днем сгонять туда-обратно, но на пятый день пребывания в Питере таки удалось раздвинуть все свои планы и смотаться на северо-запад области.
Впервые за последние несколько месяцев холодно и пасмурно. Не то что бы я сильно скучал по такой погоде, но Питер уж выдавал аномально «летнюю» атмосферу в августе.
Пока ехали по хорошей трассе, заметил, насколько же большая пропасть между областью и Петербургом. Если в столичном регионе московских номеров ощутимо больше, чем подмосковных, но дисбаланс не столь очевидный (официальное население столицы примерно в полтора раза больше аналогичного показателя Московской области), то здесь же ты видишь, что Питер серьезно возвышается над прилегающим субъектом: машина с автомобильным кодом 47 (Ленинградская область) встречалась раз в 5 реже, чем 78 и 98 (коды северной столицы).
Где мы паркуемся? Правильно, у огромного молла. Далее по ул. Куйбышева (считайте, окольными путями), продвигаемся к центру, к саду Скульптур и Красной площади. Да, тут такая есть!
И только по масштабным гуляниям на площади я понял, что научился «правильно» выбирать дни для посещения. Что в Астане, что здесь – мы попали на день города, в самое месиво из людей, аттракционов, беспроигрышных лотерей и горячей кукурузы. Ну и конечно, толп таких же страждущих экзотики на просторах матушки-России. Выборг, безусловно, нетипичный город, по крайней мере, в исторической части.
Сама часть впечатляет, но, наверное, не так сильно, как Калининградская область. У меня был изначально тезис, что Выборг – это 39-ый регион на минималках, и по итогу путешествия этот тезис оправдался.
Так вот, что касается старины – рынка, акционерного банка, дома культуры и дома Конконена – действительно, все это смотрится необычно как на фоне «советской» части города, так и большинства городов России. Конечно, после Питера и всей это архитектуры классицизма и барокко, кажется, что уже ничего не может впечатлить, но здесь есть свой лоск. Несколько скрадывает восхищение только реставрационные работы, которые заставляют здания прикрыться малярными лесами и строительной сеткой, но это определенного рода компромисс.
Заметил еще одну особенность, уже не связанную с Выборгом. Несмотря на то, что Димка выше меня сантиметров на 10-15, и что у него больше и быстрее шаг, здесь мы ходим достаточно медленно и размеренно. Наматывать круги между развалинами возрастом в несколько веков не комильфо. Да и сама атмосфера как-то призывает быть сдержаннее, строже. Серый камень, брутальные формы, свинцовое небо.
Прогонная-Подгорная-Крепостная – таков наш маршрут. Медленно выкатываемся вместе с большой волной людей на Крепостной мост. Какое фиаско – Выборгский замок тоже на реставрации! Димка меня предупредил заранее, что он тоже будет в непрезентабельном виде еще какое-то время, но меня это особо не останавливало. Теперь понятно, что не будь он обтянут лесами и сетями, то выглядел бы она гораздо приличнее.
Кстати, у моста длинный причал-парковка для яхт. Есть очень даже впечатляющие экземпляры.
После моста, на Петровской площади, сворачиваем в сторону Анненских укреплений. Поскольку серьезные фортификационные сооружения я видел в разных городах и их сложно мне как-то однозначно классифицировать, то решил задержаться и здесь. В Калининграде мы видели в основном ворота и валы, во Владивостоке – бункеры и доты. Здесь же… Что это? Каменно-земляные валы с аккуратными мощеными дорогами внутри. Мы забрались на один из таких валов, откуда открывается хороший вид на окружающий ландшафт. Конечно, территории требуются деньги, дабы завлекать туристов. В отличие от центра города, здесь народа сильно меньше, хотя и не сказать, что пустырь.
Делаем петлю и выходим на пригорок, где стоит городской архив. Отсюда открывается неплохой вид на Южную гавань, замок и Крепостной мост. Делаю несколько фото, понимаю, что впервые за несколько месяцев у меня замерзли руки (не учитывая того, что было в походе – там это нормальное состояние).
Возвращаемся обратно в исторический центр. Что мы еще не посмотрели? Выборгский трамвай? Готово, запечатлели. Несмотря на то, что трамвайное движение закончилось еще в 1957, решили увековечить память о таком виде общественного транспорта. Более того – пишут, что там разместили кафе. Нечто подобное наблюдалось и в Комсомольске-на-Амуре (если я ничего не перепутал).
Напоследок зафиксировали еще парочку архитектурных достопримечательностей. Сложно было пройти мимо башни ратуши и самого старого жилого дома России. Башня примечательна, а вот дом – честно говоря, когда я подошел к нему и увидел десяток-другой людей, которые его фоткали… Зачем? Выдающегося ничего нет, кроме времени.
Поскольку мы проходили неподалеку от Выборгского Эрмитажа, то не могли не подняться на смотровую площадку. Отличные виды поросших островов на фоне водной глади Выборгского залива, а спереди – угольный терминал и портовые краны-жирафы, занимающиеся погрузкой одного из главных экспортных грузов страны.
Вот такая вот эклектика: эстетика эстетикой, а работать надо! Хорошо, что город не засиживается на туризме, а активно использует выгоду экономико-географического положения (тот же выход в море) для финансового самообеспечения.
Возвращаемся к нашей парковке через центр города, через толпы людей, концерты, конкурсы и прочие прелести народных гуляний. Наверное, это несколько смазало все впечатление от города. Как и дефицит времени. Все-таки за 3, 5 часа толком с городом познакомиться сложно, особенно если он крупнее 15-20 тысяч и здесь есть не только один комбинат и краеведческий полумузей размером с избу. Но чувствовалось, что пахнуло тем самым Европейским Севером (хотя с точки зрения экономической географии, это Северо-Запад) – реки/озера/морские акватории, между ними – лесные чащи, а также старинная архитектура городов, которая уносит куда-то в безвременье...