Важным событием стал приезд из г. Липецка ПМК-18 Минтяжстроя СССР. Описываемые годы интересны тем, что к нам в Алдан на летний период стали регулярно приезжать студенческие строительные отряды. Моя же задача в том, чтобы рассказать о строительстве наиболее интересных объектов и людях, к ним причастных.
Начну с хлебозавода. Сооружался объект по типовому проекту, привязанному к местным условиям Якутским проектным институтом «Якутгражданпроект». В привязке проекта были допущены ошибки. Новшеством для нас было то, что отделу снабжения СМУ удалось разместить заказ на изготовление металлических ферм за пределами Якутии. До этого фермы изготавливались непосредственно на стройплощадках, от чего страдало их качество.
Объект очень интересный, поэтому коллектив участка с удовольствием на нем работал. Помню, к этому периоду вернулся из института с дипломом инженера наш воспитанник В. Д. Ли. Он возглавил монтаж колонн каркаса здания и плит перекрытия. Учитывая габариты здания 60х60 м, решили башенный кран не устанавливать. Все работы выполнялись 16-тонным краном на пневмоходу.
Проектом предусматривалось сооружение на заводе четырех хлебопекарных печей. Методом опроса установили, что специалистов по данному виду работ в коллективе СМУ нет. Что предпринять?
Однажды Г. С. Видмонт с радостью сообщил: «Андреевич, мне подсказали, что на улице Разрезной живет дед, который когда-то клал подобные печи, разыщи его и уговори быть у вас инструктором». Деда нашел, но он отказался пойти к нам, сославшись на болезнь. Тогда мы принимаем решение привлечь на выполнение работ по кладке печей прославленную бригаду каменщиков В. Н. Грицака. Переговорили с бригадиром, убедили его, что не боги горшки обжигают, а такие же мужики, что и мы: затем собрали бригаду, ознакомили с технологией возведения печей и чертежами. Бригада единодушно изъявила желание выполнить работу. За бригадой закрепили мастера Ю. М. Трошкина, освободив от всех других дел. Всем дали установку: каждый законченный ряд кладки сдавать мастеру и всем вместе тщательно сличать с чертежами, и, если встретится что-то непонятное, приглашать прораба В. Я. Паринова или меня. Работала бригада очень добросовестно, печи были сданы в намеченный срок. Одновременно с ними работала бригада монтажников из г. Хабаровска. Они устанавливали закладные детали в кладку печей и механизмы. В процессе работы мы все убедились в том, что эксплуатировать новый завод персоналу старого завода будет очень трудно. Эту точку зрения мы высказали директору завода В. Овчинникову и предложили закрепить за бригадами монтажников ведущих специалистов персонала будущего завода. Директор нас понимал, но кроме кочегаров никого выделить не смог. К тому периоду в штатах завода совершенно отсутствовали специалисты по автоматике, вентиляции и электромеханике.
Выполненные участком «Спецавтоматика» работы практически сдавать было некому. Акты приема оборудования часто подписывал инженер технадзора Н. Кокорин, имеющий образование строителя. Дело иногда доходило до вызова на завод главного инженера Министерства пищевой промышленности ЯАССР В. Н. Дерягина, который был вынужден принимать оборудование от спецмонтажных организаций и подписывать акты. Забегая вперед, скажу, что такая обстановка с кадрами специалистов отрицательно сказалась на работе завода с первых же дней его пуска в эксплуатацию.
Но вернемся к делам строительства. Очень много сил и времени отняли у коллектива работы по устройству кровли. Выполняла работы по кровле бригада Р. П. Батудаева. Лето в тот год выдалось очень дождливым, и кровлей бригада занималась все лето. Из новинок технологии производства отделочных работ были передвижные леса для фасадов и подвижные подмосты для отделки потолков и покраски ферм. Нужно отметить, что передвижные леса и подвесные помосты сэкономили уйму времени и материалов. Отделочные работы выполняла бригада В. Ф. Хайдуковой. Трудно пришлось коллективу на сооружении ЛЭП-6 кВ. Линия проходит от подстанции-5 по склону Радиогоры, пересекает дважды черту города, идет по полям совхоза «Ударник». Ямы под опоры линии рыли вручную студенты строительного отряда, установку опор, их оснастку и натяжку проводов выполнял участок СВЭМ под непосредственным руководством бригадира И. Н. Вилкина. Работы по монтажу ферм, паровых котлов выполнял участок СТМ, все сантехнические работы выполнял участок ВСТМ под руководством Д. В. Манухина.
Наконец, подана на завод электроэнергия, закончены строительные работы, приближается день обкатки оборудования на холостом ходу. Прошла обкатка организованно и успешно. Можно приглашать государственную комиссию. Государственная комиссия работала несколько дней. Волнующие минуты пережили все присутствующие, ожидая выхода из печей первой партии хлеба нового завода. Помню, было это поздно вечером перед праздником Великой Октябрьской социалистической революции в 1972 году.
В этот же период нашим коллективом сооружаются два очень интересных здания – аппаратно-студийный комплекс телецентра на северной окраине г. Алдана и здание химчистки по ул. Ленина. Здание химчистки – небольшое по объемам, но, как принято у строителей, мы относили его к особо канительным. Здание возводилось под руководством прораба нашего участка Ю. В. Чиркова, одновременно он руководил строительством детсада на 140 мест на ул. Разрезной.
Здание химчистки было решено возводить с помощью крана большой грузоподъемности на пневмоходу методом «на себя». Что это означает? Кран устанавливался внутри здания, и первоначально возводились торцовая стена и стены главного и дворового фасадов до уровня перекрытия над первым этажом. После монтажа части плит ставились колонны второго этажа, то есть операция повторялась, но только на втором этаже, затем кран, пятясь назад, уходил в сторону противоположной торцовой стены, и все повторялось до тех пор, пока кран не уходил за пределы здания, и тогда заканчивали кладку последней торцовой стены полностью.
Данный метод оправдал себя. В этот же период наш участок строил 70-квартирный дом № 1 на ул. Ленина. Фундамент дома и первый этаж возводил участок № 1. Дом ничем не отличался от всех других, построенных позже. Единственное отличие состоит в том, что на первом этаже дома была запроектирована и построена детская консультация.
Хочу остановиться на строительстве дома № 1 потому, что там несколько иначе решался вопрос установки башенного крана. Обычно башенные краны в домах подобного типа устанавливаются со стороны дворового фасада. Здесь кран был установлен со стороны главного фасада на насыпи значительной высоты.
При решении вопроса установки башенного крана были значительные трения с представителями Гостехнадзора. Дело в том, что на противоположной стороне улицы расположены двухэтажные жилые дома. Насыпь подкранового пути была выше верха окон первых этажей домов. Все опасались не за временные неудобства для жильцов, а за то, как бы при подъеме груза краном не произошло чего-то непредвиденного.
Однажды Г. С. Видмонт заехал ко мне на хлебозавод и предложил еще раз посмотреть и обсудить обстановку перед подъемом башенного крана. «Знаешь, я советовался со многими: и с Назаровым В. В., и с Афанасьевым Н. А., хочу последний совет получить от тебя, как товарища, а не начальника участка». Мы прошлись по насыпи, где были смонтированы два звена подкранового пути и готовый к подъему башенный кран. Я про себя отметил, что угол естественного откоса насыпи вполне нормальный, насыпь отсыпана дражным грунтом средней фракции и хорошо укатана, концы шпал на приличном расстоянии от края насыпи. Смущала близость жилых домов. «Ну, как?» - спрашивает Видмонт. «Считаю дело серьезным, но ничего страшного нет. На мой взгляд, нужно вам как главному инженеру записать в журнале производства работ, чтобы крановщик оставлял кран на ночь и выходные дни в начале насыпи, где отсыпка ее наименьшая, запретить разворот стрелы крана в сторону жилых домов, строго соблюдать Правила эксплуатации кранов, чаще обычного делать нивелировку подкранового пути. Нам повезло, Геннадий Станиславович, на этом кране будет работать отличный крановщик, это тоже нужно принимать во внимание» И он дал разрешение на подъем крана.
Рисковал ли главный инженер? Да, рисковал, но без разумного риска в строительстве нельзя сделать многого. Почему автор дал данный совет главному инженеру и близкому товарищу? Потому, что был уверен и в нем, и в машинисте башенного крана, а им был отличный человек, специалист своего дела, человек исключительного самообладания и хладнокровия, молодая и очень симпатичная женщина – Валя Зубова, которая за все годы работы на башенном кране в нашем СМУ не допустила ни одной аварии, более того, не получила ни одного серьезного замечания.
Сейчас алданцы, проезжая или походя по ул. Ленина возле дома № 1, и не подозревают, что здесь когда-то разгорались страсти вокруг насыпи, давно убранной, и башенного крана, на ней стоявшего. В описываемые годы закладывался и самый большой жилой дом г. Алдана на ул. Разрезной. Работы по устройству фундаментов дома выполнял участок № 1 под руководством В. Д. Воронина.
В эти годы строится аппаратно-студийный корпус телецентра, сложный с точки зрения технологии ведения строительных работ. Но и с этим коллектив наш успешно справлялся. Нас волновала внутренняя отделка помещений с массой вентиляционных отверстий, коробов, ниш. Очень сложной была акустика помещений с применением специальных материалов, которых в тот период на наших базах не существовало. Нужно было искать какой-то выход. И у нас созрел план. А что если нам с прорабом В. Я. Париновым и старшим инженером УКСа Совмина ЯАССР Г. Д. Кузьминых съездить в г. Мирный, где подобный корпус готовится к сдаче. На очередном планерном совещании в СМУ мы высказали свою мысль. Руководство СМУ нас поддержало.
«Алданский рабочий» № 9 от 13 января 1984 г.
P.S. К сожалению, это последняя из опубликованных в газете «Алданский рабочий» глав книги Владимира Плакутина об алданских строителях. И хотя в конце публикации была сделана пометка «Продолжение следует», в дальнейшем материалов книги в подшивке «АР» обнаружить не удалось.