Памяти Роланда Казаряна (12.07.1936-21.09.2023). Статья, опубликована в газете Союза кинематографистов России «СК-Новости» № 7–8 (405–406) 26 июля 2021.
12 июля 2021 года Роланду Артаваздовичу Казаряну, звукорежиссеру, профессору, заслуженному деятелю искусств России исполнилось 85 лет.
Казарян работал с известными кинорежиссерами Евгением Кареловым («Служили два товарища»), Сергеем Урусевским («Бег иноходца»), Александром Аловым и Владимиром Наумовым («Бег», «Легенда о Тиле», «Тегеран‑43»), Глебом Панфиловым («Мать»), Александром Галиным («Фото»), Тиграном Кеосаяном («Заяц над бездной»). В 1990‑х, заведуя кафедрой звукорежиссуры ВГИК, создал мастерскую, пригласив к сотрудничеству коллег Владимира Шаруна, Владимира Мазурова, Игоря Вепринцева, инженера-акустика НИКФИ Виталия Шитова, режиссера Андрея Добровольского. Сейчас преподает на Высших курсах сценаристов и режиссеров им. Г.Н. Данелии.
В 2020 году Роланд Казарян стал лауреатом престижной награды - Медали имени Михаила Чехова. Она ежегодно вручается видным деятелям культуры разных стран за выдающиеся достижения в области кинематографии и театрального искусства.
Ученики Казаряна - звукорежиссеры, выпускники ВГИКа, сердечно поздравляют Мастера и делятся воспоминаниями, раскрывающими тонкости профессии…
Надежда Дегтярёва, выпуск 2006 года; «СинеЛаб»
Я впервые увидела Роланда Артаваздовича Казаряна на вступительном экзамене, где он спросил меня о роли звука в кино... Я говорила что-то, на мой взгляд, не очень связное и разумное, но Мастер, откинувшись на стуле, смотрел на меня, не мигая, и кивал. Тогда я подумала, что даже если не поступлю, то могу рассказывать, что такой великий человек как минимум выслушал меня!..
Можно бесконечно много говорить о Казаряне как о величайшем мастере своего дела, тонко чувствующем, феноменально мыслящем и просто легендарном человеке. Это Художник, создавший свой особый звуковой мир в кино, равных которому – единицы.
Из его уникальной школы, вышла плеяда ярких и талантливых учеников и последователей, многие из которых - лауреаты кинематографических премий. К счастью, мы все по-прежнему идем по жизни вместе, помогая друг другу, решая творческие и профессиональные задачи. Это как некое братство, как невидимые нити, которыми мы навеки связаны…
Вячеслав Булгаков, выпуск 1997 года; АО Первый канал; лауреат премий ТЭФИ, PROMAX INTERNATIONAL
В далеком 1992 году, будучи студентом МЭИ и инженером перезаписи на «Мосфильме», я не мог не восхищаться техническими решениями и оборудованием с которыми имел дело. Я задавался вопросом, зачем созданы такие мощные выразительные средства и отправился во ВГИК, когда узнал, что Казарян набирает мастерскую.
Открытия, совершаемые с мастером, восхищали и поражали простотой и естественностью с одной стороны и сложностью реализации с другой. Взаимодействие изображения и звука мы наблюдаем постоянно. Но как только делаем попытки сформировать звучащее пространство средствами кино, сталкиваемся со множеством сложных вопросов из разных областей естествознания и гуманитарных наук.
С Казаряном мы проникали в область акустики кадра, учились читать сценарии, предлагать решения, быть полноправными участниками создания фильма.
Я постоянно использую принципы звуковой драматургии, которые мы изучали. Ее четко сформулировал Бела Балаш: «звук задает вопросы, а изображение отвечает на них». Этой же идеологией был вдохновлен Александр Ежевский, режиссер фильма «Шум» (призы за лучший звук на Independent Horror Movies Awards 2015 в Канаде и Chicago Amarcord Art house Festival 2016). Персонажи фильма слышат звуки, что-то представляют и соответственно этому действуют, а в дальнейшем зритель видит, что было на самом деле.
Годы обучения в Мастерской – бесценны, а к книге Роланда Казаряна «Эстетика кинофонографии» часто обращаюсь и сейчас!
Антон Караколев, выпуск 2002 года; «Мосфильм»
Мое знакомство с миром кино началось в детстве, на «Мосфильме», куда я приходил с мамой. Меня поразила тон-студия, где в полумраке звуковых ателье шли работы над созданием фильмов, а пульты перезаписи казались космическим ЦУПом (центр управления полетами. – Прим. ред.) и были невероятно притягательны!
Поступил во ВГИК я со второго раза - так высоки были требования приемной комиссии, и был счастлив попасть в мастерскую знаменитого звукорежиссера первого отечественного фильма в формате Dolby Stereo «Мать» - Роланда Казаряна!
Мастер открывал нам многогранность звука, как мощного выразительного художественного образа, а не примитивного дополнения к изображению. На примерах работ Сергея Эйзенштейна, Белы Балаша и Леонида Оболенского мы начинали осознавать механизмы творческого подхода к профессии, учились соединять художественные задачи с навыками ремесла...
Андрей Поповян, выпуск 1997 года; «Мосфильм»
Роланд Казарян дал мне понимание эстетики кинофонографии и пространства рассказа в кино. Незабываемое впечатление осталось от фильмов, созданных мастером в многоканальном формате стерео: «Легенда о Тиле» и «Бег», где звук - словно действующий персонаж. Эта потрясающая работа вдохновила и заставила серьезно задуматься о профессии звукорежиссера.
Помню рассказ мастера, как он убедил режиссера Льва Кулиджанова в титрах и нескольких сценах «Преступления и наказания» отказаться от авторской музыки в пользу синхронных шумов…
Идею использовать фоновые шумы для создания пространства рассказа и поддержания напряжения, как в «Легенде о Тиле», я применил в фильме «‑196» Анны Арлановой, который получил высокую оценку на фестивалях 2015 Blow up Film Fest - Chicago International Arthouse Film Festival, Nеw York City Independence film Festival 2015.
Впечатлил опыт работы с Роландом Казаряном в 2000 году на фильме «Фото» («Мосфильм» и Киностудия Горького), где запись живого оркестра была осуществлена на корабле. Обычно оркестр пишут в студиях, но здесь вода и акустика пространства дали потрясающий эффект объема и запись, почти без обработки, вошла в конечный вариант картины.
Казарян всегда - полноценный соавтор фильма. Его творчество пример того, что от работы звукорежиссера во многом зависит, состоится ли картина как произведение искусства…
Александр Раппопорт, выпуск 1997 года; Живет и работает в Германии
Особого внимания заслуживают лекции Роланда Артаваздовича Казаряна о роли фоновых шумов и о работе над шумомузыкой, которая заменяет привычную тривиальную, либо подчеркивает ее значимость для фильма. На примере работы над картинами «Бег иноходца», «Бег» и другими, мастер показал как можно из простых, но эффектных звуковых фактур создать значимый инструмент для организации пространства киноповествования и драматургии фильма в целом. Анализируя фильм Микеланджело Антониони «Фотоувелечение», где обычный шум листвы стал сюжетообразующим элементом всего фильма, он объяснял нам механизмы этого удивительного превращения.
Уроки Казаряна я использую всегда. На сьемках фильма «Белое золото» Виктора Иванова в Карелии нам удалось записать звуковые фактуры леса, где было мало птиц, но отчетливо слышались звуки самого леса, и протекающей вдали реки, что укладывалось в концепцию авторского замысла.
В Германии, занимаясь компиляцией музыки, я не забывал, что она тогда сработает на драматургию и идею режиссера, когда ее появление необходимо и другие средства звуковой сферы уже исчерпаны.
В работе с фоновыми шумами всегда помню, что лучше записать их самому, а обращаться к фонотеке в последнюю очередь.
При создании одного из рекламных роликов, мне удалось собрать шум разрушающейся кареты из многих шумов с изменением скорости и замещением их другими звуковыми фактурами для создания большего эффекта присутствия. При этом я не использовал современные средства обработки звука, как гармонайзеры, эксайтеры или другие психоакустические процессоры…
Анна Шевелева, выпуск 2000 года. Живет и работает в Бельгии.
Обучение в Бельгии готовит скорее технически подготовленных звукоинженеров, чем художников звука с широким кругозором. Философия преподавания во ВГИКе, понимание живописи, музыки, литературы, этики, истории, помогли мне быстро утвердиться в местной профессиональной сфере и дали совершенно иную исходную позицию.
Работая реставратором записей на аналоговых носителях (от восковых цилиндров, до магнитной ленты), моей задачей было убрать или уменьшить помехи, максимально сохранив оригинальный звук, как он был задуман автором. Во многих случаях, особенно в старых записях со множеством шумов, пространственная составляющая сигнала терпит потери, поскольку ее уровень гораздо ниже, чем первый план. Но цель реставратора зачастую расходится с требованием продюсера - приблизиться к чистоте цифровой записи... А позже, будучи звукорежиссером записи и монтажа классической музыки, я всегда помнила послание Казаряна - соотношение прямого и отраженного звука, источника звука и пространства, в котором он раскрывается, являются Альфой и Омегой нашей профессии…
Юлия Трофименко, выпуск 1997 года; лауреат премии «Ника»
Роланд Артаваздович научил нас перфекционизму в работе, изменил восприятие звукорежиссера как ремесленника, технаря, что было распространено в кинематографической среде. Вдохновлял, подталкивал к полету мысли, будил воображение и желание творить. Старался привить нам осознание себя художниками, создателями новой звуковой реальности, полноправными соавторами фильмов.
Я поступила на курс монтажером, испытывая дефицит знаний в работе с музыкой, со звуком. Как же пригодились полученные знания! Ведь в документальном кино сложно оставаться узким специалистом…
Андрей Худяков, выпуск 1997 года; «СинеЛаб»; президент гильдии звукорежиссеров СК России, лауреат премии Золотой Орёл
С Роландом Артаваздовичем Казаряном я познакомился, когда работал инженером звукозаписи на студии «Видеофильм» и ассистировал на его проекте. Так, что во ВГИК я поступил, как сказал Казарян, «...уже состоявшимся профессионалом...». Конечно, на тот момент я владел лишь ремесленной частью профессии. А в звукорежиссуре важно не только умение - как сделать, но и зачем, и что... Вклад мастера в звукорежиссуру соизмерим со вкладом Дарвина в биологию. Казарян обобщил, систематизировал и дал старт развитию знаний о ней - как элементе теории восприятия аудио-визуальной информации. Именно Роланду Артаваздовичу я посвящаю успех моей недавней работы на фильме Михаила Косырева-Нестерова «Grand Канкан» («СинеЛаб»), завоевавшем несколько международных премий за лучший звук!
Дмитрий Вылеток, выпуск 1997 года; АО Первый канал
Казарян продемонстрировал бесконечную кинематографическую глубину профессии звукорежиссера. «Мастерская Казаряна» - это марка, знак качества. Мне повезло быть частью той самой – первой, где мастер закладывал в нас базис кинознаний. Казалось странным - причем здесь теория и работы философов и семиотиков? Однако вот уже 25 лет я все больше убеждаюсь в правоте и глубине мысли Учителя…
Елена Русинова, выпуск 2000 года; ВГИК, заведующая кафедрой звукорежиссуры, профессор
Именно Роланду Артаваздовичу Казаряну мы обязаны пониманием звуковой драматургии, способностью слышать звук, мыслить и творить в пределах художественного пространства кино, научно осмысливать феномены кинофонографии.
Традиции школы мастера и его соратников бережно хранятся на кафедре, благодаря чему число талантливых и хорошо подготовленных молодых специалистов возрастает год от года, укрепляя нашу профессиональную семью, ведущую свою родословную от Учителя. Виват, Мастер!
От всех учеников:
Дорогой Роланд Артаваздович, в вас удивительным образом сочетаются серьезный подход к делу и юмор, яркий темперамент и элегантность, ум и доброта! Низкий вам поклон, вы зажгли огонь, и десятки ваших учеников несут его, успешно применяя полученные знания, передавая их дальше…
Материал подготовили: Ирина Иванова, Андрей Поповян
Смотрите в Телеграм и ВК анонсы показов лучших отечественных документальных фильмов и встреч с их создателями.
Читайте другие интервью с кинематографистами в нашем канале.
Благодарим вас за отметки "Мне нравится" - они помогают развитию нашего канала! Будем стараться радовать вас новыми интересными и познавательными публикациями.