Как читать, где искать и на что обращать внимание
Мне не довелось работать с метрическими книгами других конфессий, поэтому в рассказе речь пойдет исключительно о православной церкви.
Подойти к метрикам я боялась долго. Мне было жутко и непонятно как их читать и, самое главное, где их искать. Люди, которые щелкали их, как семечки, с легкостью доходя до начала 19, а то 18 веков для меня были какими-то невообразимыми гениями.
В Российской империи метрические книги начали велись с 1722 года (в Москве – с 1702 года) и вплоть до Революции. В сентябре 1918 года был принят Кодекс законов об актах гражданского состояния и постепенно все данные начали регистрировать в актовых книгах, но в каждом регионе был свой «переходной» период и иногда метрики можно встретить аж до 1930х годов.
Как и в актовых книгах в метриках вели учет о родившихся, бракосочетавшихся и умерших прихожанах конкретного прихода.
«Церковным приходом в православной церкви называется церковная община, имеющая особый храм для богослужебных собраний и состоящая под духовным управлением приходского священника. Приход составляет нераздельную часть епископии и подчинен епископу, как высшему своему пастырю» (Проф. И.С. Бердников).
В зависимости от года ведения книги столбцы могут отличаться, но как правило информация +/- одинаковая.
Часть первая «о родившихся»:
1. Порядковый номер. Девочек и мальчиков записывали в две разные колонки.
2. Дата рождения.
3. Дата крещения. Перерыв между датами мог быть и пару дней и недели, дату рождения записывали во время крещения.
4. Имя родившегося: имена часто давали по церковному календарю. Уж не могу точно говорить кто настаивал священнослужитель или сами родители, но принято было так. Потому встретить за один месяц подряд пять Федоров от разных родителей, а то и тройняшек, которых всех назвали Мариями обычная история. В этой же графе делали пометку про близнецов, могли записать в честь какого святого назвали, как например у моей прабабушки Вали
5. Информация о родителях: из какого населенного пункта родители. Не в каждой деревне была церковь, а то и бывало регистрировались далеко не в своем приходе. А ты потом копайся и негодуй от чего не можешь найти регистрацию какого-то события. А предкам просто было сподручнее, либо они по каким-то другим причинам умотали в другой приход. Также записывали сословие (крестьянин/солдат/офицер/мещанин), к которому принадлежали родители, у крепостных крестьян указывали имя помещика. ФИО отца, имя отчество матери (в более ранних книгах мать могут не записывать) и какого вероисповедания родители.
6. Восприемники, привычным языком это крестные. В восприемники чаще всего брали родственников, либо приближенных к семье людей, поэтому всегда стоит брать их во внимание. Именно благодаря восприемникам у нас, как по щелчку пальцев, размоталась линия Дерягиных и нашлись сестры Федора, рождение которых мы еще не нашли.
7. Кто совершил таинство крещения, место рукоприкладства свидетелей, которое чаще всего остается пустым, но и бывают интересные отметки.
Так же в части о родившихся записывали тех, кто перешел в православие из другой конфессии.
Часть два «о бракосочетавшихся»
1. Номер по порядку
2. Дата события
3. Информация о женихе - сословие, приход, ФИО, вероисповедание, какой по счету брак. Возраст могут указать тут же или в отдельной колонке.
4. Информация о невесте. Женщин указывали с отцом, либо мужем, поэтому для девицы уместна была формулировка «девица Анна, дочь мастерового Петра Васильева Курочкина» если у женщины брак не первый указывали «Мария, вдова крестьянина Василия Толмачева».
5. Далее столбец «Поручители», по привычному свидетели, их как правило по два с каждой стороны. И так же часто брали родственников поэтому не стоит упускать их из виду
6. Подпись свидетелей
Раздела про разводы не было, во всяком случае в православных метрических книгах. Основной причиной, по которой Церковь допускала развод, было прелюбодеяние, причем не только жены, но и мужа.
Про разводы почитать подробнее можно тут
Часть три «об усопших»
1. Номер записи, так же две отдельные колонки для женского и мужского пола.
2. Даты смерти и погребения. Месяц записывали только в верху колонки, дальше проставляли только цифры.
3. Информация об умершем: к какому сословию относился, в каком селе проживал, ФИО. Женщин указывали с мужем, либо приписывали что вдова такого-то мужа. Детей записывали с отцом, например: «крестьянина деревни Елкиной Попова Антона Яковлева сын Александр».
4. Два отдельные столбца с возрастом, для каждого пола свой.
5. Причина смерти. У детей до года в причине смерти чаще всего ставили «от родимца».
Словари Даля, Ушакова и Ожегова в один голос определяют родимец как «болезненный припадок у маленьких детей, сопровождающийся судорогами и потерей сознания».
6. Людям преклонного, а для тех времен около 60 было уже огого, часто можно встретить запись «натурально» или «от старой дряхлости». Видимо, если других внешних признаков болезни или насильственной смерти не было, то и считали, что свой век человек пожил и душу Богу отдал.
А вообще «разновидность» причин смерти, по моим наблюдениям, сильно зависела от дьячка, который вел книгу. Один писал скупо, другой лучше разбирался в медицине, возможно был более образован и причины записывал соответствующим образом.
7. Кто исповедовал. В случае если человек долго болел, то мог приходить священник исповедать перед смертью.
8. Кто совершил погребение и где похоронен.
В эту часть могли записывать мертворожденных, если не вписали в раздел «о рождении».
Каждую запись во всех трех разделах разделяли подписи священника и дьякона. Во всех частях в конце месяца была сводная запись сколько за месяц было рожденных, брачующихся и умерших. В конце года так же подводили статистику по всем разделам.
Также в первых двух частях можно встретить более поздние пометки, сделанные работником ЗАГСа о выдачи того или иного свидетельства.
Как искать в метрических книгах
Если честно на этот вопрос очень хочется ответить «на обум». Как уже говорили в статье о ЗАГС, предки не особо заморачивались с точностью годов, а дат и подавно. Самое оптимальное, на мой взгляд, методично пересматривать все книги год за годом, уходя в глубь веков. Но на это надо тонны времени. Если такой возможности нет, то предполагаемый год, вычисленный из каких-то документов, и дальше, если результат поиска отрицательный, просматривать 3 года плюс и 3 года минус.
Мы с Настей по Нижней Туре сделали себе в помощь табличку, в которой отмечаем что просмотрели, а что осталось. В этой же таблице есть ссылки на места хранения метрических книг.
Отдельно ведем дополнительные таблички о тех, кого нашли в каком году. Выписываем всех по интересующейся нас фамилии. По началу это хаос, потом, когда разносим найденные имена в фамильное древо все встает на места и начинаешь понимать кто кому и кем приходится и кто из всей этой толпы не твой, а просто однофамилец. Хорошо если фамилия редкая, сложнее, когда практически вся деревня с одной фамилией, как например в нашем приходе в деревне Елкина большая часть жителей Поповы. И вот читаешь браки, а там Попов женится на Поповой и в восприемниках у них 4 Попова. Еще сложнее если пропадают фамилии. Так было у Насти во Владимирской губернии, когда фамилии внезапно пропали в 1885 году. Тут приходится увеличить концентрацию внимания и ловить знакомые имена-отчества.
Где искать книги.
Метрические книги, как правило, хранятся в региональном архиве, Туда же передают дела архивы ЗАГС, если актовой книге 100 и более лет. Но бывают исключения, например, если место «гуляло» вместе с территориальным делением, то стоит заглянуть в архивы соседних регионов. Отличный сайт с каталогом метрических книг
тут можно подглядеть, где хранятся книги определенных населениях пунктов. Актуально для России, Украины и Беларуси.
Найдя нужный архив, первым делом стоит заглянуть к ним на сайт. Сейчас идет активная цифровизация и многие (подчеркну, что не все) не только делают цифровые копии документов, но и открывают удаленный доступ к ним. Есть архивы с платным доступом, например, Владимирский, но цена очень смешная, 28 р/час, а бывают и с бесплатным.
Я долго негодовала по поводу госархива Свердловской области, что в свободном доступе ничего нету. В итоге общественность добилась и в открытом доступе появились метрические книги Свердловской области. Книги далеко не все, с долго открывающимися страницами, плохим качеством и без нормального поиска, но хочется верить что захотят стремиться к лучшему, а не сделать на отвяжись. Теперь надеюсь на то что подтянется Кировский архив. На мой взгляд самим архивам намного лучше было бы предоставлять цифровые копии, нежели выдавать на руки старинные документы, которые пользуются большим спросом и еще быстрее приходят в негодность от постоянного перелистывания. Спрос на изучение своей родословной растет с каждым годом и возможность удаленного доступа в разы разгрузила бы самих архивистов.
Сильно повезло тем, у кого районы поиска по Москве и области, Новгородской, Оренбургской и Иркутской областях. Они начали сотрудничать с Яндекс архивами.
Нейросети Яндекса распознают рукописный текст в документах, который можно искать просто как в поисковике. Тут стоит учитывать, что нейросеть не всегда верно считывает или распознает текст, также не учитывает табуляцию, и текст из разных столбцов может встать в одну строчку. Так я, найдя запись о прадеде и прочитав «священник Лазарь Кочура», ринулась делиться счастьем с Настей, а выяснилось, что никакой он не священник и надо быть внимательнее. Если Вы не нашли на Яндекс-архиве никого, хоть точно знаете, что регион поиска из вышеперечисленных, не стоит расстраиваться. Возможно не все выгружено или стоит попробовать разные варианты, с учетом ошибок и вариантов написания. Например, Иркутский архив отцифровывает около 50 метрических книг в месяц, выгружает на Яндекс диск Иркутского архива, а уже через пару дней можно искать на Яндекс архивах.
Еще одним отличным ресурсом, на котором выложены в свободный доступ метрические книги, является familysearch. Если в двух словах – это коллекция микрофильмов, собранная мормонами в разные года по всему миру. Актуальнее, как мне кажется будет тем, у кого предки из Украины, в России мормоны не успели оцифровать много. В 90-е в России был бум разных сект, когда их начали прикрывать, и тогда мормонам также запретили деятельность. Но с украинскими архивами они сотрудничают до сих пор. Сайт может открываться криво, либо может не давать регистрироваться, тут в помощь ВПН. Я до сих пор с сайтом на «Вы» и подробнее как там искать не подскажу, на ВГД есть отдельная тема посвящена Фемели серч.
Если же все ресурсы просмотрены, а в свободном доступе книг нет, а такое сплошь и рядом, то тут либо делать запрос в архив, либо искать частного исследователя, который сходит туда ножками. Что лучше не могу однозначно ответить. У всех архивов и исследователей разные условия поиска, тут уже стоит сравнивать конкретные случаи.