Комиксы, корейские новеллы, любовные романы и «стекло» — тренды молодёжной литературы стали одной из тем фестиваля «Книжная Сибирь»
На большой ярмарке фестиваля «Книжная Сибирь», учреждённого министерством культуры Новосибирской области при поддержке регионального правительства, были представлены ведущие российские издательства и книжные магазины — всего более 100 экспонентов. Книжные новинки и классика, традиционные и новые форматы, виммельбухи, 3D- и 4D-издания, книги с запахом и книги-театры. Молодёжная аудитория с интересом изучала книжные развалы, общалась с авторами, задавала вопросы. Так, автограф-сессия с Асей Лавринович (Москва), автором популярных янг-эдалт (young adult) романов о любви, после творческой сессии длилась ещё несколько часов.
Художественная литература в России и мире по темпам роста в 2020–2021 годах стала догонять нон-фикшен, и это понятно — в условиях кризиса люди больше интересуются художественными историями. И драйвером здесь стала молодёжная проза. Меняются и сами книжные форматы, больше внимания уделяется визуальной стороне — иллюстраторы работают в популярных у молодой аудитории техниках (аниме, комикс, семиреализм), обложка должна выглядеть как арт-объект. Например, книга Ребекки Яррос «Четвёртое крыло», которую ждут сейчас российские читатели, выходит в двух обложках — классической съёмной с «золотым» тиснением и молодёжной стилизованной. По-прежнему популярны комиксы в азиатском стиле — теперь и в электронном формате, с вертикальным пролистыванием.
Какие темы и жанры художественной литературы особенно популярны у молодёжи? О молодёжной литературе как долгосрочном тренде на фестивале рассказывал Борис Кузнецов (Москва), генеральный директор издательства «Росмэн», кандидат исторических наук, по инициативе которого был учреждён конкурс «Новая детская книга», а затем писательская школа для подростков и клуб Terra Incognita.
Два направления жанра молодёжной литературы сегодня особенно популярны — это мистика и фэнтези. «В России складывается свой тренд — славянское фэнтези, это благодатная почва для создания разных историй. Как историк по образованию я прекрасно знаю, что в России можно придумывать свою мифологию, поскольку её нет. Об этом жанре начали говорить с выходом первой книги Марии Семёновой “Волкодав”. Роман был экранизирован. И сейчас издатели ждут, когда славянское фэнтези придёт в кинематограф, — говорит Борис Кузнецов. — Второй тренд — азиатское фэнтези, и здесь много видов. Немало российских авторов под псевдонимами пишут такие истории. Китайские и корейские новеллы — это тренд, который набирает обороты на российском книжном рынке. Например, книга “Благословение небожителей” Мосян Тунсю стала одной из самых продаваемых в 2022 году. Молодёжь знает, понимает и изучает китайскую и корейскую культуру».
Ещё один тренд молодёжной литературы — это пересказ известной истории, или ретейлинг. К примеру, в романе «Гретель и её бесы» Германа и Тамары Рыльских Гретель рассказывает психоаналитику о том, что произошло с ней и братом, так сюжет сказки братьев Гримм приобретает современный подтекст в жанре мистики и психологических триллеров.
Есть свои поклонники и у филгуд-романов (feelgood), которые поднимают настроение. Эти истории могут быть со сложными положениями и взаимоотношениями, но в конце концов всё будет хорошо. Один из примеров — «Книжная кухня» Ким Чжи Хе, описывающая жизнь людей в пансионате: одни потеряли цель в жизни, другие запутались в своих чувствах. Хозяйка пансионата Ю Чжин предлагает им кофе и книгу по вкусу — и начинается магия… Совершенно противоположный жанр — «стекло», предполагающий душевные переживания и потрясения в момент чтения, — только пробивает себе дорогу. Ещё один тренд молодёжной литературы — новая романтика, особенно популярная у девушек. «В популярной любовной романтике герои занимаются спортом — хоккей, футбол, волейбол, велоспорт. Романтические отношения разворачиваются на фоне спортивных соревнований. И это уже тренд», — отмечает издатель.
Борис КУЗНЕЦОВ, генеральный директор издательства «Росмэн»:
— Когда вам говорят, что молодёжь не читает или читает какую-то ерунду, — не верьте. Она читает хорошо, качественно и лучше, чем те, кто так говорит.
Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА
Статья на сайте издания "Ведомости" ЗС НСО