Марина Абрамович будет создавать положительный облик Украины для всего мира. Выбор во многом идеален: известная художник-аукционист имеет неоднозначную репутацию и склонность к провокациям, за ней вьется шлейф неприятных слухов, но при этом есть достаточно связей с сильными и богатыми мира сего.
Украина выбрала своего амбассадора
Амбассадором Украины стала 76-летняя сербская художница Марина Абрамович, сообщил The Daily Telegraph. Обычно на подобную должность знаменитостей нанимают какие-нибудь бренды: за солидное вознаграждение представлять компанию в самом выгодном свете, при любом удобном случае подчеркивая ее достоинства.
Абрамович уже зарабатывала на Украине: вместе с режиссером Ильей Хржановским художница создала крупнейший в Европе мемориальный объект — «Хрустальную стену плача». Ее установили в 2021 году в киевском Бабьем Яре. Там во время Великой Отечественной войны нацисты расстреляли 75 тысяч евреев.
Вознаграждение за этот проект для Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр» (без учета расходов на строительство) составляло в 2018 году 45 тысяч евро, сообщил украинский сайт «Историческая правда». Сколько на деле выплатило известной художнице и скандальному режиссеру правительство Украины, история умалчивает.
Дочка югославских партизан
Марина Абрамович родилась в ноябре 1946 года в Белграде. Родители воевали во время Второй мировой войны, так что дома царила военная дисциплина. Даже после того, как отец ушел из семьи, для Марины и ее брата послаблений не было: дома нужно было быть к 22:00 и не на секунду позже.
Отучившись в белградском Университете искусств, Абрамович продолжила обучение в Академии изящных искусств Хорватии. В это время она успела выскочить замуж за сербского художника Неша Париповича, с которым благополучно рассталась спустя пять лет брака.
В возрасте 30 лет Абрамович переехала в Амстердам. Там она встретила западногерманского художника Франка Уве Лайсинена, более известного как Улай. Их отношения трудно назвать идеальной историей любви, но именно они стали толчком к настоящим перфомансам.
Перфомансы на двоих
Первым известным совместным проектом влюбленных стали «Отношения в пространстве». На Венецианской биеннале обнаженные Абрамович и Улай бежали навстречу друг другу и с силой сталкивались. По идее, это показывало слияние двух начал — мужского и женского, и идею свободных отношений.
Для «Отношений во времени» художники сплели свои волосы и просидели спиной друг к другу 17 часов. Так они пытались показать, что, подпитываясь энергией публики, человек повышает уровень своих возможностей.
Свою свадьбу они тоже задумали как перфоманс: Улай и Абрамович должны были пройти 2500 километров и встретиться посередине Китайской стены. Ждать разрешения от китайских властей пришлось восемь лет. За это время пара успела расстаться. Так спектакль стал прощанием двух уже чужих людей.
Сольный выход
Одиночные акции Абрамович тоже были у всех на слуху: художница не переставала экспериментировать, словно стараясь нащупать границу возможностей — и свою, и зрителей. В одном из ранних перфомансов цикла «Ритм» она по-настоящему рисковала жизнью.
Художница разместила на столе десятки различных объектов, в том числе ножницы, нож, хлыст, пистолет с одним патроном. Зрители могли воспользоваться ими как угодно. Абрамович резали одежду, тыкали шипы розы в живот, один мужчина даже хотел выстрелить ей в голову, но другой зритель отобрал оружие.
Я хотела показать одну вещь: это просто удивительно, насколько быстро человек может вернуться в дикое пещерное состояние, если ему это позволить. Полученный мной опыт говорит о том, что, если оставлять решение за публикой, тебя могут убить.Марина Абрамович
Были и другие «Ритмы»: Абрамович хлестала себя плетью, резала ножами, пила таблетки, которые ее обездвиживали или наоборот — заставляли тело непроизвольно вздрагивать, неожиданно дергать рукой или ногой. Публика следила за этим действом, а художница — за реакцией публики.
https://t.me/rlz_the_kraken/12720
Перформанс 2010 года «В присутствии художника» — самый безобидный из всех акций. Художница усаживалась на стул и просто смотрела в глаза тому, кто садился перед нею. За 736 часов и 30 минут Абрамович заглянула в глаза полутора тысячам зрителям. Среди них был и Улай. Они оба расплакались.
Известно, что в прошлом году Абрамович с аукциона торговала в пользу Украины два места на повторение этого перфоманса. Победители, которые предложили самые большие суммы, смогли сесть напротив художницы и даже снять селфи, писал сайт CBS.
Сатанизм и провокации
Нередко художница использовала в своих работах не самые привычные средства: живых змей, настоящие кости и кровь, скелеты людей, пиктограммы и прочее. Все это дало повод некоторым верующим заподозрить Абрамович в сатанизме. В Польше религиозная общественность даже требовала запретить ее перфомансы, писал Artnet.com.
Масла в огонь подлила история взломанной почты руководителя предвыборной кампании Хиллари Клинтон Джона Подеста. Там было приглашение от Абрамович на вечер «Спиритуальной кулинарии». Однако художница заявила, что это было лишь «забавным названием обычного обеда» для сбора средств на Институт имени ее.
При этом Абрамович не перестала эпатировать публику: художница сфотографировалась с четвертым бароном Ротшильдом — Натаниэлем Чарльзом Джейкобом на фоне картины Томаса Лоуренса «Сатана, призывающий свои легионы».
Абрамович в России
Россияне тоже смогли «прикоснуться к прекрасному»: в 2011 году в московском Центре современной культуры «Гараж» открылась ретроспектива перфомансов Абрамович. Зрители увидели около 50 ее работ, а сама художница дала очный пятидневный мастер-класс.
Однако то ли публика была не достаточно готова, то ли расценки звезды «бабушки искусства перфоманса» оказались велики, то ли вмешались другие обстоятельства, но больше Абрамович в Россию не приезжала.
Хотя произведения Абрамович — довольно спорное и не всегда приятное зрелище, все они пытаются раскрыть психологическую подоплеку человека. Какими акциями и насколько успешно художница будет обеспечивать позитивный имидж Украины, покажет время.