Вот как это ни странно, но почему-то в биографии «насекомых», канонерских лодок британского флота типа «Insect» в сетевых публикациях зияет огромная дыра. Самой «мощной» публикацией по данному вопросу стала подборка в «Морской коллекции» за 2022 год, но мне на нее скинули ссылку только тогда, когда статья уже была готова. В общем так: англичане в Первую Мировую построили для действий на реках 12 «мух» (ну очень маленьких канонерок) и 12 чуть побольше. Те, что побольше, водоизмещением 645 тонн (грубо говоря, как русские «минные крейсера»), со скоростью 9 узлов, но зато калибр артиллерии у них был чуть побольше: 2х152-мм, два 76-мм орудия и шесть пулеметов.
Построены они были (в виде комплекта) уже в 1916 году, а, вот насчет их сборки в большинстве публикаций царит тишина. Да, действительно, первоначальными планами предполагалось доставить канонерские лодки в разобранном состоянии через Салоники на реку Морава и там собрать. Но развал сербского фронта в конце 1915 года поставил крест на этих планах. А, потому…
Пишут, о том, что «В 1916 году большинство канонерок типа «Инсект» (и все малые канлодки типа «Флай») направили в Абадан в Персидском заливе. Впоследствии они действовали на реках Тигр и Евфрат, поддерживая британские войска в Ираке».
Ну, нет, не совсем так:
Распределение было следующим:
-Порт-Саид(Египет): Aphis, Bee, Ladybird и Scarab
-Персидский залив: Gnat, Mantis, Moth и Tarantula
Итого восемь. С остальными все чуть иначе. Четыре большие канонерки «Cicala», «Cockchafer», «Cricket» и «Glowworm» (т.е. все канонерки фирмы Barclay, Curle&Co) были собраны в Великобритании и в 1916-1917 годах использовались в системе противовоздушной обороны юго-западного побережья Англии.
Более того, они изначально получили чуть-чуть иное вооружение. Если предыдущие канонерки имели щитовые орудия Mark VII на станках РIII, то эти четыре канонерки получили носовые орудия Марк II с длиной ствола в 40 калибров, в «зенитном» варианте с углом возвышения до 53 градусов (но без щитов). Она отличалась значком QF, т.е. скорострельная. В отличие от Марк VII, она была гильзовой. Потом на них поставили 76-мм зенитные орудия. Орудия получили кольцевые прикрытия, толщиной 1 дюйм и высотой 1,5 метра. Мостик укрывали войлоком (защита от осколков).
Главной задачей «зенитных» канонерок являлось противодействие немецким «цеппелинам», (однако о каких-либо их успехах в борьбе с оными история умалчивает).
Потому, пока оставим в стороне историю этих четырёх кораблей, и посмотрим историю остальных восьми единиц этого типа. Собирали Aphis, Bee, Ladybird и Scarab в Великобритании, но дооборудование велось в Греции. В собранном виде их прибуксировали в Порт-Саид, после чего они своим ходом вышли в район Суэца.
Активнее всех работали Gnat, Mantis, Moth и Tarantula. Канонерки в декабре 1915 года оказывали помощь обороняющимся в районе Кута английским войскам. Потом Кут пал.
Активные действия канонерок начались только после начала нового наступления англичан. Самым существенным столкновением стал бой у излучины Нахр-эль-Калек. При прорыве Moth получила не менее 5 снарядов. На следующий день, в ходе боя как раз и удалось отбить «муху» (Firefly) ранее захваченную турками в Куте. В ноябре 1917 года канлодки поддерживали английское наступление. Потом наступило затишье.
У нас эти канонерки «прославились» ходе другой «операции». В 1918 году осенью, во время интервенции Glowworm, Cicala, Cockchafer, Cricket, вместе с двумя «эрзацмониторами» вошли в отряд, под общим кома вошли в отряд, под общим командованием командора Себальда Грина (Green). Про него шутили «When Green is drunk, he is red».что-то типа «Когда Зеленый – «синий» он красный». Перед операцией две «зенитные» канонерки получили щитовые орудия и зенитные автоматы пом-пом (по одному на каждый корабль). На двух канонерках остались орудия без щитов.
Все перечисленные суда вышли 22 октября из Скаппа Флоу, и перешли в Архангельск где и зазимовали. В начале 1919 г. появились на фронте, участвуя в боевых операциях против «красных». И, начиная с 7 мая 1919 года канонерки не знали покоя. В связи с создавшейся обстановкой в начале июня 1919 г. к союзной флотилии присоединились пришедшие из Англии броненосная канонерская лодка «Хамбер» («Humber») и мониторы М-26, М-27, М-31 и М-33.
8 июля Cricket получила попадание ниже ватерлинии. По советским источникам «во время боя с нашей флотилией монитор М-33 получил попадание тяжелого снаряда, а канлодка "Крикет" получила попадание у ватерлинии и принуждена была спуститься вниз по реке и ошвартоваться у баржи-мастерской, чтобы спастись от затопления. На канлодке "Сайкала" вследствие длительной стрельбы при больших углах возвышения вышла из строя артиллерия. Положение англичан было критическое, вследствие неприбытия подкреплений сухопутных войск, и лишь четырехкратные обстрелы нашей флотилии и нашего расположения мониторами, при содействии авиации и особенно 6-дюймовой артиллерией британской канлодки "Гумбер", позволили неприятелю отбить все наши атаки».
Потом, ко всем своим «удачам» Cicala в августе в районе Сельцо напоролась на мину. Следующим был «Glowworm». 24 августа в порту Березник у его борта взорвалась баржа с боезапасом. Погибли и Себальд Грин, и 17 моряков, 12 моряков получили ранения. Канонерка получила повреждения. Ее подлатали, оттянули в Архангельск, но…
Потом на «Cicala» вспыхнул бунт. (Был в ту пору в Британии лозунг: «Hands off Russia!», типа, «Руки прочь от России!»). Пять "главарей" бунта были приговорены к смертной казни, затем замененной в пять лет тюремного заключения. В конечном итоге англичане ушли, и все канонерки этого типа вернулись в Англию («Glowworm» шел на буксире). «Уходили» англичане так быстро, что были вынуждены бросить и взорвать два монитора М-25 и М-27, которые не смогли выйти из-за обмелевших рек.
17 января 1920 года военно-морскую базу Чатэм покинули канонерские лодки Cicala, Cockchafer, Cricket, Moth, и Mantis. Их ждала долгая дорога на Дальний Восток. Стоп, а, где же Glowworm?
А, нигде, он из-за повреждений встал на прикол. Он долго в строй не вводился, и вернулся к службе только в 1920 году.
И все же канонерки попали на Дунай (но не все, а только две). Aphis, и Ladybird из Суэца были направлены на Дунай для охраны трофеев: австрийских мониторов. Для этого их утеплили, трубы и мачты подрезали для того, чтобы проходить под мостами.
Потом в 1921 году, осенью на Дунай пришел отремонтированный «Glowworm». В марте 1922 года «Ladybird» и «Glowworm» пришли на Мальту, были выведены в резерв и разоружены. «Glowworm» разоружился навсегда (сказались старые «раны» , полученные в России). В 1927 году его разделали на металл. «Aphis», и «Ladybird» пять лет простояли без вооружения, но потом их снова вооружили, и отправили в Китай, где к тому времени собралось все их «семейство»