Давно не заглядывал я в свой виртуальный читательский дневник. Не потому, что не читаю. Читаю, и читаю с удовольствием, хотя времени, если честно, не хватает. Хотелось бы читать больше.
А не пишу я о прочитанном, потому, что то, что я сейчас чита ни в рекламе, ни в анонсе не нуждается. Я перечитываю русскую классику.
У меня сломалась электронная книга. И я пошла к своим книжным полкам.
На глаза попался двухтомник Александра Куприна. Стоит ли обсуждать «Гранатовый браслет», «Олесю», «Яму», «Суламифь», «Поединок»?
Это тот случай, когда достаточно просто перечислить названия произведений, и собеседник уже испытывает самые разные эмоции.
Наша добрая русская классика! Наша отдушина в суете сует, наше спасение в дни испытаний, наша сила и гордость, источник самоутверждения для русской души, учебник жизни и пособие по самопознанию. И ещё, мне кажется, это тест на порядочность, совестливость и глубину восприятия мира.
И при всём этом, русская классика - лёгкая литература! Как сейчас принято говорить – «читабельная» (не понравилось бы это слово нашим классикам).
Русская классика, и правда, хорошо читается. Вроде бы и сюжет предсказуем, и нет в ней сложных авторских хитросплетений и психологических ловушек, привычных искушенному современному читателю. Но читается ведь! И перечитывается!
Вот зачем я перечитываю «Гранатовый браслет»? Ну что я там не знаю? Пожалуй, только имена героев позабылись, а их жизнь и судьба уже хрестоматийны. А читаю! Снова слежу за эмоциями героев, слушаю их диалоги, подглядываю в их письма. И снова хочу их понять, принять, примерить на себя их мысли и поступки. И открываю их заново. Каждый раз - немного другими. Или совсем другими.
Так, например, у меня было с Наташей Ростовой. Мне повезло. Известно, что люди делятся на три категории: на тех, кто не читали «Войну и мир», тех, кто прочли роман, и на тех, кто его перечитывает. Я перечитывала его два раза, благодаря своим детям - читала вместе с ними, когда они проходили роман в школе.
И каждый раз это был новый роман. Новые герои. Новые отношения. Новые уроки.
Произведение, конечно, не меняется, меняемся мы, читатели. И подобная литература позволяет нам увидеть эти изменения.
1982 год. 10 класс, урок литературы. Тема «Образ Наташи Ростовой». Я, примерная ученица, с ужасом слежу за учителем - кого он сейчас спросит? Только бы не меня! Я не смогу! Не сумею я сказать то, что учитель хочет услышать. Мол, истинно русская; светлая душа; близость к народу (тут надо упомянуть сцену танца в пример); непосредственность, искренность, чистота…
Нет, не смогу. Потому, что это обычная взбалмошная девчонка, самовлюблённая эгоистка, разыгрывающая из себя невинность! Вот!
Учитель называет мою фамилию. Я обреченно встаю из-за парты. И молчу. Не могу произнести ни слова. Я, имеющая по литературе одни пятёрки, я, участвующая в городских конкурсах сочинений (а темы там бывали такие, что совсем не располагали к простодушию и честности - и ничего, справлялась), я, умудряющаяся на переменах, что называется, на коленке, написать несколько разных (!) сочинений на одну тему нашим мальчишкам оболтусам, не могу выдавить ни слова про эту Наташу Ростову.
Это так на меня не похоже, что одноклассники бросают свои «важные» дела (списывание домашки по математике, рисование в тетради, переписку записочками и мечтательное глядение в окно) и «возвращаются» на урок литературы. 30 пар глаз смотрят на меня с интересом, и одна пара – с недоумением.
А я не могу ничего соврать. Ни красиво (на пятёрку), ни бездарно (хоть как-нибудь). Учитель уже не недоумевает, а раздражается. Пора хоть что-то говорить.
И я начинаю реветь. Это правда! Я - уже взрослая девица, - стою у парты и шмыгаю носом. Потому, что Наташа Ростова – это не просто литературный герой. Это важно. Это принципиально. Это отражение от себя. Это наизнанку.
Изумление в глазах учителя сменяется сочувствием и догадкой: «Не готова? Не читала!».
И я облегченно вру: «Не читала». Хотя давно уже прочла больше, чем задавали.
Пройдёт 22 года, и я влюблюсь в Наташу Ростову.
И я увижу в ней и искренность, и честность, и мужество. Увижу, как сильна она в своей слабости. И какая она живая, настоящая.
Стоит ли говорить, как заново знакомилась я с Онегиным, Татьяной и Ольгой?
И как по новому в разные годы воспринимаются Анна (и та, что на шее, и та, что Каренина), Левин, Печорин, Раскольников. Они словно меняются вместе с нами. Живая литература!
Альберт Эйнштейн говорил, что в разработке его теории относительности роман Достоевского «Братья Карамазовы» дал ему больше, чем труды великого математика Карла Гаусса. Именно Достоевский заставил его ощутить относительность наших истин и понятий.
А ещё классика, как мне кажется, имеет удивительное воздействие на эмоциональную и мыслительную сферы. Этот чистый, ясный, простой и красивый в своей простоте язык как-то упорядочивает и уравновешивает моё состояние. Словно заражаешься этим слогом, этим неспешным ритмом.
И под музыку этих строк рассеиваются личные, абсолютно не связанные с литературными сюжетами, сомнения, решаются застарелые нравственные задачи. Мир становится понятнее, и сам себе становишься понятен.
Я думаю, так действует сила родного языка. Хорошего родного языка.
Может вы замечали, как реагируют на классическую поэзию маленькие дети? Мои сыновья затихали и успокаивались под мелодичный ритм ершовского "Конька горбунка" и пушкинских сказок. Внимательно слушали, широко раскрыв глазки. Хотя не понимали ни слова.
Уже давно доказано, - и опытом педагогов, и исследованиями учёных, - что хорошая литература развивает не только эмпатию, но и интеллектуальные способности.
Известно, что советские учителя рекомендовали детям, не имеющим "чутья на язык" и пишущим безграмотно, переписывать тексты из русской классической литературы. И это работало!
Очень люблю передачи Игоря Волгина на канале Культура «Игра в бисер», посвященные разборам известных классических произведений.
Каждую передачу он заканчивает словами: «Читайте и перечитывайте классику». Хорошая концовка.
Закрыв последнюю страницу сборника произведений Александра Ивановича Куприна, хочется уточнить: "Особенно русскую".
Как же нам повезло – родиться русскими, - читать и перечитывать русскую классику не в переводе! Грех не пользоваться таким подарком.
Всем хорошего чтения. Спасибо, что со мной.