Как вести себя в коллективе человеку, который недавно устроился на работу?
От представителей старшего поколения не раз слышала мнение: прежде, чем "выступать", что-то требовать, нужно для начала доказать, ЧТО ты стоишь в своей профессии, проявить свои профессиональные качества.
Возможно, и есть тут доля правды. Но, мне, человеку мобильному, не единожды менявшему сферы деятельности, хочется поспорить с этим утверждением.
Как показывает практика, можно годами доказывать свою профпригодность - делать всё по инструкции, исполнять все предписания начальства, соглашаться на подработки. Но при этом ты так и останешься рядовым сотрудником, с мнением которого не считаются - могут зарплату не начислить, не включить в список на получение премии. А, между тем, на твоих глазах сотрудники без особых талантов и даже без высшего образования стремительно делают карьеру - за три месяца становятся начальниками отделов, получают прибавки к зарплате, ничего никому не доказывая. Они не лезут из кожи вон, не работают денно и нощно. Вероятно, в этом и заключается один из секретов успеха.
Нередко имитация бурной деятельности, а не настоящий труд, который в офисе мало, кто ценит - составляющая негласного кодекса поведения офисных работников.
Кстати, был в моей трудовой биографии и такой поучительный момент.
После ухода из журналистики устроилась я в отдел городского управления образования. Зарплата для провинции неплохая. Минус в том, что трудоустроили меня хоть и по трудовой, но, как "подснежника" - через другую организацию: центр обеспечения качества образования.
Моей обязанностью в управлении тогда было выполнение чиновничьей бумажной работы, оформление разных отчётов, распоряжений, деловых писем, уставов школ и так далее и тому подобное. Пока сотрудники отдела были в отпусках, я слыла лучшей сотрудницей отдела и почти всё лето честно везла свою тележку, выполняя работу за троих. Но потом вернулись отпускники, близкие подруги руководства, плюс в наш отдел взяли протеже начальницы управления, и я, не имея в организации ни связей, ни знакомств, тут же превратилась из незаменимой в "лишнюю" и худшую. Вскоре начальница отдела создала для меня такие условия, что мне пришлось подать заявление об уходе.
Ну, да ладно с этой чиновничьей работой - особо жалеть не о чем, она мне всегда была чужда.
Но и в школе, куда я устроилась позже учителем русского языка и литературы, работа была - не сахар.
Что такое огромная нагрузка, испытала на себе по полной. И снова себя не жалела, из кожи лезла вон, пытаясь доказать профпригодность.
С 40 часами в неделю не было ни выходных, ни праздников, ни нормального ночного сна, только нервы, стрессы, проверка тетрадей, заполнение журналов. К тому же в запущенных классах, где учителя менялись как перчатки, дети уже привыкли учиться кое-как и мои требования выполняли только под большим нажимом.
Так прошёл целый учебный год - почти без отдыха. Можно сказать, света белого не видела. Да и здоровье порядком подорвала.
После отпуска я благополучно уволилась.
Теперь работаю в относительно тихом месте, но с непростым женским коллективом - в библиотеке. И стараюсь не превращаться в "лошадку".
Разработала даже для себя специальную схему поведения, чтобы этого не произошло:
- Не перегружаю себя обязанностями, выполняю только то, что за мной закреплено, но не сверх;
- Если задания "маленького" начальства мне кажутся нелепыми, не спешу их выполнять, жду распоряжения руководства выше, чтобы потом всё не переделывать;
- И самое главное - мне кажется, новому сотруднику куда важнее не "доказывать" что-то, а изначально верно поставить себя в коллективе, уметь отстаивать свои права и знать себе цену. Тогда и ездить на вас не будут. Если же на всё соглашаться, как делала я раньше, на вас сядут и будут кататься бесплатно месяцами и годами.
Помните хорошую пословицу: "Лучше всех в колхозе работала лошадь, но председателем она не стала"?
Спасибо за внимание! Буду рада новым подписчикам и комментариям!