В 1950-х годах прошлого века рок-н-ролл оперативно и навязчиво завоевал и США, и Великобританию, подготовив почву для развития новых жанров и направлений. Одним из наиболее значимых стилей рока того времени стал БИГ-БИТ (Big Beat, он же Мелодичный Бит) изначально представлявший собой "британскую версию рок-н-ролла", а позднее (к середине 1960-х годов) обретший свой собственный музыкальный язык и устроивший широко известное в музыкальных кругах "Британское вторжение".
Если рок-н-ролл устойчиво и непреклонно опирался на блюзовую основу, то Биг-Бит перенес развитие рока в среду англо-кельтской музыки, а затем и общеевропейской классической музыкальной традиции. Биг-Бит оказался понятен и близок массовому слушателю - от мала до велика, благодаря чему популярность его стала шокирующе всеобъеблющей. Главное (наиболее успешное, конечно) дитё Биг-Бита - Ливерпульская четверка - The Beatles. Также широко известны группы Hollies, Herman's Hermits, Manfred Mann, The Animals.
Тематика
Темы песен Биг-бита - любовь, незамысловатая юношеская романтика, повседневные сюжеты с налетом мечтательности. Музыка соответствует текстам: она преимущественно размеренна, по жанру близка народной балладе, чуть раскачанной басом и ударными.
Инструментарий
Усредненный инструментальный состав биг-бита: соло-электрогитара, ритм-гитара, бас-гитара, ударная установка, вокал. Периодически используются фортепиано, скрипки, деревянные духовые, различные виды перкуссий и губная гармошка.
Форма
Как и многие популярные жанры, биг-бит опирается на куплетно-припевную форму, но она может обрастать неожиданными разделами, особенно в рамках творчества The Beatles.
1 вариант. Последовательность куплетов с припевом - типичная куплетно-припевная форма A - B - A1 - B - A2 - B и т.д. Здесь особенно важна контрастность куплета и припева. Некоторые песни начинаются не с куплета, а с припева.
Напомню, что в куплете обычно происходят основные события песни - тексты куплетов меняются, а припев имеет стабильный (или относительно стабильный) текст, выражает основную мысль песни и является ее главным эмоциональным центром. Именно припев - наиболее запоминающаяся часть песни, инициирующая публику активно подпевать своим кумирам.
Yesterday группы The Beatles - простой пример простой формы: куплет-припев-куплет-припев-куплет.
2 вариант. Куплеты чередуются с припевом и бриджем. Т.е. форма фактически являются трехсоставной. Например, A-B-A1-B-C-A2-B-С и т.д. Такова, например, песня Herman`s Hermits - "Mrs Brown".
Бридж (от англ. "Мост") - дополнительная часть песенной формы, усиливающая контраст между куплетом и припевом. Часто является чем-то вроде лирического отступления и в музыкальном содержании, и в тексте.
Herman`s Hermits Mrs. Brown - пример трехсоставной формы
Большинство композиций Биг-Бита открываются небольшим вступлением - инструментальным, либо вокальным, обычно тематически родственным куплету либо припеву.
Ритмика
В биг-бите (как и во всем роке) преобладают квадратные структуры. Метр – почти всегда 4/4, темп – от 70 до 170 ударов в минуту, пульсация ударных обычно 8/8, хотя есть исключения: пульсация 12/8 может быть использована в стилизованных под свинг примерах (также как и офф-бит, например). В аккомпанементе преобладают ровные восьмые и четверти с подчеркиванием сильных долей.
Мелодизм и вокальные партии
Мелодии биг-бита обычно достаточно простые и запоминающиеся. Структура мелодии выдержана в волнообразном движении, частыми гостями вокальных партий являются неаккордовые звуки и задержания. Рифы практически не используются: здесь гитарные и басовые партии почти всегда вторичны по отношению к вокальной мелодии. Очень развиты партии бэк-вокала (о чем можно судить на примере почти всего творчества The Beatles) - это новация стиля, такого не было ни в блюзе, ни в рок-н-ролле.
Бэк-вокал Биг-Бита может дублировать основную мелодию в интервал, может использоваться как бурдон (педаль), либо становиться имитационным ответом солисту - все это из Биг-Бита позже весьма ловко взяла и приспособила попса:)
Manfred Mann Doo Wah Diddy - здесь бэки регулярно "отвечают" солисту
Гармония
Гармония Биг-Бита опирается на традиционные для английской баллады (и ее кельтских прародителей) лады: ионийский, миксолидийский, эолийский, дорийский, мелодический минор. Игры и переливы натуральных ладов также стали основой более поздних рок-стилей, а сейчас активно завоевывают Олимп "высокой попсы".
Также важно отметить ладовую переменность в песнях того времени - постоянные переокрашивания одного лада ступенями другого делают гармонию очень яркой и разнообразной.
Аккордика. Преобладают трезвучия, реже используются малые минорные септаккорды (II, VI, III ступеней) и малые мажорные септаккорды (D, DD, D к IV). В качестве своеобразной изюминки трезвучия часто излагаются с различными задержаниями (sus).
Большинство гармонических оборотов имеет плагальный либо медиантовый характер.
Типичные гармонические обороты Биг-Бита
а). I - VIm - IIm - V
The Beatles - You`re Gonna Lose That Girl.
Аккорды куплета: E - G#m - F#m - B
б). I - IIIm - IIm -V
Herman`s Hermits - Mrs. Brown. Аккорды куплета C - Em - Dm - G
в). IIIm - VIm - I
The Beatles - Can`t Buy Me Love. Аккорды припева C - Am - Em - C
г). VIm - IIIm - IVm
The Beatles – «No Reply» на словах "I Saw The Light"
д). I - V - IV
The Beatles – «Nowhere Man» (последовательность Eb - Bb - Ab в куплете)
е). I - VIIb - I
The Beatles - "A Hard Day`s Night". На словах "And I`ve been working like a dog" - C - Bb - C.
Литература:
- Бельтюков А. Стилевой генезис массовой культуры XX века. дис. ... кандидата культурологии : 24.00.01- Екатеринбург, 2016.
- Сыров В. Стилевые метаморфозы рока или путь к "третьей" музыке. - Нижний Новгород, 1997.