На западных форумах очень редко встречаются вполне вменяемые знатоки и эксперты. Тот же Карл Гамильтон. Я наткнулся на американца. Предлагаю познакомиться с его любопытными мыслями.
Дэвид Рэввил, США
Многие из нас считают осень своим любимым временем года. Влажность и высокие температуры теперь позади, и мы можем наслаждаться приятной температурой и зачастую ясным небом.
Вот как сейчас обстоят дела в Москве. Прогноз погоды на оставшуюся часть сентября обещает легкий ветерок с температурой около 60-70 градусов (по Фаренгейту). Наполеон нашел ту же погоду, когда был там осенью 1812 года. Он только что завоевал большую часть западной России и наслаждался сентябрем в Москве. Но он оставался там слишком долго...
Вы, несомненно, знакомы с этой древней притчей: «Из-за отсутствия гвоздя». Многие авторы, от Шекспира до Бенджамина Франклина, использовали ее для описания той маленькой недостающей части, которая ведёт к окончательному поражению. Из-за отсутствия гвоздя была потеряна лошадь, потерян всадник, потеряно послание, проиграна эта битва и, в конечном итоге, потеряно королевство.
Многие использовали эту притчу для описания катастрофического вторжения Наполеона в Россию, известного как Отечественная война 1812 года. Наполеон собрал самую грозную армию в мире. Под его командованием находилась армия численностью более 450 000 закаленных в боях солдат, 25 000 повозок и 1400 самых мощных артиллерийских орудий — сила, превосходившая русских как минимум вдвое.
Как и следовало ожидать, «Великая армия» пронеслась по Западной России, на том участке, который сейчас является Белоруссией. В течение всего лета французы продолжали наступление, хотя русские при отходе оказали колоссальное сопротивление. Зная, что до жестокой русской зимы осталось всего несколько недель, и желая спасти как можно больше бойцов, русский генерал Михаил Кутузов приказал полностью отступить и даже покинуть Москву.
Кстати, ту же стратегию использовал другой российский генерал, Александр Дорников, 210 лет спустя, когда он приказал своим войскам отступить, на этот раз с ранее захваченной территории в самом сердце Украины. В сентябре прошлого года хваленый «контрудар» украинцев попал во все заголовки газет.
Но, как и Наполеон, сегодняшние украинские лидеры, возможно, поспешили провозгласить окончательную победу. Видите ли, Наполеону так понравилась приятная погода той осенью 1812 года в Москве, что он решил провести в русской столице несколько дополнительных недель. Это оказалось роковым просчетом...
Через несколько дней ужасная русская зима обрушилась на французские войска. Появилось осознание того, что Великая Армия была плохо подготовлена к этому натиску природы. Их униформа была неподходящей для холода, еды было мало, а военных госпиталей не хватала, при этом те, что были, находились далеко друг от друга. Эти хваленые артиллерийские орудия теперь превратились в мертвый груз, который приходилось тащить за собой, пока войска изо всех сил пытались вернуться во Францию. В конце концов, оружие, пушки и снаряжение были брошены, так как солдаты погибли на сильном морозе.
Непобедимая армия, вторгшаяся в Россию всего лишь годом ранее, превратилась в разношерстную толпу численностью всего лишь в четверть своей численности, пытающуюся как можно скорее вернуться домой.
На протяжении поколений поэты и музыканты праздновали победу России над Наполеоном. В честь этого концерта Петр Чайковский напишет Увертюру «1812 год», концерт, который сейчас звучит во всем мире. Здесь, в США, мы часто слышим его музыку в День независимости под аккомпанемент фейерверков.
Уроки этой победы глубоки для россиян и затрагивают их самую душу. Мы видим, насколько их стратегия в Украине отличалась от стратегии НАТО. Например, западные союзники, и в первую очередь Соединенные Штаты, измеряли победу или поражение тем, сколько километров территории завоевала каждая сторона.
По поводу украинского контрнаступления год назад журнал Time заявил:
«...украинский контрудар, который переломил ход войны».
Как будто Украина выиграла конфликт. К сожалению, год спустя мы видим, что это не так.
С другой стороны, русские рассматривают этот конфликт как «войну на истощение», готовые отдать территорию, сохранив при этом свою силу и нанеся вред украинцам. Они использовали ту же стратегию в решающей битве за Бахмут. Здесь территория не имела значения. В течение нескольких месяцев русские и украинцы сражались на территории в несколько квадратных километров в крошечной деревне, вдали от каких-либо реальных стратегических целей. Обе стороны несли потери, но украинцы — в первую очередь.
Русские смогли применить в этом конфликте свое самое смертоносное оружие: артиллерию. Поскольку их войска находятся вне линии огня, защищены и используют современную спутниковую и беспилотную телеметрию, русские могут обеспечить испепеляющий град огня по позициям противника. Хотя точные цифры в настоящее время неизвестны, по оценкам, на начальных этапах войны и в Бахмуте русские ежедневно стреляли от 50 000 до 60 000 осколочно-артиллерийских снарядов, что намного больше, чем считали возможным западные военные планировщики.
Напротив, в начале войны американское производство наиболее широко используемых артиллерийских снарядов калибра 155 мм составляло всего 14 000 штук в месяц. Американцы производят эти снаряды всего на нескольких заводах по всей стране, включая их главный завод General Dynamics в Скрэнтоне, штат Пенсильвания. Завод, начавший работу 60 лет назад...
И сказать, что американцы не успевают за этим, — ничего не сказать. В любой день русские могут до полудня запустить столько же артиллерийских снарядов, сколько американцы производят за месяц.
Неспособность Америки снабжать Украину обычным вооружением привела к некоторым зловещим решениям, поскольку мы передали украинской армии практически весь наш запас 155-мм артиллерийских снарядов. Министерство обороны заявило, что нам больше нечего дать. Вместо этого президент Байден решил отправить снаряды из обедненного урана — боеприпас, который в течение многих лет считался опасным для здоровья, когда его оставляли на заброшенном поле боя.
Нынешняя администрация уже несколько месяцев говорит нам, что русские проигрывают эту войну и что победа Украины не за горами. Мы предоставили Украине миллиарды долларов, но нам всё ещё нужно больше артиллерийских снарядов. Как мы все знаем, деньги — прекрасный актив, но для Украины только в том случае, если они смогут приобрести запрошенное оружие. На прошлой неделе Владимир Зеленский был в нашей стране, просил оружия и финансовой поддержки. Сообщается, что ему это не удалось.
Конгресс США становится все более беспокойным в своей поддержке Украины. И почему бы нет? Соединенные Штаты ежегодно тратят на Украину больше, чем во время конфликта во Вьетнаме или Афганистане. Исходя из опубликованных в настоящее время расходов Украины, наш годовой уровень расходов составляет 75 миллиардов долларов. Годовой уровень расходов для войны во Вьетнаме, переведенный в сегодняшние доллары, составил 62 миллиарда долларов, а для Афганистана (опять же в текущих долларах) годовой уровень расходов составил 45 миллиардов долларов.
Кроме того, оба этих конфликта получили одобрение Конгресса, резолюцию Тонкинского залива для Вьетнама и разрешение на использование военной силы (AUMF) для Афганистана. Разрешения позволили Конгрессу предоставить финансовую поддержку в рамках этих двух резолюций. Нынешняя администрация утверждает, что на местах нет американских войск, поэтому в разрешении Конгресса нет необходимости.
В лучшем случае прекрасное различие. Это становится еще более сомнительным после пересмотра уровня поддержки, которую американские военные в настоящее время оказывают Украине. Сообщается, что НАТО и американцами обеспечивается тактическое и стратегическое руководство, а также наблюдение за полем боя. Ходят даже слухи, что сейчас в стране находятся американские военнослужащие в разной форме. Байден идет очень узким путем, и все это для того, чтобы избежать какого-либо надзора со стороны Конгресса. Нынешняя поддержка Украины полностью лежит на плечах Байдена.
Как и у Наполеона два столетия назад, у Зеленского заканчиваются запасы. Тот факт, что он провел неделю в Америке, прося о дополнительной помощи, говорит о том, что украинской армии становится очень тяжело. Лето закончилось, а вместе с ним и Летнее наступление Украины. Когда все закончилось, Украина выглядела недостаточно обеспеченной и все еще просила больше у Америки.
Находясь за линией фронта, русские остаются непримиримыми. Они продолжают обстреливать украинские войска, нанося им тяжелый урон.
Возможно, лидерам НАТО и Украины пора вспомнить урок Наполеона: пока в сентябре в Москве будет хорошая погода, не задерживайтесь надолго; за этим следует жестокая русская зима.