Кислотный грунт по металлу используется в кузовном ремонте в качестве первичной подложки. Затем обработанная поверхность подлежит окраске любыми двухкомпонентными составами, кроме ЛКМ на полиэфирной основе. Этот праймер быстро сохнет и, как правило, не требует шлифовки. Основное назначение вещества на базе ортофосфорной кислоты заключается в создании устойчивой антикоррозионной защиты. Правильно нанесенная кислотная грунтовка усиливает адгезию, создает барьерную пленку от воздействия внешних факторов, предотвращает появление очагов ржавчины в долгосрочной перспективе. Рассмотрим детальнее особенности применения и порядок работы с данным типом грунта.
Принцип действия кислотных грунтов
Кислотный грунт еще называют фосфатирующим, травящим, реактивным. Если другие типы автомобильных грунтовок создают непроницаемый защитный слой за счет полимеризации, то этот вступает в химическую реакцию с металлом, делая его невосприимчивым к коррозии. После нанесения кислотного праймера на поверхности ремонтируемой зоны образуется пленка из оксидов, сдерживающая образование ржавчины.
Основные компоненты кислотной грунтовки:
· поливинилбутираль;
· фосфорная кислота;
· оксид цинка;
· триоксид хрома;
· нитрат натрия;
· спирт, вода.
Каждый химический ингредиент играет важную роль в процессе реакции. Принцип действия кислотной грунтовки выглядит следующим образом. Ортофосфорная кислота служит преобразователем ржавчины, осажденный цинк отвечает за антикоррозионную защиту, а пленка из поливинилбутираля обеспечивает высокую адгезию с акриловым наполнителем.
Особенности применения
Наличие активных антикоррозионных компонентов в составе не означает, что кислотный состав разрешается наносить на старые лакокрасочные покрытия или на ржавые поврежденные детали с выраженными дефектами. Праймер срабатывает только тогда, когда попадает на чистую подготовленную поверхность. Также материал не перекрывает сколы, царапины, трещины. Он лишь образует тончайшую защитную пленку и является промежуточным звеном между металлическим корпусом и финальным слоем декоративной краски. Выпускается продукция в двух форматах: в баллончиках и в банках в наборе с активатором. Если предполагается быстрая реставрация, можно купить кислотный грунт в виде аэрозоля. При проведении обстоятельного кузовного ремонта лучше купить двухкомпонентную кислотную грунтовку.
Правила нанесения кислотной грунтовки
Кислотные грунты подходят для первичной обработки стальных, хромированных, оцинкованных, нержавеющих, алюминиевых поверхностей. Можно восстанавливать локальные участки и грунтовать большие площади. Поскольку в составе содержатся токсичные горючие компоненты, малярные работы следует проводить в индивидуальных средствах защиты, вдали от источников огня, в проветриваемом помещении или на открытом воздухе.
Правила нанесения кислотного грунта:
1. Смешать праймер и активатор до однородной консистенции в пропорциях 1:1, как указано в инструкции.
2. С ремонтируемой области удалить старую краску, шпаклевку, грязь, ржавчину.
3. Отшлифовать металл сухим способом абразивной бумагой Р120, затем обдуть и обезжирить.
4. Если выполняется обработка нержавейки, алюминия или оцинкованного покрытия, то для зачистки следует использовать материал на волоконной основе типа скотч брайт.
5. На чистый подготовленный металл нанести один тонкий слой кислотной грунтовки, толщина покрытия не должна превышать 10 мкм. Можно воспользоваться кистью или распылить пистолетом с диаметром сопла 1,3-1,5 мм.
6. Грунтовка схватывается в течение 10 минут, для полной просушки требуется 30 минут при температуре 23°С.
7. Кислотный грунт нужно обязательно перекрывать, лучше всего для этих целей подходит акриловый наполнитель, а затем уже краска. Однозначно не стоит использовать материалы на полиэфирной основе, которые не отверждаются.