Как найти человека, который поможет идти по пути к Богу? Кем он должен быть: духоносным старцем или обычным приходским священником? Игумен Павел (Полуков) на одной из Пастырских встреч дает ответы на эти вопросы.
– В Новом Завете отсутствует понятие апостольского преемства. Откуда оно взялось?
– Преемство всегда идет от учеников к ученикам. Мы знаем апостолов и знаем учеников апостольских – это начало II века, мы знаем Игнатия Богоносца и многих других, которые воспитывались при апостолах. Большинство их них не видели Христа, но знали о Нем и о вере непосредственно от своих учителей. И вот так апостольство передавалось, возникала преемственность. Есть надежда, что в святом мире, которым мы помазываем сегодня в наших храмах, сохранилась какая-то миллиардная часть святого мира, масла, которое передавали апостолы. Это очень давняя традиция: когда по необходимости варится и освящается новое миро, в него доливается остаток или часть старого. Получается, что через десятилетия и столетия такая физическая преемственность сохраняется в чине мироварения.
– Если не получается найти духовного наставника, надо ли продолжать искать? Или это может быть признаком того, что надо самому разбираться?
– Если я не ошибаюсь, святитель Игнатий (Брянчанинов) в середине XIX века говорил: «Бог не дал нашему времени больших духовников. Как быть? Поступать по святым отцам и совету преуспевающей братии». Выбор духовника – это, конечно, дело очень серьезное и ответственное. Кто такой духовник? Это человек, опытный в духовной жизни. Как-то на одном из викариатских совещаний по духовничеству прозвучала такая мысль: «Если ищешь духовника, то в числе прочего узнай, кто его духовник», то есть преемство должно быть. Конечно, замечательно иметь духовника, но тут тоже надо понимать, для чего. Для того, чтобы порой, простите, иметь свободные уши, если никто не выслушает? Для советов в жизни? Искать стоит, молиться и искать. Я всегда говорю: лучше найдите священника, которому вы доверяете и которого считаете старшим товарищем.
– А духовник – это наставник или нет?
– Да.
– Как бороться с завистью? Завистливое око.
– Как Господь сказал: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» (Мф. 5: 29). Самый правильный ответ – это око воздерживать.
– На работе много людей старшего поколения. 90 процентов разговоров – это осуждение кого-либо. Коллеги пытаются в эти разговоры втягивать и меня, приходится просто молчать. Есть ли духовный совет, как это все прекратить?
– К сожалению, кто-то с возрастом начинает бурчать, поучать, ему все не нравится: «А вот в наше время было так» и тому подобное. Я служил у владыки Ионы (Карпухина), а он и в очереди мог посидеть со всеми пенсионерами. И вот порой слушаешь этих людей и думаешь: какой ужас, если на старости лет человек не имеет веры в Бога. Это люди, которые строили государство, радовались нашим успехам в космосе, которые привыкли своими силами всего достигать, и они остались в таком положении, когда пенсия маленькая, кто-то обделен вниманием, кто-то обманут. И кроме какой-то озлобленности ничего у них нет. И эта озлобленность проявляется в том числе и через осуждение всех и вся.
Как быть? Коллективы разные. Первое, всегда говорить: «А ты молись», – если есть духовная основа, то молитва действует. Второе – пытайся перенаправить на другие рельсы, если это возможно. Переведи разговор, расскажи о чем-то интересном. Да, может быть, о человеке, о котором рассуждают, расскажи какую-то хорошую вещь. Это тоже может что-то изменить.
– Батюшка, скажите, как подготовиться к годовщине смерти дочери?
– Нужно молитву творить, на Литургии побывать. Это горе. Годовщина смерти родителей – это одно, а когда дочь – это другое. Мы, как верующие люди, должны стараться все-таки молиться и духовно все воспринимать, поэтому к годовщине смерти дочери я бы причастился. В Причастии мы находимся в наиболее близком духовном общении с Церковью Небесной, в том числе с нашими усопшими. Кроме того, панихиду нужно заказать, обедню, раздать милостыню. А поминки сейчас превращаются чуть ли не в свадьбы для избранных, когда еще думают: кого позвать, а кого не позвать. Раньше, если жили в частных домах, ставили стол на улице, чтобы любой человек мог что-то вкусить и помянуть.
– Можно ли спать после принятия Святых Таин днем в воскресенье? И что по этому поводу говорят святые отцы?
– Я считаю, что можно, но это зависит от ваших обстоятельств. Дело в том, что серьезная подготовка к Причастию требует определенных сил как физических, так и духовных. И если мы приезжаем домой уставшие и у нас есть какое-то время, то вполне можно прилечь и отдохнуть, и многие подвижники благочестия XX века об этом говорили.
Не очень хорошо показывать на своих примерах, но у меня в жизни одно из первых осознанных Причастий было именно таким. Я очень долго готовился, не спал почти всю ночь, пришел на Причастие, причастился и вдруг чувствую: нет ничего такого, о чем я думал. Ожидал благодати, все-таки первое осознанное Причастие, это же Тело и Кровь Христовы, что-то же должно быть. Нет. Пришел немного расстроенный домой, прилег и буквально через 40 минут, через час я просыпаюсь и чувствую себя как в детстве, когда открываешь глаза, не надо ни в школу, ни в садик идти, потому что это выходной, мама на кухне что-то готовит, свет через занавески – мы все знаем это детское счастье. И вот такое я почувствовал, я почувствовал благодать, Господь ее дал. И потом я прочитал, что да, если есть такая необходимость, вполне можно отдохнуть, потому что подготовка ко Причастию – это труд.
– Является ли зарегистрированный, но невенчанный брак блудом?
– Есть такой документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», он принят в 2000 году, и там, в частности, говорится, что к браку, зарегистрированному в ЗАГСе, Церковь относится не как к блудному сожительству. Понятно, что мы хотели бы по максимуму – венчание, и к этому надо идти.
Давайте порассуждаем. У родителей есть сын, это обычная нецерковная семья, супруги не венчаны. Приходит время, сын становится священником. И если по строгости, то что мы должны сказать: «Этот человек в блуде зачат»? Или как? Потом проходит еще какое-то время, и этот сын венчает своих родителей через несколько десятилетий после заключения их брака.
А бывает, когда венчаются и через несколько месяцев, а может быть, и чуть раньше или чуть позже расходятся. Что это? Попрание Таинства? Как бы вы к этому отнеслись? Венчание – это то, что даст вам силы друг друга принять, понять и пройти эту непростую дорогу.
Регистрация брака, которая сейчас проходит в ЗАГСе, это же, по сути, церковная функция, которая существовала до 1917 года, до отделения Церкви от государства. И правда, в наше время приходится радоваться уже хотя бы тому, что люди берут на себя ответственность и ставят печать в паспорте. Отец Дмитрий Смирнов по этому поводу очень интересно ответил, когда ему кто-то сказал: «Ну что вы пристали со своим браком? Это всего лишь печать в паспорте». Помните, как он ответил? «У тебя паспорт с собой? Ну давай», – полистал, нашел, где печать с московской пропиской, и говорит: «Давай вырвем этот листочек?» А тот: «Да что вы, батюшка!» А отец Дмитрий: «Ну это же печать в паспорте. А, московская прописка для тебя важна, понятно». Вот так.