Когда под капотом только 50 кубиков зверской мощи! Тема длинная, тема вкусная. Расскажу о плюсах и минусах с высоты взрослого дядьки. А еще сравним с 110сс!
Сколько жмет, сколько жрет?
А ты не боишься быть раздавленным фурой? Как часто гайцы тормозят? На трассу не выедешь на нем... А что с правами? Стандартные такие вопросы, на которые хочется дать нестандартный ответ. НО
Автор осознанно любить малокубатурную технику (мини мото), при этом нередко сожалеет о своем выборе и пытается всячески исправить ситуацию «тюнингом». Шутка. Статья написана по мотивам первой «тысячи» на Honda Super Cub 30 летней выдержки. К моменту ее публикации автор накатал уже 2 000км и любовь эта не угасла!
Есть ли смысл в 50 кубах вообще?
Кубатура такого объема имеет очень узкий рынок. Раньше было проще, так как на них не нужна была категория. Сейчас эту нишу занял электротранспорт. Для широких масс, если коротко, смысла покупать ее нет. На любой мопед нужны права категории М, следовательно, выбирать его будут водители. Если водительских прав нет, то вам дорога в электранспорт. Говорю вам как владелец и машины и мопеда и электровелосипеда и обычного велосипеда.
Если же выбирать сердцем, то стоит любить технику за ту скорость которую она дает и не пытаться искать в ней рысака, что будет «жать сотку». У тихоходов есть свой шарм. Однако, тюнинг мопеда это отдельная субкультура и часть хобби. Не будь мне чуть больше за 30, то я бы убил мопед-другой. Все, чтобы ехать быстрее, но остаться в рамках закона и не сдавать на А категорию. Но мне за 30, у меня есть категория А и я все равно не купил мотоцикл...
Для чего созданы 50 кубиков?
Эта техника создана для средней скорости движения до 40 км/ч. Ее стихия город с рваным ритмом движения, светофорами и пробками. Максимальная скорость движения составляет 60-65 км/ч, но не долго. Мой каб сейчас едет 50 с натягом, но заезжает в любую гору с грузом. Если долго держать «газ в палас» и зашкаливать тахометром, то ресурс двигателя высоким показателем блистать не будет. И не важно чьего он производства. У меня в детстве такой техники не было, поэтому мне по кайфу ей владеть.
Для чего созданы 110 кубиков?
По большому счету все то же самое, что и с 50 кубиками, но теперь средняя скорость возрастает до 70 км/ч, а максимальная лежит в районе 90. Но с ресурсом и ездой на максималках все так же. На ней как-то лучше едется между городами. Но недостаток кубатуры выше 50 и до 125 кубиков заключается в том, что уже надо иметь категорию А1 и получать номера в ГАИ.
Да, китайская мототехника отлично ввозиться по документам как «полтинник» и на ней люди ездят как на мопедах до 50 кубов. Однако все старые японцы идут с ПТС и их нужно ставить на учет и обладать категорией. Но в любом случае не стоит обольщаться, что на мощном мопеде вы поедете с потоком. Нет.
Снова про свой легальный 110сс скутер.
У меня была Suzuki Adress 110 с номерами. Когда есть номер то можно официально поворачивать налево на многоголосной дороге, что позволяло мне ездить как человеку, по навигатору. А еще технике с номерами легче оставаться без присмотра в отличии от мопеда без номеров, который становится легкой добычей для воришек. С другой стороны, я терял возможность ездить по выделенной полосе для общественного транспорта (что запрещено согласно пункту ПДД 24.2), по велополосе, по обочине. Я постоянно вижу как мотобат составляет протоколы тем водителям мотоциклов, которые решили прокатиться по обочине, а в мою сторону на 50сс мопеде даже не смотрят ибо в глазах сотрудников и обывателей я нечто странное.
Да, я часто встречал комментарии в сети о том, как мотоциклисты пользовались правом «налево» сидя за рулем мощного мопеда без регистрации, но с точки зрения ПДД это нарушение. Мопед с номерами приветствуется на дороге как полноценное ТС. Даже на «табуретке» я не испытывал давления со стороны «больших братьев на 4х колесах», а вот до получения номера ситуация была противоположной. Меня воспринимали как помеху пытаясь выпихивать с дороги, учить и показывать, что мое место на обочине, ибо на мопеде…
Однако мой Address не позволял ехать в потоке. Мощности не хватало, поэтому я и решил его продать, чтобы... Чтобы снова есть на "полтинник"...
Но что стоит запомнить, так это то, что к мопедам без регистрации в глазах других участников дорожного движения соответствующие. И не важно 50 там у вас кубиков или 150. Если покупаете себе такой транспорт, то думать надо как мопедист ибо.
Мопед, это велосипед с мотором.
Когда я изучал тему безопасного вождения и искал ответ на вопрос почему надо ехать в потоке, то выяснил, что разница в скорости 10 км/ч не является критичной, в том время как показания выше 25 км/ч повышают шанс ДТП на сотни процентов! Все дело в скорости реакции водителя в момент, когда он заметит вас и среагирует.
При разнице в скорости выше 25км/ч время для реакции не больше 2х секунд. При разнице в скорости в 10 км/ч время реакции составляет около 4х секунд, что в среднем достаточно для адекватной оценки и минимизации рисков. И это касается как быстрой, так и медленной езды. А местом для совершения ДТП становятся, как правило, точки перестроения потоков, то есть, зачастую, тот самый «поворот налево» и любые перекрестки. Именно поэтому малокубатурникам и велосипедистам нельзя поворачивать налево, из-за большой скорости в разнице между участниками движения
А вот на крайней правой или обочине правила другие. Поэтому, когда я снова сел на полтинник мне пришлось перестроить свое мышление на мышление велосипедиста. То есть, я вспомнил о том, что можно спешиваться и переходить по зебре, что можно катить мопед рядом с собой и что строить маршрут надо не по Яндекс навигатору, а по картам для пешеходов. В такие моменты больший вес у мощных мопедов оказывается излишним.
Излишней оказывается и скорость мощного 110сс мопеда без регистрации, если мы двигаемся по обочине или крайней правой. Потому что теперь уже мы едем значительно быстрее потока и нас могут не заметить. Езда на мопеде напоминает управление самолетом, потому что надо смотреть во все стороны.
И вот я пытаюсь ответить зачем же нужен такой транспорт. Транспорт, который не едет, воняет и требует внимания.
На своей скутеретте я езжу по городу для удовольствия, езжу в Москву с общим пробегом 150-200 км. Это большое расстояние для такого объема двигателя. Те же 110 кубиков были бы кстати. До появления Honda Super Cub я ездил преимущественно на своем электробайке. Электровелосипед вполне успешно вписывался в нишу между мопедом и обычным велосипедом. Причиной падения интереса к электровелосипеду стал его большой вес. Тяжело каждый день таскать с собой по лестницам этот вес и малый ресурс батареи для больших пробегов.
Я сторонник прогресса и уверен, что за электротранспортом будущее. И повторю это вновь, так как не сомневаюсь в этом. Но чтобы он заменил бензин потребуется еще не мало времени. В настоящий момент «полтинники» все еще доступнее хорошего электровелосипеда. Однако, популярность электротехники в России выше и оно понятно. Потому что:
- Категории не надо
- Не воняет
- Легче
- Можно хранить дома/квартире
- Меньше подвижных деталей
- Можно использовать почти круглый год
- Пускають в общественный транспорт
Плюсы мототехники я вижу такие
- Дешевле машины
- Имеет большой запас хода
- Позволяет крутить гайки
- Больше свободы
- Больше перевозит грузов
Про безопасность
Как водитель автомобиля, мотоцикла и даже как человек путешествовавший на велосипеде по Японии и России я имею некоторый опыт и что хочу сказать.
Мопед не многим опаснее велосипеда, потому что едет чуть быстрее. Мотоцикл куда опаснее, потому что может ехать со скоростью потока или быстрее. Ваша жизнь и здоровье зависят от вашего умения читать дорогу и внимательности, а так же от простого правила.
Все мои аварийные ситуации на двухколесной технике случались не на больших трассах, не с фурами, а со съездами. Поворотом налево, выездом с прилегающих территорий. И если бы моя скорость была в такие моменты значительно выше потока, то я бы приехал.
Вот мои негласные правила
- не проезжать на мигающий светофор
- не обгонять резко "тупящий" поток.
- в пробке не торопиться
- всегда думать за соседа слева
- всегда думать за соседа справа
- не делать резких маневров
- перед любым маневром убедиться что тебя видят
- всегда думать, что тебя не видят
- быть предельно собранным на съездах и выездах
Да, подрезали, да «учили», да обгоняли близко притераясь. Но здесь работает правило трех «Д»: дай дорогу дураку. Я согласен, что в железной коробке безопаснее и что на двух колесах ты больше зависим от других. И эту зависимость ты ощущаешь с ростом скорости. Ты хочешь ехать на равне или быстрее, но найдется тот, кто все испортит. Поэтому ехать медленнее выгоднее. Звучит не логично, но это правда.
Два колеса заставляют твой мозг работать и в буквальном смысле пилотировать свое транспортное средство постоянно смотря в зеркала. В машине же легко расслабиться и потерять бдительность, что люди регулярно и делают. Для нас вождение машины это рутина, каждодневная простая рутина. Поэтому мы, люди на мотоциклах, в эту рутину не вписываемся.
Какой вывод сделал для себя.
Мопед 50 кубиков это классная игрушка, но при этом довольно практичная. На моем Кабе есть корзинка и багажник. Я на них реально грузы вожу. Закрываю тему мобильности между малыми городами. Могу позволить себе съездить купить любимого пива в соседний город. И с ним любая поездка как мини путешествие, особенно когда пробег превышает 100км. Но, да, честно скажу, что хочется чуть быстрее. Хочется, чтобы 50 км/ч были не только с горки, но и в горку. Поэтому, боюсь, тюнинга мне не избежать. 110сс под капотом без регистрации это скорее современный ответ под современные вызовы дороги. Но если вы хотите действительно комфортно чувствовать себя в потоке, то это только полноценный мотоцикл!
Можно брать 50 кубиков если
- вы живете в крупном городе с плотным трафиком
- по тем или иным причинам не хотите становится "взрослым" байкером
- никогда не обладали такой техникой ранее
- любите крутить гайки и экспериментировать
Можно брать 110 кубиков (по документам как 50) если
- вы живете в области
- вам надо покрывать расстояния больше 50км за раз
- хотите больший ресурс двигателя
- хотите мотоцикл, но не хотите категорию (но все равно захотите).
Вот такая история. Куплю ли я в будущем себе мотоцикл не знаю. Возможно куплю скутер кубиков на 150-200. Посмотрим. Но уж больно нравится мне этот каб. Простой, дешевый, практичный и вместе с ним элегантный. Благодарю всех за внимание и аккуратнее на дороге!
PS Все же я залез в двигатель и буду увеличивать мощность! )))