Найти тему

Социализация и семейное обучение: вопросы и ответы

«А как же ваш ребёнок научится общаться?», «Где же он пройдёт школу жизни?», «А с кем он будет дружить?»… и другие подобные вопросы чаще всего задавали мне люди, которые впервые узнавали, что мы на семейном образовании.

Вопрос знаний в нашей истории всегда оказывался второстепенным, зато вопрос социализации (как я его называю) выдвигался на первый план.

Ответить на поверхностном уровне мне всегда было легко, ведь есть кружки, секции, походы в гости, общение с похожими семьями. Но ответить себе так, чтобы действительно не осталось ни доли сомнения, оказалось гораздо сложнее. Ведь я вижу, что все эти альтернативы далеко не то, что даёт в этом плане школа: постоянное (практически ежедневное) общение с одними и теми же детьми на протяжении нескольких лет. С помощью кружков и походов в гости гораздо сложнее создать устойчивые, глубокие и такие постоянные отношения.

Поэтому вопрос этот долго не давал мне покоя, на протяжении 1,5 лет с начала нашего обучения дома. И вот в начале 2015 года наконец-то пришли мои долгожданные ответы. Они мои, поэтому точно не претендуют на истинность для всех. Но вдруг кому-то могут стать полезными и откликнуться в душе, поэтому решилась их
озвучить.

Также хочу заранее сказать, что данные размышления напрямую связаны с моей жизненной философией.

Однако перейдём к ним.

Волнения о том, как обеспечить моему сыну достаточное количество общения, улеглись, и всё встало на свои места, когда я узнала о детстве и дальнейшей судьбе двух известных личностей. Это Шарль Перро и Беатрис Поттер. Расскажу вкратце.

Шарль Перро в детстве очень любил придумывать свои истории, а также делать из них небольшие постановки и кому-нибудь показывать или рассказывать. Он всегда предпочитал эту деятельность общению со сверстниками. Пока все нормальные, обыч-
ные дети играли друг с другом на улице, маленький Шарль оставался дома и рассказывал свои истории… коту. Потому что никому больше был не интересен его волшебный внутренний мир. Кем в дальнейшем стал маленький Шарль, теперь известно практически всему миру.

Беатрис Поттер — всемирно известная английская детская писательница, сама делавшая иллюстрации для своих книг. Беатрис с детства везде вокруг себя, как наяву, видела различные сказочные персонажи. Она давала им имена, общалась с ними, зарисовывала на бумаге. Это было и в 7, и в 15, и в 25 лет: она рисовала кроликов и вела с ними душевные беседы вслух! Противоположный пол, девчачьи забавы, а позднее и замужество, что вы?! Ей это было абсолютно безразлично! Ей было достаточно своего мира и жизни в нём. Зато издать свою книжку получилось замечательно. Книга приобрела популярность, а Беатрис наконец-то влюбилась. Как сложилась её дальнейшая судьба, можно узнать из чудесного одноименного фильма. В конце хочу только добавить, что эта женщина реализовала своё предназначение не только как писательница, но и как любимая и любящая жена, и защитница природных ресурсов.

А давайте представим, что эти дети жили бы сейчас и учились в обычной школе. Дело даже не в их успеваемости. Просто очень велика вероятность, что им в психологической службе поставили бы какой-нибудь огорчающий родителей диагноз (вроде начальной степени аутизма). И как такие дети могли бы вписаться со своим талантом в современную школьную систему, сохранив его, мне представляется очень сложно. Сразу прошу прощения у школьных психологов, я не имею в виду кого-либо конкретно (сама психолог по образованию), а скорее школьную систему вообще и способы работы, утверждённые в ней.

Но ключевой момент в том, что эти личности жили каждый в своё время и в своём окружении. Нет смысла фантазировать «что было бы…», потому что этого не было. Именно тогда и именно там Шарль Перро и Беатрис Поттер смогли себя реализовать, найти свой истинный путь, свою дорогу, выполнить своё предназначение. Для меня это сложно оспорить, потому что они оставили после себя огромное наследие, которым человечество пользуется до сих пор.

И при всём этом маленькие Шарль и Беатрис совсем не вписываются в привычные рамки нашего современного понятия социализации. Однако они состоялись, и за них можно искренне порадоваться!

Тогда в чём же секрет?! Для меня ответ в том, что социализация — это не столько процесс (с кем, сколько, как глубоко и подолгу общается человек в детстве и юности), это скорее результат. Если личность смогла найти своё призвание и реализовать его; смогла создать новую и качественную ячейку общества, обретя вторую половину, развивая с ней глубокие любящие отношения и воспитывая счастливых детей; или же, наоборот, выбрала путь уединения для развития своих отношений с Богом (и здесь опять вопрос истинного предназначения); а главное, чувствует и знает, что нашла Свое место в Жизни, идёт по Своему Верному Пути, то, на мой взгляд, это и есть успешная социализация. И путь к ней у каждого свой!

А если человек так и не нашел Себя, не знает, зачем нужен этому Миру, не нашёл своего счастья в отношениях с любимыми и близкими, то тогда лично для меня это как раз пример того, что социализации — гармоничного включения личности в общество — не состоялось.

И дело не в том, учится человек в школе или дома. Если быть более точной, то как школы бывают разные, так и форм семейного образования множество. От классического варианта прикрепления к школе и обучения по стандартной программе до анскуллинга, где нет ни программ, ни аттестаций, а родители лишь следуют за интересами ребёнка. Дело в природе ребёнка. А в этом я как раз чувствую свою родительскую ответственность: понять природу своего ребёнка, почувствовать его верный путь и помогать идти в согласии с ним.

Самый большой помощник в понимании этой природы — сам ребёнок! Я верю и много раз убеждалась, что наши дети мудры и многому могут нас научить! Они наши великие учителя! И всегда знают и скажут, в чём нуждаются. Согласитесь, что только сам человек знает себя лучше всех. Наша Душа, бессознательное (как хотите, назовите) точно знает свои желания и свой путь. И если видеть в ребёнке, независимо от его возраста, Душу, то достаточно только спросить, по какому пути ему хочется идти, и он ответит. Он расскажет, как он хочет учиться, как общаться, с кем и в каком объёме. Главное, чтобы наша связь с ним, от сердца к сердцу, была живой и настоящей!

Поэтому я принимаю все пути. Каждому нужно прожить свой уникальный опыт. Душа ребёнка, выбирая родителей, выбирает будущую среду и возможности (это как раз к вопросу мировоззрения). Для меня нет плохих путей. Я принимаю школу как верный путь для одних и принимаю семейное образование как верный путь для других. Главное, чтобы в согласии с природой личности нашего ребёнка!

И когда я всё это поняла, то внутри возникли спокойствие и уверенность. Я поставила точку в вопросе нашего выбора семейного обучения. Я нашла свои ответы.

И вам желаю успехов на пути обретения своих истин и гармонии жить в соответствии с ними! Мир такой огромный, и мы такие разные! И для каждого есть своё место, чтобы быть счастливыми!

Автор: Анастасия Мыльникова

Из архива газеты “Родовая земля” №08(133)2015. ФГУП «Почта России», подписной индекс ПР-602