ГЛАВА 1. Основная теория о толерантности СМИ.
1.1. Понятие толерантности.
Существует довольно широкий диапазон в трактовке и объяснении всего комплекса явлений, связанных с терминами «толерантность» и «интолерантность». Определение толерантности может быть широким и узким. В широком смысле толерантность означает различные формы терпимости к различиям, в том числе равнодушное признание прав другого; невмешательство, пассивное безразличие; смирение по отношению к тому, что не соответствует нормам какого-либо сообщества, покорное принятие другого ради сохранения мира; моральный стоицизм, признающий права других вне зависимости от того, что их образ жизни может вызывать неприязнь. Но толерантность, кроме терпимости, может также означать открытость другому, любопытство, уважение к нему, желание узнать ближе; одобрение различия. В у з к о м с м ы с л е т о л е р а н т н о с т ь — это терпимость к другому, когда речь идет о морально значимом отклонении от того, что индивид или общество считают должным. Важно, что у субъекта толерантного отношения есть возможность воздействовать на то, что он считает отклоняющимся от нормы различием; имея власть воздействовать на неприемлемое для него отклонение, субъект толерантного отношения эту власть не использует. Такая моральная трактовка толерантности была обоснована британским исследователем П. Николсоном [1]. Толерантность как ценность закреплена в ряде значимых международных и российских документов. Прежде всего следует назвать «Декларацию принципов толерантности», которая была утверждена в 1995 г. генеральной конференцией ЮНЕСКО (специализированное учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры). Документ, в частности, гласит: «Толерантность 7 означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира» [2]. В России целенаправленные усилия по воспитанию культуры толерантности были одобрены с принятием федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», утвержденной постановлением Правительства РФ от 25 августа 2001 г.
Теория толерантности парадоксальна: м ы именно с мор а л ь н о й т о ч к и з р е н и я д о п у с к а е м с у щ е с т в о в а н и е 9 т о г о, ч т о к а ж е т с я н а м м о р а л ь н о о ш и б о ч н ы м. Это важный принцип понимания сферы толерантного. Толерантность — это нечто большее, чем просто отказ от насилия. Это, например, отказ от желания подавить или уничтожить иное верование, иной образ жизни при сохранении тех своих представлений, которые породили такое желание. Можно говорить о толерантности в собственном смысле этого слова тогда, когда требуется терпимость к тому, к чему трудно относиться терпимо, что кажется абсолютно неверным. Иначе пропадает предмет толерантности — можно говорить о безразличии, о принятии различия или даже об отношении уважения и любви к другому. Так, похвалы узбекской кухне сами по себе еще не говорят об этнической толерантности того, кто любит плов или лагман. Неважные различия, которые легко принимаются, — особенности этнической кухни, фольклорные песни и танцы, этнические костюмы, — нередко обсуждаются в положительном ключе в СМИ. Иногда эти практики иронически называют «кухонной толерантностью». Для подлинной толерантности важно, что у субъекта толерантного отношения есть возможность как-то воздействовать на то, что он считает отклоняющимся от нормы различием. Если же человек бессилен повлиять на другого, то невозможно судить, толерантно его отношение к различию в данном случае или он вынужденно бездействует. Итак, существенно, что когда речь идет о толерантности, то субъект толерантного отношения, имея власть воздействовать на морально неприемлемое для него отклонение, эту власть не использует. А если использует, то мы видим разные формы интолерантности: гонения, преследования, дискриминацию и т. Д.
В СМИ толерантность, прежде всего, проявляется не как психологическая установка и не как принцип действия, а как набор дискурсивных практик — способов говорить о различных событиях и персонажах, то есть толерантность в сфере коммуникации. Толерантное или интолерантное отношение к кому-либо — это смысл, который в текстах СМИ может быть выражен разными языковыми средствами и разными способами построения и оформления текста. Некоторые языковые средства можно рассматривать как устойчивые маркеры толерантных либо интолерантных смыслов. Прежде всего, это средства выражения оценки. Также есть множество текстов, где только их общий смысл, но не отдельные слова позволяют судить о толерантности позиции автора или СМИ в целом. На степень толерантности журналистских текстов влияют разные факторы: личная позиция автора, редакционная политика и позиция учредителей органа СМИ, политика государства, закрепленная в соответствующих законодательных актах. Содержание текстов СМИ не дает возможности уверенно судить о том, каков образ мыслей тех, кто создает тексты, а также о том, как именно эти тексты воздействуют на адресатов.
1.2. Интолерантность
И н т о л е р а н т н о с т ь — различные формы неприятия других. Интолерантные высказывания указывают на взаимоисключающие позиции субъектов, на противоречия, которые осознаются индивидами или группами. Интолерантность часто основана на представлениях, что свое, наше — это нормальное, естественное, эталонное. Следствие этого — представление, что люди с другим образом жизни и мыслей, другой внешностью — «ненормальны», и это рождает призывы к насильственным действиям против других, одобрение дискриминационных мер по отношению к ним. В более мягких формах интолерантность проявляется в тиражировании негативных стереотипов массового сознания о разного рода других — этнических, религиозных, гендерных группах и др. Часто такие стереотипы усваиваются в раннем возрасте и потом не подвергаются переосмыслению. Любое различие в обществе потенциально несет в себе противоречие, но лишь некоторые противоречия рождают интолерантность. Иногда интолерантность возникает мгновенно, неожиданно, иногда противоречия долго накапливаются, прежде чем станут явными. Чаще всего речь идет о различии интересов, целей и ценностей социальных групп и индивидов, и тогда в их взаимодействиях возникают намерения, готовность и фактические действия, направленные на улучшение своей позиции за счет ухудшения положения соперничающей стороны. Таким образом, проявления толерантности и интолерантности выступают как неотъемлемая характеристика социальной жизни и не могут рассматриваться вне исторического и социального контекста. Например, споры сторонников традиционной и рациональной морали в нашем обществе связаны с тем, что ценности индустриального общества, исторически возникшего позже традиционного, до сих пор разделяются не всеми, в итоге рациональное поведение, проявляющееся, например, в стремлении планировать время вступления в брак и рождения детей, сталкивается с религиозной установкой доверить ход своей жизни воле Бога; а семья, где муж и жена одинаково много работают и строят карьеру, негативно оценивается в перспективе традиционной роли женщины как жены и матери. Ориентация на взаимоисключающие системы ценностей 17 делает невозможным единство общества по многим социальным проблемам. Важнейшие факторы, влияющие на возрастание степени интолерантности в обществе, — экономическая и социальная нестабильность, ограниченность социальных ресурсов, развитие инноваций в разных сферах. В последние десятилетия рост социальной напряженности связан, например, с интенсивностью миграционных потоков во всем мире, в том числе в России, с быстрыми изменениями образа жизни в связи с развитием новых технологий. Люди и мир меняются, меняются ценности общества, и разные социальные группы с разной скоростью включаются в процесс перемен. Критически важной в связи с этим становится организация процессов коммуникации между разными социальными группами, обеспечиваемая и средствами массовой информации.
Интолерантность часто возникает в результате столкновения социальных ролей, выполняемых индивидами и группами. Во-первых, в социальных отношениях объективно существуют роли, не только различающиеся, но и противоположные с точки зрения целей и способов поведения субъектов. Таковы, например, противоречия между теми, кто обеспечивает правопорядок на улицах города, и теми, кто хотел бы обойти правила ради собственных интересов. Если кому-то хочется продолжить шумную вечеринку после полуночи, появление полиции не встречает с их стороны толерантного отношения, и наоборот.
Гендерные и межвозрастные, межэтнические и межрелигиозные различия также являются существенными факторами, порождающими конфликты и интолерантные взаимодействия. Так, люди, называющие себя чайлдфри (childfree), сознательно отказывающиеся от того, чтобы иметь детей, встречают в России активное противодействие со стороны так называемых пролайферов (сторонники запрета абортов и контрацепции). Позиция, касающаяся, казалось бы, сферы сугубо частной жизни, вызывает ожесточенные споры в СМИ и социальных сетях.
ГЛАВА 2.
Группы, к которым относится толерантность в СМИ.
Другой — в текстах СМИ персонаж, так или иначе проявляющий свою инаковость, отличие от большинства, от тех, к кому большинство относится как к своим. Место другого в сообществе своих, отношение к нему в разных культурах не бывает неизменным, есть история развития представлений о роли другого в обществе. При этом исторически складывавшиеся образы и роли других в том или ином виде существуют в обществе до сих пор, в том числе транслируются в российских СМИ. Рассмотрим коротко исторические типы отношения к другим в традиционном, индустриальном, постиндустриальном обществе.
Круг своих в индустриальном обществе расширяется за счет всех, кто соблюдает общепринятые нормы, признан нормальным независимо от места проживания. Зато кроме внешнего другого появляется внутренний другой — нарушитель правовой, моральной, физической, психической нормы: преступник, извращенец, пациент, безумец. Считается, что другой нерационален, неразумен, поэтому требует контроля: его лечат, воспитывают, исправляют, за ним следят, изолируют его от нормальных. Для этого появляются тюрьмы, больницы, интернаты и другие закрытые заведения. Существует и символическая изоляция: сделать другого невидимым для остальных. Так, в СССР считалось правильным не брать в семью ребенка, родившегося с заметными отличиями от нормы, врачи предлагали сразу отдать его в специальный интернат. Или были такие социальные группы, о которых никогда не писали в СМИ, как если бы такие люди не существовали (проститутки, нищие, политические заключенные и др.).
2.1. Межэтническая толерантность.
М е ж э т н и ч е с к а я т о л е р а н т н о с т ь — это убеждения и практики поведения, основанные на идеях равенства прав всех людей, независимо от их этнической или национальной идентификации. Проблемы межэтнической толерантности являются одними из самых актуальных в современном мире. О сходных проблемах говорят в связи с национализмом и расизмом как проявлениями нетерпимости к другим. Начнем с того, что не существует единого научного подхода к определению понятий «этнос», «нация», «раса». Мы опираемся на социологический подход, в рамках которого э т н о с — сообщество, социальная группа, члены которой считают, что их объединяет общий язык, происхождение (реальное или предполагаемое), территория проживания (современная или историческая), культура, в том числе религия, стиль одежды и украшений. Часто называют также психологический признак: чувство связи между своими. Однако все эти признаки не абсолютны. Так, на одном языке часто говорят люди, идентифицирующие себя с разными этническими группами. Территория, которую какой-либо этнос связывает со своим происхождением, никогда не закрыта для проживания представителей других этносов. Специфика конкретной этнической культуры в еще меньшей степени поддается четкому определению и отграничению от других культур. По данным современной социологии, все этнические различия являются полностью приобретенными, несмотря на то, что многие представители той или иной этнической группы считают, что их объединяют и какието «естественные», «природные» качества. Не все люди считают необходимым идентифицировать себя с определенным этносом. Иногда это затруднительно, так как среди родственников есть представители разных этнических групп. Н а ц и я — понятие, связанное с этносом, но не идентичное ему. Когда говорят о возникновении нации, к названным выше объединяющим признакам этноса добавляют экономические и торговые связи, а главное — возникновение собственного государства. Нация — общество, объединенное политически и экономически в границах государства, как правило, неоднородное в этническом отношении. 89 Возникновение этнических групп относят к далекому прошлому, национальных государств — к Новому времени. Не всякий этнос имеет собственное государство, в то же время сегодня практически нет моноэтничных государств и о нации говорят как о гражданской общности: группа людей, являющихся гражданами одного государства. Н а ц и о н а л и з м — идеология и политика, ценностями которых провозглашается преданность своей нации, деятельность на благо собственного народа, невзирая на социальные и культурные различия внутри нации. Радикальные националисты часто заявляют о своей нетерпимости к другим в этническом, религиозном, культурном отношении, отрицают многообразие внутри одной нации. Сторонники умеренного национализма осуждают проявления нетерпимости к другим нациям, этносам, культурам, они выступают за признание многообразного единства нации и за солидарность с другими народами. Р а с а — еще менее определенное понятие, чем этнос. Мы разделяем точку зрения известного социолога Энтони Гидденса: расовыми обычно называют физические отличия по цвету кожи или другим характеристикам [17]. Обоснованию понятия расы было посвящено много псевдонаучных теорий, и эти теории оказали большое влияние на массовое сознание. В их основе лежал поиск созависимости внешности человека и его биологических особенностей. Количество рас у разных авторов варьировалось от четырех-пяти до трех десятков. Однако эти теории не нашли реального подтверждения, во-первых, из-за большого количества найденных исключений и несоответствий. Например, так называемый «негроидный» тип определяли по темной коже, но ее оттенки имеют очень большие градации, а курчавые или волнистые, темные или светлые волосы у людей с темной кожей и вовсе опровергают любую четкую «расовую» классификацию. Во-вторых, развитие генетики опровергло теорию о наличии нескольких линий расового развития от наших антропоидных предков. Ученый, проводящий анализ крови конкретного человека, не может уверенно установить, взят образец у представителя «негроидной», «европеоидной» или «монголоидной» расы. В-третьих, генетическое многообразие внутри тех групп населения, которые имеют сходные внешние признаки, не уступает межгрупповому многообразию. Э. Гидденс указывает, что на основе 90 этих научных данных многие биологи, антропологи и социологи пришли к выводу, что теория расовых различий не нашла убедительного подтверждения.
Для многих людей их этническая самоидентификация обладает большой значимостью, и эти взгляды заслуживают уважения и толерантного отношения. В наши дни феномен этничности приобрел важное значение во всем мире. В начале 1960-х гг. в мире было около 800–900 политически идентифицируемых этнических групп. Ныне их более 3 000 и проживают они на территории 180 государств.
Толерантное отношение к разным этническим группам является актуальной проблемой. У нее есть и социальные причины (дефицит определенных ресурсов, противоречия интересов), и психологические. Существуют общественные фобии, связанные с определенными этническими группами. Так, в России во множестве конфликтов на этнической почве винят кавказцев. Это не один этнос, но многие россияне воспринимают как однородную группу всех выходцев из Кавказского региона. Однако в случае стихийных массовых выступлений с антикавказскими лозунгами (Кондопога в 2006 г., Манежная площадь в Москве в 2010 г. и др.) на деле оказывалось, 91 что основной причиной протестов каждый раз была неадекватная (с точки зрения протестующих) реакция милиции и местных властей на преступления, совершенные этнически чужими. Именно подозрения в коррумпированности полиции и властей со стороны кавказских диаспор становились поводом для массового недовольства. Другая причина межэтнической напряженности — проблемы, связанные с нелегальной миграцией, которой россияне приписывают этнически чужое лицо, и как мы уже говорили, здесь дело не столько в межэтнической напряженности, сколько в сложном взаимодействии политико-экономических факторов, влияющих на миграционную политику. Есть исторически сложившиеся фобии и предубеждения в отношении цыган и евреев — на протяжении столетий это были особые группы других в христианских и мусульманских государствах, их веками сопровождало стереотипное подозрительное отношение со стороны большинства. Некоторые негативные стереотипы сложились уже в постсоветское время и, как всякие стереотипы, воспроизводятся независимо от их соответствия или несоответствия фактам. Так, с таджиками часто соотносят угрозу наркоторговли. О китайцах говорят, что они стремятся захватить российские территории и хищнически эксплуатировать природные ресурсы. Очевидно, что СМИ недостаточно разъясняют, что проблемы наркоторговли и разграбления природных ресурсов требуют, прежде всего, эффективных действий со стороны правоохранительных органов, а возложение ответственности за такие проблемы на любые этнические группы — это маскировка реального положения дел.
При освещении проблем межэтнического взаимодействия необходимо чаще приглашать экспертов-правоведов, политологов, этнологов, обращаться к ним за комментариями в сложных ситуациях. 3. Большое значение имеет точный выбор номинаций при обсуждении межэтнических взаимодействий, этнической и национальной проблематики. Так, не следует синонимически использовать слова этнос (этническая группа) и нация (государственно-политическая общность). Слово национальный сегодня употребляется и в значении «относящийся к нации»: национальные интересы России, и в значении «этнический»: удмуртский национальный костюм. Важно, чтобы контекст использования исключал путаницу. Также при обсуждении межэтнических проблем лучше разграничивать русских как этническую группу и россиян как граждан России, нацию. 4. Недопустимо использование уничижительных наименований этнических групп, насмешек над их культурой и языком.
2.2. Толерантность по отношению к людям с ограниченными возможностями.
Очень часто людей с ограничениями жизнедеятельности и здоровья называют инвалидами. Слово «инвалид» встречается в СМИ, а также в нормативных и законодательных актах. Это медицинский и юридический термин, и установление статуса «инвалид» осуществляется специальными учреждениями, в результате чего человек получает определенные льготы и одновременно официальные ограничения трудоспособности и — в некоторых случаях — дееспособности. Есть два подхода к тому, как можно помочь инвалидам. Условно их обозначают как медицинский и социальный. 104 Согласно медицинской концепции, инвалидность — это свойство человека, полученное в результате болезни, травмы или иного воздействия на состояние здоровья и отличающее его от обычных (здоровых, нормальных) людей, поэтому ему требуется лечение и особые условия для жизни. Соответственно, для инвалидов создаются специальные учреждения, где они могли бы на доступном им уровне получать образование, работать, общаться друг с другом, получать необходимую помощь. Фактически это приводит к изоляции инвалидов от остального общества, к дискриминации относительно возможности получения множества жизненных благ. Такой подход был принят на государственном уровне в СССР, он до сих пор находит поддержку в российском обществе. Нельзя не отметить положительную сторону медицинского подхода: на его основе в России организована широкая законодательная и организационная поддержка людей с ограниченными возможностями в плане лечения и финансовой помощи. Согласно социальной концепции, инвалидов не нужно изолировать от общества. Наоборот: усилия стоит направить на то, чтобы по возможности исключить препятствия, которые возникают у людей с ограниченными возможностями в обществе — на улицах, в магазинах и ресторанах, в школах и университетах и т. д. Исходная предпосылка такого подхода состоит в том, что значительную часть ограничений для людей с особыми потребностями создает само общество, если оно не предусматривает участия во всеобщей деятельности людей с меньшими возможностями по сравнению с большинством. Следовательно, стоит прилагать усилия к тому, чтобы обеспечить для инвалидов комфортные или хотя бы приемлемые условия жизни в обществе. Речь идет, например, об установке пандусов и специальных подъемников для людей с физическими ограничениями в возможности самостоятельно передвигаться; о дублировании текстовой информации с помощью тактильного шрифта Брайля для незрячих и слабовидящих людей; о передаче звуковой информации глухим с помощью языка жестов. Когда обычные люди с детства владеют навыками общения с инвалидами, это позволяет людям с ограниченными возможностями учиться в общеобразовательных школах, работать в обычных учреждениях. То есть проблемы инвалидов могут решаться за счет изменения отношения к ним со стороны общества. Такая модель постепенно 105 получает распространение в современной России. В 2010 г. Министерством здравоохранения и социального развития разработана Государственная программа «Доступная среда», предусматривающая меры по созданию возможностей для интеграции инвалидов в обычную общественную среду — возможности пользоваться транспортом, бывать в учреждениях культуры и т. д. Разумеется, людям с ограниченными возможностями часто требуется медицинская помощь, но и дружелюбная социальная среда имеет огромное значение. Сегодня в России уже сделано немало шагов по созданию такой среды. Например, в 2015 г. оператор сотовой связи «Билайн» разработал специальные предложения для людей с нарушениями зрения и слуха, во многих городах есть службы бесплатных социальных такси для инвалидов, таких как социальное такси «Живи, малыш» в Екатеринбурге. Хотя в целом создание доступной, безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения идет медленно, в том числе из-за традиционной психологической установки российского населения на изоляцию инвалидов от общества. В итоге многие россияне просто теряются при контакте с людьми, имеющими особенности. Существует ряд международных документов, посвященных правам инвалидов, в том числе «Декларация о правах инвалидов» (1975 г.), «Конвенция о правах инвалидов» (2006 г.). В них изложены общие положения и конкретные нормы, касающиеся прав инвалидов. В России существуют общественные организации «Союз инвалидов России», сеть организаций инвалидов «Независимая жизнь». Они занимаются благотворительной деятельностью и организацией различных мероприятий. К ним журналисты могут обратиться за экспертным мнением в сложных случаях, касающихся публикаций о людях с различными ограничениями. В публичной сфере редко можно услышать что-то явно интолерантное в адрес людей, возможности которых ограничены в том или ином отношении. Но существуют проблемы, как выбрать корректное наименование для людей с теми или иными ограничениями здоровья, с врожденными особенностями, как обеспечить для них достойное качество жизни, в том числе получение образования и дружелюбную городскую среду.
Очень важно внутренне признать такого человека равным по отношению к себе и окружающим. Важно и соблюдение норм политической корректности по отношению к людям с особенностями. Слово «инвалид», хотя 107 и принимается большинством как нейтральное, означает все же наличие у человека заболевания или травмы, то есть он приравнивается к больным. Но не все люди с особенностями развития чем-то больны и нуждаются в лечении. Например, человек с синдромом Дауна не болен, он просто другой. Поэтому лучше никогда не говорить о людях с особенностями как о больных. Если речь идет об инвалидности вследствие болезни, важно помнить, что любое заболевание — это личная тайна человека, на ее публичное упоминание надо просить разрешения. К тому же граница между здоровьем и болезнью часто весьма относительна. Еще хуже употребление таких слов, как «неполноценный», «калека», «паралитик». С их помощью можно вызвать сочувствие и жалость у аудитории, но самого человека с особенностями они ранят, а не поддерживают. Русская политически корректная терминология в отношении людей с инвалидностью до сих пор не устоялась, в среде инвалидов тоже присутствуют разные точки зрения на приемлемость употребления тех или иных номинаций. Лучше всегда спросить у того человека, с которым общаетесь и о котором собираетесь писать, как обозначить его статус, как называть. Подходящих слов на самом деле не так уж мало. Выражения человек с ограниченными физическими возможностями, человек на коляске, человек с травмой позвоночника звучат вполне нейтрально.
2.3. Межрелигиозная толерантность.
Веротерпимость (межрелигиозная толерантность) — невмешательство в дела другой веры; для светского демократического государства — невмешательство в сферу религиозной жизни вообще. Иногда такую толерантность к разным религиям называют формальной — в противоположность межрелигиозной толерантности более высокого уровня, которая признает любую религию, любое верование как подлинную возможность встречи со священным, трансцендентным. С в о б о д а с о в е с т и — базовый принцип межрелигиозной толерантности. Она предполагает свободу исповедовать какую-либо 96 религию или верование или быть вне религии. Также это свобода менять свои религиозные убеждения. Это означает, что религия — личное, частное дело каждого человека. Церкви (и религиозные верования) отделены от государства. В России существует конституционное право на свободу вероисповедания, о котором говорит статья 28 Конституции Российской Федерации: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Эта норма Конституции раскрывается в Федеральном законе от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 30.03.2016) «О свободе совести и религиозных объединениях». Свобода вероисповедания подлежит ограничению только ради обеспечения общественной безопасности. «Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается» (п. 3 ст. 3 ФЗ № 125, ред. от 30.03.2016). Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона № 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций (местных и централизованных). Это добровольные объединения граждан, в них могут участвовать и лица без гражданства РФ, которые постоянно и на законных основаниях проживают в России. В этом же законе сказано, что религиозные объединения «имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей». Деятельность религиозной группы, в отличие от религиозного объединения, осуществляется без государственной регистрации и статуса юридического лица, она реализуется в форме совместного исповедания веры, а также совместного распространения веры (миссионерская деятельность).
Сегодня религиозная вера и светские взгляды находятся в отношениях противоречия и конкуренции. С одной стороны, с началом Нового времени во всем мире происходит секуляризация общества, то есть массово распространяются атеизм, скептицизм по отношению к религиозным убеждениям. Государственная власть в большинстве стран носит светский характер. С другой стороны, в ХХ и ХХI вв. специалисты констатируют феномен религиозного возрождения: у многих светских людей вновь рождается интерес к религиозному, мистическому взгляду на мир. Появилось множество новых верований, религиозных течений.
Острая проблема современного мира — религиозный фундаментализм. Несмотря на призывы его сторонников вернуться к древним истокам ислама, христианства или другой религии, фундаментализм — изобретение ХХ в., реакция традиционных религий на актуальные проблемы нашего времени. Фундаменталисты провозглашают отказ от толерантности к иным верованиям, проповедуют радикально догматичное вероучение, практикуют агрессивное миссионерство. Возвращение к некоторым архаичным религиозным предписаниям соседствует у фундаменталистов с обращением к достижениям современных технологий: появились проповеди в сети Интернет, современное оружие у религиозных фанатиков-террористов и т. Д.
Какие действия религиозной группы нарушают правовые нормы? Это призывы к экстремистской деятельности, принуждение к разрушению семьи, установленное с соответствии с законом нанесение ущерба нравственности, здоровью граждан; склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; воспрепятствование получению обязательного образования; принуждение членов религиозного объединения к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения; противоправные действия, препятствующие выходу гражданина из религиозного объединения; побуждение граждан к отказу от установленных законом гражданских обязанностей. Соответственно, если человек добровольно решил по религиозным мотивам покинуть семью, пожертвовать своей религиозной общине какие-то финансовые средства или личное имущество, это его личный выбор и нет оснований говорить о нарушении закона. Кроме того, со стороны религиозных организаций является неправомерным посягательство на личность, права и свободы граждан, когда для этого используются приемы манипуляции. Поэтому важно учитывать еще ряд обстоятельств, чтобы оценить, нет ли вреда для конкретного человека, ставшего членом религиозной группы.
Журналисты российских СМИ в целом положительно освещают религиозные вопросы, прежде всего, деятельность Русской православной церкви, а также религиозную жизнь мусульман в регионах, где ислам исповедует заметная часть населения. В отношении религиозных организаций и групп, которые не считаются «традиционными» для России, толерантность в российских СМИ присутствует избирательно.
. Помнить о гарантированной Конституцией РФ свободе выбора религиозных верований, избегать обобщающих суждений от имени редакции о том, что религиозная принадлежность человека предопределена историческими традициями или местом его рождения. 2. Корректно выбирать экспертов по религиозным вопросам для комментариев в СМИ. Чаще обращаться не только к представителям религиозных организаций, но и к независимым экспертам — юристам, религиоведам. 3. Важно внимание к языку и стилю текстов о религии, а также корректное использование библейских выражений и религиозно окрашенных фразеологизмов в целях эмоционального воздействия на аудиторию.
2.4. Сексизм и толерантность.
В начале 1990-х годов, после распада СССР, в связи с развитием коммерческой рекламы произошла сексуализация женского образа. И создатели рекламы в России стали активно исполь-
зовать все те принципы, что использовали ранее западные рекламисты. Это можно отнести к одной из причин, почему подобные сексистские образы до сих пор присутствуют в рекламном поле России. Ведь они появились в нашем распоряжении относительно недавно в сравнении с другими развитыми странами, тем более, что до сих пор далеко не во всех странах Европы запрещена подобная реклама (но, несмотря на это, сейчас в развитом обществе она смотрится грубо и неуместно).
Современные издания (например, «Wonderzine», «Meduza» и др.) пишут о том, что подобную рекламу 50-60-х годов сразу же запретили, если бы она вышла сегодня. Однако многим российским (и зарубежным) компаниям удается удивлять похожим контентом до сих пор, создавая рекламные ролики, плакаты и сообщения, дискриминирующие различные социальные группы.
«Австрийские исследователи М. Маршик и Й. Дорер в работе "Сексизм в рекламе: пол, реклама и потребление" приходят к выводу, что реклама практически не изменилась за последнее время - те же сюжеты, те же сценарии <...>» [9. С. 54].
Одним из значительных достижений в сфере рекламы в России было принятие в 2006 году закона «О рекламе», в который было включено множество важных пунктов, например, перечисление товаров, реклама которых не допускается, защита несовершеннолетних в рекламе, ответственность за нарушение законодательства о рекламе и другое [7].
Незащищенными в законе о рекламе остались различные дискриминируемые социальные группы. Одним из видов дискриминации, который на законодательном уровне не запрещен в рекламе в России, является сексизм - и это несмотря на то, что в Конституции России закреплена норма равноправия полов.
Существует значительное количество определений понятия «сексизм». Как писал английский социолог Энтони Гидденс: «сексизм (sexism) - установки или убеждения, в соответствии с которыми представителям одного или другого пола ложно приписываются или отрицаются определенные качества, что приводит к усилению полового неравенства» [3. С. 169]. А по определению Шон Берн, «сексизм (sexism) - индивидуальные предвзятые установки и дискриминирующее поведение по отношению к представителям того или иного пола; институциональная практика (даже если она не мотивирована предрассудком), выражающаяся в том, что представителям того или иного пола навязывается подчиненное положение» [2. С. 52].
К сожалению, далеко не все исследователи указывают в своих определениях, что эти установки действуют именно в отношении женщин в силу того, что мы существуем сегодня в реалиях патриархального общества. Даже несмотря на то, что понятие «сексизм» было введено феминистками второй волны как дискриминация именно женского пола, по аналогии со словом «расизм» [11]. Это не означает, что по отношению к мужчинам не существует предвзятости, это лишь подразумевает то, что эта предвзятость также исходит из развития в условиях патриархального общества. «Но, разумеется, с позиции данного подхода главной жертвой сексизма является женская половина человечества» [8. С. 386].
Кроме того, Ольгерта Харитоновна и Лолита Агамалова в книге «Женщины. Разговор не о мужчинах» рассказывают о риторике «доброжелательного сексизма»: «Это такой - "доброжелательный сексизм". Он описывает женщин как нежные, хрупкие создания, которых нужно оберегать, защищать, восхищаться ими, и чья любовь необходима любому мужчине, чтобы оставаться мужчиной. Такая идеализация женщин автоматически подразумевает: женщины слабые и они обязаны исполнять традиционные женские роли <...>» [10].
Существует принцип построения рекламы на гендерных стереотипах. Под тендерными стереотипами мы подразумеваем обобщенные представления об особенностях внешности и поведения различных гендеров, а также об ожидаемой от них социальной роли. Гендерные стереотипы мы можем поделить на множество групп. Ниже приведем некоторые из них:
• деление по внешнему виду
Данный стереотип акцентирует внимание на том, как должны выглядеть мужчины и женщины. Например, что женщина обязательно должна носить макияж и брить до гладкости все части своего тела, а мужчины не могут замаскировать даже синяк на лице, и должны показывать свою «мужественность» небритостью; что женщины должны носить юбки и платья, а мужчины - брюки и костюмы; что у женщины должны быть длинные волосы, а у мужчин - короткие; что розовый цвет - для девочек, а голубой - для мальчиков, и т. д.
• деление по обязанностям
Один из самых распространенных стереотипов о том, что главная женская функция - это родить ребенка и построить семью, а затем вести домашний очаг.
• деление по характеру и качествам
Данное стереотипное деление говорит о том, какими чертами характера и человеческими качествами должны обладать люди того или иного пола. Примеры: девушка всегда добрая, нежная, покорная и сентиментальная, а мужчина - грубый, агрессивный и независимый.
• деление по профессиональным навыкам и способностям
Это единственный из пунктов, который официально можно отнести не только к гендерным стереотипам, но к дискриминации, ведь в России до сих пор принят список профессий, на которых нельзя работать женщинам. Но помимо этого, существует еще и предвзятое отношение о том, что женщины менее компетентны во многих управленческих и «серьезных» вопросах (политика, экономика, наука и т. д.) в сравнении с мужчиной.
В учебнике по социальной психологии Е. В. Андриенко пишет о принципе сексизма, который ввел Дейн Арчер. О нем мы упоминали выше, и он же является следующим принципом, по которому мы отбирали рекламу для исследования. К нему относится сексуализированный образ женщины, или же сексуальная объективация женщины. Под сексуальной объективацией мы понимаем использование образа человека (в нашем случае женщины) как объекта сексуального удовлетворения.
сексизм - это постоянное негативное явление не только в рекламе, но и в других сферах жизнедеятельности человека, например, в СМИ, культуре, искусстве и т.д. Несмотря на то, что существуют «положительные» проявления сексизма и гендерных стереотипов, авторы данного исследования уверены, что рамки ограничения, накладываемые обществом на человека, существенно обедняют возможности личности и развития ее духовной, физической и информационной свободы.
2.5. Дискриминация психически больных.
Стигматизация одна из проблем, с которыми сталкиваются люди, страдающие психическими расстройствами. Она снижает их самооценку, приводит к разрушению семейных связей и отрицательно влияет на возможность этих людей принимать участие в жизни общества, получать жилье и работу. Хотя проблемы в области психического здоровья в тот или иной момент жизни возникают почти в каждой семье, люди, испытывающие их, продолжают сталкиваться социальной изоляцией, у них возникают социофобия, страх и ощущение предвзятого отношения со стороны других. Стигматизация и дискриминация, связанные с наличием психической болезни, нередко приобретают такую значимость, что не позволяют людям обращаться за специализированной медицинской помощью из страха получить позорное социальное клеймо. Для того чтобы меры по борьбе со стигматизацией и дискриминацией были эффективными, при сильной поддержке со стороны государства необходимы согласованные действия всех заинтересованных сторон ó людей, пользующихся услугами служб охраны психического здоровья, и осуществляющих за ними уход, а также профессиональных групп и гражданского общества. Люди, страдающие психическими болезнями, должны пользоваться теми же правами человека и основными свободами, что и все другие граждане. Они не должны быть объектом дискриминации. Психически больные имеют право на профессиональную, гуманную и достойную помощь. Они должны быть защищены от плохого обращения и унижения.
После неосознанного акта случайного насилия многие люди склонны называть преступника “сумасшедшим”. Хотя у преступника может быть психическое заболевание, автоматическое присвоение ярлыка “сумасшедший” оказывает большую медвежью услугу людям, которые каждый день живут с психическими заболеваниями.
На самом деле, кто-то с психическим заболеванием с гораздо большей вероятностью станет жертвой, а не виновником насилия. Название насильственного преступника “сумасшедшим” распространяет опасный стереотип и опровергает сложную взаимосвязь между преступностью и психическими заболеваниями.
Средства массовой информации рассказывают нам о людях, с которыми мы обычно не взаимодействуем. Этот постоянный поток данных дает нам постоянные социальные сигналы о характере других групп людей, в том числе о том, какие группы людей следует хвалить или презирать.
Изображения людей с психическими заболеваниями в средствах массовой информации часто смещены в сторону либо стигматизации, либо тривиализации. Следовательно, все формы средств массовой информации, включая телевидение, кино, журналы, газеты и социальные сети, подвергались критике за распространение негативных стереотипов и неточных описаний людей с психическими заболеваниями.
Стигматизация включает в себя негативные убеждения, установки и поведение, направленные против людей, основанные на некоторых отличительных характеристиках. В случае стигматизации психического здоровья это связано с наличием симптомов психического здоровья или диагнозом психического здоровья.
В других случаях стигматизация может также включать состояния здоровья, инвалидность, пол, расу, сексуальность, культуру, религию и сексуальность.
Стигматизация возникает, когда на какого-то человека смотрят как на ”другого". Человеку, которого считают "другим", отказано в полном социальном принятии.
Влияние стигматизации психического здоровья является серьезным. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что это связано с худшими последствиями для психического здоровья, поскольку снижает вероятность того, что человек обратится за помощью, получит надлежащий уход и будет придерживаться своего плана лечения.
Стигматизация психических заболеваний средствами массовой информации
Стигматизация психических заболеваний в средствах массовой информации распространена повсеместно. Например, определенные состояния психического здоровья, такие как шизофрения, считаются настолько разрушительными, что люди с этими состояниями должны быть изолированы от общества.
Стигматизация психических заболеваний настолько тесно связана со средствами массовой информации, что исследователи использовали газетные статьи в качестве косвенного показателя стигматизации в обществе.
Сообщения СМИ, как правило, фокусируются на человеке с психическим заболеванием, а не на том, чтобы рассматривать психическое заболевание как проблему общества. Следовательно, потребители средств массовой информации с большей вероятностью буду винить человека в болезни.
Психические заболевания чрезмерно обобщены
Люди с психическими заболеваниями также могут страдать от чрезмерного обобщения в изображениях СМИ. Ожидается, что у каждого человека с определенным психическим заболеванием будут проявляться одни и те же характеристики или симптомы.
Например, распространено представление о том, что все люди с депрессией склонны к самоубийству, а все люди с шизофренией страдают галлюцинациями. В действительности 60% и 80% людей с шизофренией испытывают слуховые галлюцинации. Еще меньшее число людей испытывают зрительные галлюцинации.
Также нередко в изображениях СМИ не учитывается тот факт, что многим людям с психическими заболеваниями не нужно сообщать о своем состоянии всем окружающим.
Вместо этого психическое заболевание часто остается непризнанным (намеренно или нет). Изображения в средствах массовой информации, как правило, представляют ситуации, когда все в жизни персонажа знают об их психическом заболевании.
Возможно, больше всего беспокоит то, что средства массовой информации часто изображают психическое заболевание как неизлечимое.
Тривиализация психических заболеваний средствами массовой информации
Средства массовой информации также могут опошлять психическое заболевание, либо пропагандируя психическое заболевание как несерьезное, либо как менее серьезное, чем оно есть на самом деле.
Например, многие люди с расстройствами пищевого поведения, такими как нервная анорексия, считают, что их состояние считается менее тяжелым, чем оно есть на самом деле. Отчасти это происходит потому, что люди с состоянием, изображаемым в средствах массовой информации, часто преуменьшают его серьезность и скрывают тяжелые последствия заболевания.
Правда в том, что уровень смертности среди людей с анорексией высок. На самом деле, у анорексии один из самых высоких показателей смертности среди всех психических заболеваний. Исследования показывают, что риск смерти в 10 раз выше для людей, страдающих нервной анорексией.
Психические заболевания также могут быть чрезмерно упрощены средствами массовой информации. Например, человека с обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР) часто изображают чрезмерно озабоченным чистотой и перфекционизмом. Однако навязчивые мысли, которые движут их компульсиями, упускаются из виду или отсутствуют.
Симптомы психического заболевания иногда изображаются как полезные. Например, в популярном телесериале "Монах" главный герой - детектив с ОКР. Тот факт, что он уделяет пристальное внимание деталям, помогает ему раскрывать преступления и продвигаться по карьерной лестнице.
Люди, у которых нет инвалидности, могут использовать медиа-каналы для высмеивания людей, у которых есть инвалидность, например, путем присвоения терминологии психических заболеваний. Например, хэштег OCD обычно используется в Twitter для описания внимания к чистоте или организации.
Изображения шизофрении в кино
Вероятно, самая пренебрежительная стигматизация психических заболеваний в средствах массовой информации заключается в изображении в фильмах антагонистов с психическими заболеваниями. В частности, когда персонажи с шизофренией представлены как “маньяки-убийцы” в фильмах “слэшер” или “психо-убийца”.
Неточные изображения психических заболеваний в средствах массовой информации распространяют дезинформацию о симптомах, причинах и лечении шизофрении и других форм тяжелого психического заболевания. К сожалению, популярные фильмы и телешоу могут оказывать мощное влияние на формирование отношения.
В одном исследовании исследователи проанализировали 41 фильм, выпущенный в период с 1990 по 2010 год, на предмет изображения шизофрении.
Основываясь на результатах анализа, исследователи сделали несколько выводов.
Большинство персонажей демонстрировали "позитивные" симптомы шизофрении, при этом чаще всего отмечались бредовые идеи, за которыми следовали слуховые и зрительные галлюцинации.
Большинство персонажей демонстрировали агрессивное поведение по отношению к себе или другим.
Почти треть жестоких персонажей совершают убийства.
Около четверти персонажей покончили с собой.
Причина шизофрении отмечалась нечасто. Однако примерно в одной четвертой части фильмов подразумевалось, что травмирующее событие в жизни персонажа было значительным причинным фактором.
Из фильмов, в которых упоминалось или демонстрировалось лечение психических заболеваний, чаще всего изображались психотропные препараты.
Почему такие изображения наносят ущерб
Эти изображения не только неверны, но и наносят ущерб — и по нескольким причинам.
Они распространяют мифы о психических заболеваниях
Изображения шизофрении часто фокусируются на таких симптомах, как зрительные галлюцинации, причудливый бред и неорганизованная речь, и представляют их как обычное явление. На самом деле, такие симптомы, как снижение мотивации, скудость речи и вялый аффект, встречаются чаще.
Они связывают психическое заболевание с насилием
Несколько фильмов распространили ложный стереотип о том, что люди с шизофренией склонны к насилию и непредсказуемому поведению. В некоторых фильмах люди с шизофренией даже изображались как “одержимые”.
Эти жестокие стереотипы ы влияют на зрителей и порождают резкое негативное отношение к людям с психическими заболеваниями.
Они преувеличивают риск самоубийства
Хотя самоубийства вызывают серьезную озабоченность у людей с шизофренией, исследование изображения шизофрении в средствах массовой информации показало, что этот риск часто преувеличивается в фильмах и на телевидении. В одном исследовании 24% персонажей, страдающих шизофренией, совершили самоубийство.
В действительности, по оценкам, от 4% до 13% людей, страдающих шизофренией, умирают в результате самоубийства, и примерно от 18% до 55% пытаются покончить с собой в какой-то момент своей жизни.
Они искажают представление о том, кто пострадал
Демография - это еще один аспект психического заболевания, который часто искажается в изображениях психических заболеваний в средствах массовой информации.
Например, персонажи с шизофренией часто изображаются как белые мужчины, но шизофрения непропорционально поражает афроамериканцев. Это также затрагивает мужчин и женщин почти в равной степени.
Они распространяют мифы о причинах психических заболеваний
В нескольких фильмах шизофрения изображалась как вторичная по отношению к травмирующим жизненным событиям или излечимая любовью — и то, и другое является искажением причин состояния и лечения.
Что точно в портретах СМИ?
Не вся представленная информация о шизофрении была признана неверной, вводящей в заблуждение или стигматизирующей. Например, более чем в половине фильмов, которые проанализировали исследователи, использование психиатрических препаратов изображалось или упоминалось.
Почти половина персонажей, страдающих шизофренией, были изображены как бедные, что согласуется с эпидемиологическими данными, свидетельствующими о том, что шизофрения реже диагностируется у людей с более высоким социально-экономическим положением.
Даже когда в некоторых фильмах это правильно, негативное изображение в СМИ — особенно тех, которые связаны с насилием — людей с шизофренией и другими тяжелыми формами психических заболеваний по-прежнему способствует стигматизации, формированию стереотипов, дискриминации и социальному отторжению.
Влияние средств массовой информации на психическое здоровье
Воздействие стигматизации психического здоровья со стороны средств массовой информации может способствовать ряду различных последствий.
Самостигматизация: изображения в СМИ могут способствовать самостигматизации, которая относится к чувству внутреннего стыда, негативным убеждениям и негативному отношению людей к своему состоянию психического здоровья.
Неверная информация: Из-за того, что средства массовой информации изображают психические заболевания, люди часто получают неверные представления о симптомах психических расстройств. Это также может привести людей к формированию неточных представлений о том, как диагностируется и лечится психическое заболевание.
Препятствия для лечения: сообщения СМИ также могут создавать препятствия для лечения. Поскольку люди усваивают стигматизированное отношение к психическим заболеваниям, у них может быть меньше шансов обратиться за помощью или лечением, когда они испытывают симптомы.
Плохая приверженность лечению: люди с большей вероятностью будут придерживаться своего лечения, если у них есть социальная поддержка и ободрение со стороны других. Негативное отношение к психическим заболеваниям и стереотипы, изображаемые в средствах массовой информации, могут способствовать ухудшению отношения к лечению психических заболеваний и снижению приверженности.
Самодиагностика: люди также могут с большей вероятностью ставить себе самодиагностику на основе вирусных сообщений в социальных сетях, которые можно увидеть на Tik Tok и Instagram. Такой информацией часто делятся люди, которые не являются специалистами в области психического здоровья, и часто она неточна.
Вагнер Рина, 4 курс