Найти тему
Учительская

Принцип любви

Когда человек становится специалистом? В момент получения диплома? Или когда к нему приходит опыт? А разве не бывает так, что и диплом есть, и опыта хватает, а специалист профессионально не состоялся?

А когда учитель становится педагогом? Наверное, тогда, когда он сможет полюбить тех, кого учит.

Учительская профессия – это человековедение, а значит, неотъемлемая черта учителя – постоянно открывать в человеке новое, видеть его в процессе становления. Это одно из условий, которое помогает осознать свое призвание к педагогическому труду.

Как я стала учителем? Не вдруг и не сразу. Может быть, просыпалось во мне нужное состояние души, когда я еще в школе была вожатой в младших классах? Или когда пришла работать после десятилетки старшей пионерской вожатой? А может быть, когда всматривалась в лица своих первых учеников? Помню, как пристально ребята смотрели на меня: какая она, их новая учительница. Молодая – это им нравится. Улыбается – это им тоже по душе. Взгляды ребят, кажется, пронизывают меня насквозь. Мне так страшно, что подкашиваются ноги. Я понимаю, что учителю нельзя быть холодным и равнодушным, иначе дети никогда не раскроют перед ним свое сердце.

Да, еще одна черта, без которой невозможно стать хорошим учителем, – это гармония сердца и разума. Сначала я этого не понимала. Более того, старалась держать дистанцию, быть строгой. Я по одну сторону учительского стола, они – по другую. Это потом можно было сказать «мы», а сначала была я, их учительница, и были они, мои ученики. Но чем же я могла утвердить себя, когда знаний было еще недостаточно, да и опыта никакого? Только любовью. Любить всех без разбора: тихих и шумных, открытых и замкнутых, умных и не очень. Любить их и не ждать, не требовать ничего взамен. Любить, потому что иначе нельзя.

Бывали дни, когда казалось, что все напрасно. Нет, оказывается, не все. Они помнят, любят, ждут, когда ты выйдешь с больничного, когда наконец-то кончатся каникулы. Ждут, потому что им не терпится поделиться своими секретами, поговорить по душам и, глядя в глаза, спросить: «А вы тоже скучали?»

Многое изменилось с той поры, когда толстовский Филипок пошел в школу. Но во все времена здесь ценились доброта и чуткость, мудрость и справедливость. И не было более высокого звания, чем любимый учитель.

Каждый человек в нашей стране переступает порог школы. За школьной партой начинаются надежды, радости и тревоги учеников. Они понесут в жизнь и все то, чему научили их мы, учителя, и все то, в чем мы промахнулись. Особенно счастлив в своей судьбе тот, кому встретился учитель, умеющий принести в класс увлеченность, любовь и, конечно же, знания, освещенные этой любовью.

Непросто вложить в головы детей премудрости наук. Еще труднее научить их учиться: впитывать знания с охотой, добывать их из книг и из жизни. Сейчас больше, чем когда бы то ни было, учителей волнует духовно-нравственный мир ребенка. Предотвратить пустоту души, убогость интересов, разбудить стремление работать над собой, воспитать отзывчивость сердца, тонкость и красоту чувств, помочь успешно войти в социум – не менее важные задачи.

Профессия учителя трудная. Она требует не только больших знаний, но и духовных сил, выдержки и даже мужества.

Лев Толстой однажды сказал, что хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце. И с этим нельзя не согласиться.

Задача педагога – взращивать в учениках желание учиться, а также уметь бросать себе вызовы. Но самое главное – помогать им почувствовать ответственность за свое обучение, давая понять, что каждый из учеников очень важен для учителя.

Мы, учителя, стремимся к победам и успехам, которые непременно найдут отклик в сердцах наших учеников. И нам всегда бывает очень приятно, когда выпускники говорят о том, что школьные годы были для них самыми счастливыми.

Каждый, кто вспоминает о своем образовании, вспоминает учителей, а не методы или способы обучения. Учитель – сердце образовательной системы. С праздником, дорогие учителя!

Юлия АШИХМИНА, учитель русского языка и литературы школы №2006

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».