Продолжаем качать тему луковых главок. Предлагаю сегодня причаститься текстом про православные кресты.
Любая луковая православная главка завершается крестом. Не буду долго мусолить текст, но надо четко понять, что все главки сделаны специально только для одной конструкции – для креста.
С точки зрения атеиста архитектора (художника) можно сказать, что форма луковой главки плавно переходит в крест, который является очень эстетичным завершением покатых изогнутых форм. Рассматривать отдельно главку и отдельно крест вообще нелепо. Это единое целое. Для полного понимания можно (и нужно) довести ситуацию до абсурда и воткнуть вместо креста турецкий полумесяц, звезду Давида или иной символ. Просто представьте вместо креста любой другой символ. У меня не получается. Крест как бы вырастает из луковой главки, является естественным её продолжением.
Крест везде. Количество православных крестов на территории православных людей просто зашкаливает. Кресты на главках и куполах, кресты на погосте, кресты на перекрестках дорог, кресты на каждом православном человеке в виде нательного крестика. Вероятно, православный крест самая популярная форма в расчете на количество населения.
Вернемся к главкам.
Теперь надо понять – сначала был крест, а луковая форма образовалась и возникла вокруг креста. По сути, вся луковая главка для поддержания конструкции креста. Крест невозможно просто взять и воткнуть в сруб, он естественно упадет. Чтобы не упал его надо немного закрепить и сделать так, чтобы ни один шторм его не сдул, чтобы стоял как Вера стоит.
Мало кто знает, но вы все видите только треть креста на главках. Остальные две трети уходят вниз (внутрь конструкции луковой главки) и скрыты от ваших глаз. Обычно крест фиксируется в трех местах по своей длине и таким образом достигается его устойчивость.
Однако есть варианты по устойчивости, один из них – внешние гибкие связи-канаты. Данный вариант не очень распространен, в деревянной архитектуре так и вовсе не встречается. Если сделать все правильно, то крест стоит без всяких цепей-оков.
Верхнюю часть креста поддерживают и фиксируют журавцы. Журавцы, собственно, и есть луковая главка, именно они делают форму главки, а сверху уже идет набивание обрешетки и лемеха. Могут набить металл, не принципиально. Журавцов может быть много, и каждая верхняя часть журавца прикрепляется к кресту. С точки зрения строительной механики для обеспечения устойчивости достаточно всего три журавца, однако их намного больше, т.к. необходимо сформировать круглую (шарообразную) форму. Так что в верхней части крепления крест поддерживается даже с избытком.
Уже ранее я говорил, что главка это – каркасная конструкция. Не говорил только о том, что данная конструкция выполнена вокруг креста и исключительно для креста. По своей конструктивной сути крест – вертикально поставленное бревно с перекладинами, не более. А теперь попробуйте поставить вертикально бревно и зафиксировать его. Наши дедушки не изучали строительную механику и не получали дипломы инженеров, однако были знатные мастера фиксировать не фиксируемое. Вокруг вертикального столба соорудили каркасную конструкцию и более того, красивую конструкцию.
Лично для меня остается только один вопрос: зачем столько много крестов на храмах? С практической точки зрения достаточно одного креста, мол есть крест, значит – дом Бога. На Преображенской церкви 22 креста, практичность тут отсутствует от слова совсем.
Сдается мне, что без рассмотрения темы «Раскол» тут не разобраться. А это было за полвека до строительства Преображенской церкви при царе Алексее Михайловиче.
Намедни с удивлением узнал, что термин «староверы» и «старообрядцы» не есть синонимы. На данную секунду допустим, что это одно и то же и выходит, что во время Раскола появились «новообрядцы».
«Новообрядцы» появились исключительно в верхних эшелонах власти в стольном городе Москве и начали сверху навязывать свои новые правила. Другими словами – появилась новая официальная, государственная форма православия.
Чем не угодила старая форма православия я не в курсе, принимаем пока это как факт – «не угодила, не соответствовала и т.п.». Однако, что делать с массой людей, которые вне Москвы и плевать хотели на московские разборки в пределах Кремля? Как верили отцы и деды, так и верили (староверы). Да ничего ты с ними не поделаешь толком.
Ничего то ничего, но придумали промежуточный вариант и назвали его «старообрядцы», мол внешние все атрибуты-обряды все старые, но под чутким руководством официальной церкви.
Теперь вопрос, а как насаждать официальную новую форму православия в провинциях? Ребята, точно также как и все остальное – новые инфраструктурные проекты с новым населением из центра. Желательно чтобы это население защищали служивые люди со штыками и в случае чего объяснили бы быстро местным жителям кто теперь тут хозяин.
Но мы пока про инфраструктуру. Инфраструктура для официального православия – монастыри и храмы. С монастырями все очень просто и не интересно, а вот храмы должны быть больше, выше и красивее, чем во времена «староверов».
Далее, в новом красивом храме появляется правильный священник и идет уже рутинная работа с местным населением по привлечению в правильную версию православия.
Итак, почти через 50 лет после раскола на Русском Севере как грибы начинают расти новые православные храмы, один краше другого. Совпадение? Рассвет деревянного зодчества после раскола совпадение?
Впрочем, у деревянного зодчества есть и закат. После полной победы официальной версии православия над староверами необходимость в глобальных стройках отпала сама собой. Основные центры православия уже сформировались, отстроились, заселились правильными православными и развитие «проекта» завершилось.
Далее, при Екатерине II начался новый «проект», где все староверы и старообрядцы уже маргинализировались и бывшее равновесие между «нововерами» и «староверами» было окончательно нарушено в пользу официальной версии.
Вы думаете это последняя версия экспериментов над людьми? Как бы не так. Совершенно недавно посмотрел замечательный фильм «Бег» (1970). Шикарный фильм, отреставрированная версия с созвездием актеров. Очень православный фильм, казалось бы, ведь снимался в 1970 году. Суть фильма – старая вера уходит и приходит новая. Фильм смотрите сами, шедевр, никаких спецэффектов, а смотрел на одном дыхании. Почему я остановился именно на этом фильме? В нем есть три страны – Россия с поломанными куполами, Византия с собором Святой Софии (Константинополь-Стамбул с мечетью Айя-София с полумесяцем) и Франция-Париж с готическим собором. Откуда пришло православие на Русь, туда оно и вернулось с небольшим путешествием в Париж, где вообще безбожник Парамоша с бывшей женой генерала Черноты.
Так вот, старая вера (каламбур какой-то, ведь это и есть официальная версия православия) уходит и начинается новая коммунистическая вера. С чего она начинается то? С инфраструктурных проектов, вот так.
Звезды на Кремле, сталинские высотки по периметру Кремля, стройки, стройки, стройки по всей стране с правильными людьми во главе. Православные снова маргинализируются и сходят в обществе с ведущих позиций. Соответственно, вместо крестов по всей стране звезды и портреты новых вождей.
Аналогия, надеюсь, уместна?
Но мы про главки, статья же про них. Так вышло, что уже не просто про главки, а про многоглавие. Строго то говоря про «многокрестие» запечатанное в форме луковых главок. Типа построил их местный приход, читай местные жители, которые должны быть априори староверами.
Опять же, старая гравюра Озерецковского явно показывает вокруг церквей стену в 2,5 метра. Данная высота стен явно не защита от местных домашних животных. Но данный факт упорно отрицается научным сообществом. Тема фронтира вообще не обсуждается, впрочем тема Раскола тоже.
А теперь законный вопрос: откуда мы узнаем историю строительства ежели мы ничего не обсуждаем? Нет документов – нет истории? Не буду ничего утверждать здесь, но тема луковых главок до сих пор не раскрыта. Осталось только думать и набирать текст вручную, никакого копирайта.
Да, в завершении этой статьи. Луковые главки и православные кресты уже относятся к исторической версии нашей жизни. Современная жизнь и стройка более не повторяет данные формы, т.к. они не востребованы. Для сохранения истории и созданы архитектурные музеи под открытым небом. Лет этак через 100 люди будут задавать правильные вопросы (когда уже совсем в тупик зайдут) и получать правильные ответы именно в старых хранилищах памяти. Для этого и работаю.
Всем спасибо, светлого и ясного!