В России с 1 сентября 2023 года ужесточились требования к АБС. За неисправности инспекторы ГИБДД будут наказывать штрафстоянкой.
Антиблокировочная система (АБС) помогает водителям по всему миру: спасает от заклинивания колес, сохраняет управляемость и курсовую устойчивость. В России неисправность АБС грозит перевозчикам убытками. Что немцу хорошо, то русскому — штраф, эвакуация, ремонт?
Что будет, если АБС неисправна?
С 1 сентября 2023 года инспекторы ГИБДД уже штрафуют за неисправную АБС. Такую практику закрепили нормы из Постановления Правительства РФ от 27.05.2023 № 837. Автомобиль нельзя использовать, если элементы АБС:
- не закреплены,
- отсоединены,
- повреждены.
Инспектор выявляет неисправность электронной системы по световому индикатору на приборной панели. Факт установлен — водителю штраф 500 рублей. Наказание не распространяется на автомобили без штатной АБС. Например, на старые модели отечественного автопрома.
На финансовом состоянии перевозчика больше сказывается не размер штрафа, а дополнительные расходы — услуги эвакуатора, поиск и устранение неисправности. Также транспортная компания несет убытки из-за простоя грузовика на ремонте.
Особые требования к АБС были и раньше: что изменилось?
Интерес к АБС инспекторы ГИБДД проявляют уже давно: как минимум с начала 2015 года, когда начал действовать Техрегламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств (далее — Техрегламент). В Приложении № 8 документа есть требования к тормозным системам. АБС должна быть в рабочем состоянии:
- все элементы надежно крепятся, их отключение под запретом;
- соединения не имеют повреждений;
- световой индикатор исправен;
- система активируется после включения зажигания и действует при скорости автомобиля больше 10 км/ч;
- при экстренном торможении на скорости выше 40 км/ч машина движется прямолинейно без заноса.
Отправить автомобиль на спецстоянку за неисполнение требований Техрегламента инспектор ГИБДД мог и раньше. Но до 1 сентября 2023 года автовладельцы иногда оспаривали факт нарушения на месте и требовали техническую экспертизу.
В судебной практике бывали случаи, когда протокол инспектора отменяли. В 2018 году суд ссылался на то, что АБС — дополнительный компонент тормозной системы, а его неполадки не приводят к отказу тормозов. Кроме того, поломка не входила в перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация транспортного средства.
В 2023 году в ПДД уже включена норма по АБС. Неисправную электронную систему идентифицируют по световому индикатору, и автомобиль уезжает на СТО.
Дублирование информации в Техрегламенте и ПДД означает для автовладельцев только одно: неисправная АБС — прямой путь к штрафу. Ее выход из строя приравнивают к поломке тормозной системы. Если горящий световой индикатор заметил инспектор ГИБДД, значит, о неисправности знает и водитель.
Можно ли бороться с неисправностями АБС?
АБС грузовика — многокомпонентный механизм. Он состоит из электронного блока управления (ЭБУ), датчиков угловой скорости и других элементов. Без диагностического оборудования причину поломки не определить.
Загоревшаяся лампочка АБС может указывать на следующие неисправности:
- обрыв проводов;
- загрязнение и перегорание датчиков;
- выход из строя ЭБУ.
Если машину регулярно обслуживают, поломка механической или гидравлической части АБС маловероятна. Чаще всего отказывают электронные компоненты. Например, датчики ломаются из-за неквалифицированного вмешательства в работу системы или после серьезного ДТП.
Резюмируем
«Болезнь» АБС предугадать практически невозможно. Но немного помогает профилактика. Перевозчики отправляют машины на ТО каждые 80 тыс. км, в среднем 2 раза в год. И все равно такой подход не защищает на 100%.
Непонятно одно — как инспектор будет устанавливать факт неисправности системы по горящей лампочке. Ведь не каждый сотрудник ГИБДД имеет техническое образование и глубоко разбирается в электрооборудовании машины. Даже автоэлектрик на глаз не определит поломку АБС, нужна диагностика.
Световой индикатор (который, кстати, бывает красным и желтым) не всегда сигнализирует о критической ошибке. Получается, что на штрафстоянку будут уезжать все подозрительные автомобили — и с рабочими тормозами, и с неисправной АБС? А главный вопрос перевозчиков: как быть с расходами, если поломку при диагностике на найдут?