Найти тему
54 подписчика

История "Nord Express" (Северный экспресс) в моем романе

Конец XIX в. – начало XX в. – эпоха прогресса и паровых машин. Какие ассоциации у вас возникают со словом «пар» и этой эпохой? Пароход и паровоз, верно? Вот о паровозе мы сегодня и поговорим.

Картина из свободного доступа сети Интернет.
Картина из свободного доступа сети Интернет.

Внимательные подписчики знают, что главный герой моего романа Эрнест Лакур считал себя по происхождению и корням – французом, но родился в Германии, об этом я писал в предыдущих постах, а вот последние несколько лет он прожил в Москве.

Отсюда по воле судьбы он отправляется домой в Германию, в город Везель на Рейне. А как, собственно, можно было, быстро попасть в Германию из России в 1890-х годах, в частности, из Москвы?

Поездом! Это самый быстрый и комфортный способ передвижения на то время. Верхом – долго, пароходом из Москвы – неудобно. Вот и своего героя я решил отправить на первом этапе путешествия паровозом в центр Европы.

Уже в 1880 г. сеть железных дорог в мире насчитывала порядка 370 тыс. км, а к 1890 г. – уже около 617 тыс. км. В Российской империи к концу XIX в. протяжённость железных дорог составляла около 51 тыс. км.

Так что садимся вместе с героем на легендарный поезд «Северный экспресс» (Nord-Express) и отправляемся в путь.

Герб компании CIWL. Фотография из свободного доступа сети Интернет.
Герб компании CIWL. Фотография из свободного доступа сети Интернет.

Экспрессов было несколько и самым первым и известным благодаря рассказу Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе» был собственно Восточный. Этот экспресс был запущен в 1883 г. из Парижа в Стамбул. Он стал таким популярным, что уже в 1884 г. презентовали новый «Северный экспресс» – между Парижем и Санкт-Петербургом, и поверьте, он был не менее роскошным и интересным. Был ещё и «Южный экспресс», но не буду вас утомлять всей историей этих легендарных маршрутов, ограничусь лишь тем, который курсировал из России в Европу в годы действия моего романа.

Пришлось мне, чтобы написать максимально правдивый и исторически верный роман, изучить историю этого экспресса. Надо же Эрнесту Лакуру как-то до родного дома добираться… А оказалось это делом не простым, запутанным, но очень увлекательным.

В путь!

В 1872 г. некий смекалистый бельгиец Жорж Нагельмакерс основал компанию «CIWL», по-русски её название звучит как «Международное общество спальных вагонов и европейских спальных поездов».

Вдохновился он спальными поездами Pullman, на которых ему довелось поездить по США в 1868 году. Тогда Нагельмакерс решил построить что-то не хуже комфорту, но для более взыскательной публики.

Свое первое официальное путешествие поезд Express d’Orient совершил в 1883-м: стартовал он со Страсбургского вокзала в Париже, первыми пассажирами стали 40 человек во главе с Жоржем Нагельмакерсом.

Доехали тогда лишь до Бухареста, a до Босфора добирались уже на пароме – но так или иначе элитный железнодорожный рейс между Западом и Востоком состоялся.

А уже 1884 году его компания представляет проект маршрута «Петербург-Лиссабон».

Но не всё так быстро вошло в колею, как хотелось бы. Проект презентовали, но запустили его лишь к осени 1896 г. И дело даже не в российской бюрократии. Наш император Александр III довольно быстро подписал указ, который разрешал иностранной акционерной компании «CIWL» «под наименованием Международное общество спальных вагонов и скорых европейских поездов (МОСВИСЕП или МОСП) производить операции». Тормозила процесс реализации этого проекта Пруссия, по территории которой должна была проходить большая часть железнодорожного пути.

Правда есть данные о том, что вагоны «Северного экспресса» уже в 1892 г. ходили по укороченному маршруту Петербург–Берлин. К моменту запуска поезда, соединившего столицы России и Франции, уже ходил не только «Восточный», но и «Южный экспресс» из Парижа в Лиссабон через Мадрид.

Так или иначе все договорились, и в 1896 г. на фирменном поезде из французской столицы за 52 ч. можно было доехать до Санкт-Петербурга, а до Берлина он проходил всего за 31 ч. Поезд мог развивать летом скорость до 80 км/ч, зимой до 64 км/ч. Тогда это считалось рекордными скоростями!

Вагон "Северного экспресса". Источник фото: www.jan-borgers.de/
Вагон "Северного экспресса". Источник фото: www.jan-borgers.de/

Поезд уходил с Варшавского вокзала, далее он шёл через Псков, Вильнюс, Кенигсберг и прибывал в Берлин.

Вот тут я крепко задумался – очень не хотелось своего героя отправлять в Санкт-Петербург, а уже там сажать на поезд. Данных о том, что на поезде из Москвы можно было попасть в Берлин у меня не было. Я начал штудировать статьи и книги по данной теме и чудо случилось! Спасибо Андрею Келлеру с его работой «Литерный поезд "Северный экспресс": между миром и войной».

Из Москвы в Париж через Берлин и обратно

Оказывается, что сообщение из Москвы налажено было, и вот какие данные есть в расписании от 1914 г.: поезд ходил раз в неделю с Брестского вокзала ныне Белорусского.

Расписание поезда.
Расписание поезда.

Но не мне ни профессиональными исследователям этого вопроса пока не удалось выяснить, было ли это на старте запуска маршрута в 1892 г. или к этой схеме пришли позднее. Думаю, будущие читатели моего романа простят мне эти возможные неточности с датами. А теперь вернемся к роману…

Паровоз, стоявший у перрона Брестского вокзала, был окутан клубами пара, как громадный чёрный самовар, готовый вскипеть, сорваться с места и, недовольно пыхтя, пугая резким свистком зевак, понести вдаль вагоны за собой, в Европу. Состав казался небольшим – четыре пассажирских и по одному багажному, и почтовому вагону. Поезд компании «Норд-Экспресс» был тем дитём железнодорожного прогресса, которые буквально несколько лет назад пришёл в Россию, и благодаря которому Россия и Европа становились с каждым годом всё ближе друг к другу. Каких-то сорок часов и москвич мог уже пить кофе с круассанами в парижской кофейне или пить пиво и закусывать белыми немецкими сосисками в Берлинской пивной. Туда в Европу и ехал наш герой.
До отправления оставалось примерно двадцать минут, кондуктор проверял билеты у пассажиров, любезно кланяясь и отвечая на многочисленные поздравления с Рождеством. Эрнест и Максимльян стояли у второго вагона, бока которого были украшенными витиеватым гербом с вензелями и львами паровозной компании, ожидая отправления, ведя пустую, но при этом немного волнительную беседу, которая бывает у многих отъезжающих и провожающих. Молодые люди обменивались последними новостями, а также наказами писать и приезжать в гости друг к другу.
Внезапно пронзительный гудок паровоза, всполошив сизую стаю вокзальных голубей, дал команду всем пассажирам занять свои места, господам-провожающим приготовиться махать руками вслед уходящему поезду, а барышням смахивать украдкой слезы, промакивая их шёлковыми платочками.

Едем дальше?

Из-за того, что в России и Европе железнодорожная колея разной ширины, а менять тележки вагонов в ту пору ещё не научились, пассажирам приходилось на приграничных станциях делать пересадку. Для этого нужно было выйти из одного поезда и перейти в другой, стоящий на противоположном пути. Станцией пересадки при следовании из России была – Вержболово (сегодня это Кибартай, Литва). И моему герою также пришлось сделать пересадку.

Запах креозота резко ударил в нос, смешавшись со свежим морозным воздухом под шум толпы и гудков поездов на приграничной станции. Небольшой городок Вержболово, с одноименной железнодорожной станцией, расположенный на линии Петербург-Кёнигсберг-Берлин, был главными сухопутными воротами из России в Европу.
По сути, это было место, где Россия встречалась с Европой, одновременно с этим являясь этаким котлом, в котором смешивалось русское и европейское – различные вкусы, запахи и цвета – Славянский Вавилон.
Главной особенностью Вержболовского вокзала было то, что он был двухсторонним.
С одной стороны вокзала была широкая русская колея, с другой – узкая европейская. Пассажиры, выйдя из поезда, шли в вокзальное здание, где, пройдя пограничные и таможенные процедуры, выходили уже с другой стороны, где их уже ожидал поезд, но уже на узких вагонных тележках. Аналогичная ситуация повторялась в Эйдкунен при следовании в обратном направлении в Россию.
Эрнест вышел на перрон, в очередной раз порадовался в душе, что не отягощён большим количеством багажа и проследовал в здание вокзала. По своим масштабам и убранству вокзал в Вержболово уступал лишь столичному Варшавскому в Санкт-Петербурге.
Сама же станция была высшей категории, с огромными залами, гостиницами, ресторанами трех классов, царскими и светскими апартаментами, имелся даже гараж для персонального царского поезда, таможнями, паровозным и вагонным депо, а также всеми прочими строениями, характерными для крупных приграничных станций. Станцию проектировали французы, а вот возводили немцы. Об этом факте Эрнест не знал, но если бы и знал, то несомненно был бы горд за своих земляков. Усатый толстый пограничник, небрежно поставив печать в документы, пожелал счастливого пути, и вот уже совсем скоро Лакур вновь занял место в вагоне.

Роскошь на колесах

В начале 2000-х гг. Карл Шлегель известный немецкий историк поделился мыслями о том, что по уровню комфорта вагоны «CIWL» так и остались непревзойдёнными. Можно, конечно, поспорить, глядя на современные люкс-поезда, но тот же «Северный экспресс» был в своё время настоящим гранд-отелем на колесах с отменным питанием и услужливым персоналом; удобными помещениями, кожаными креслами и диванами, мягкими коврами на полу в общих коридорах, элегантными хрустальными люстрами на потолке, бархатными шторами на окнах, широкими зеркалами на стенах; при отделке вагонов использовались материалы из ценных пород древесины.

Поезд покачивался из стороны в сторону, и Эрнесту как заправскому моряку приходилось балансировать, ступая по мягкому ковру вагона, словно по палубе корабля. Он огляделся по сторонам. Переходы между вагонами были задрапированы плотными шторами из дорогой ткани, а в самих тамбурах были дополнительные окна за счёт чего они, казались просторным и светлыми. Удивительно, но на встречу ни в его вагоне, ни в следующем никто из пассажиров ему не попался. Видимо все гости были в ресторации на рождественском ужине.
Действительно вагон-ресторан был полон нарядных людей. Здесь явно нельзя было впасть в одиночество, а уж за праздничным ужином и подавно. Пожалуй, этот вагон был самым красивым по отделке во всём составе «Норд-Экспресс». Лакированные столы были покрыты накрахмаленными белоснежными скатертями с вышитыми львиными вензелями компании перевозчика. На столах идеально были расставлены блюда из китайского фарфора, лежали серебряные приборы, на каждом из которых красовался логотип компании. Удобные кресла располагались по два или четыре кресла у столика, сидения и спинки были обиты новомодной жаккардовой тканью, названной так в честь изобретателя станка Жозефа Жаккара на котором она изготовлялась.
Елочные гирлянды, украшенные алыми лентами и фигурками ангелов, висели вдоль всего вагона, даря аромат елового леса и праздничное настроение всем посетителями ресторана.

Источник www.wagons-lits-diffusion.com
Источник www.wagons-lits-diffusion.com

Про питание в поезде я напишу во второй части поста. Хотите?

По сути, Жорж Нагельмакерс и его компания создали единое транспортное пространство в Европе. Более того, при желании и наличии средств, воспользовавшись поездами «CIWL» и пароходами, можно было в идеальных условиях, в относительно короткие сроки, пересекать границы многих государств, отправляясь в самые далекие края. Возможность путешествовать с подобным комфортом на большие расстояния в то время казалась чудом, буквально до середины XIX в. такое нельзя было себе представить.

А вот так сейчас выглядит возрожденный Восточный экспресс:

Рекомендую всем интересующимся почитать историю этого маршрута и дальше начиная с 1900 года и до 1997 года.

Бонусом документальный фильм:

«Северный экспресс» в искусстве

Восхищались этим маршрутом и активно им пользовались Владимир Набоков описывая в своем романе «Память, говори» , как он путешествовал на Nord Express из Санкт-Петербурга во Францию ​​на каникулы в 1906.

Название фильма Альфреда Хичкока Незнакомцы в поезде (1951 г.), было переведено на французский язык как «L’inconnu du Nord-Express» (Неизвестный в Норд-Экспрессе), на немецкий язык как Verschwörung im Nordexpress (Заговор в Норд-Экспрессе).

Первый роман о комиссаре Мегрэ «Петерс-Латыш» начинается с прибытия Норд-Экспресса на Северный вокзал Парижа, первый немецкий перевод в 1936 г. был назван Nordexpress.

Nord-Express упоминается в западногерманском сериале 1971 г. Tatort в серии Kressin stoppt den Nordexpress.

Также известен плакат А. М. Кассандра с изображением Норд-Экспресса, созданный по заказу CIWL в стиле Ар-деко.

Плакат А. М. Кассандра с изображением Норд-Экспресса. Фотография из откртых источников.
Плакат А. М. Кассандра с изображением Норд-Экспресса. Фотография из откртых источников.

И даже в мультфильме 20th Century Fox, Анастасия (1997) упомянула, что поезд ехал из Санкт-Петербурга в Париж, что, скорее всего, относилось к Nord Express.

Закончилась славная история «Северного экспресса» в 1997 году с последним рейсом между бельгийским Остенде и датским Копенгагеном.

Продолжение следует.