Аннотация: нехватка педагогических работников в государственных/муниципальных образовательных организациях (ОО) неуклонно растет. В исследовании предпринята попытка объяснения некоторых причин указанной проблемы. Предложенное видение основано на результатах анализа отчетов Министерства образования Иркутской области с 2017 по 2022 гг., подкрепленного косвенными данными, в том числе и социологическими исследованиями.
Ключевые слова: педагогические работники, Иркутская область, дефицит кадров, образовательные организации.
На протяжении 5 лет – с 2017 по 2022 г.г. – число вакансий педагогических работников росло быстрее количества трудоустроенных педагогов. Такой вывод мы делаем на основании анализа отчетов Министерства образования Иркутской области 2017, 2020 и 2022 годов [3]. Данные приведены в таблице ниже.
Мы видим, что за 5 лет кадровый дефицит в бюджетных образовательных организациях увеличился примерно в 4 раза. Думаем, что причины у разрастающегося дефицита примерно следующие:
1.Педагогические работники переходят в частные школы и занимаются репетиторством;
2.Количество образовательных организаций не сообразуется с числом обучающихся – потому ОО и перегружены;
3.Снижение уровня средней заработной платы закономерно унижает привлекательность работы в образовательных организациях – покрывать кадровый дефицит становится все сложнее.
Ежегодный прирост работающих в частном секторе образования педагогов превышает исходный кадровый дефицит. Такую динамику, конечно, можно объяснить пока еще малым количеством небюджетных образовательных организаций. Так, количество обучающихся в частных образовательных организациях возросла с 3836 в 2017 г. до 4068 в 2020 г., а в 2021 г. – 4307 обучающихся. Прилагаем таблицу об изменении числа педагогических работников в частных ОО в аналогичные периоды.
Учет частных образовательных организаций Министерством образования Приангарья начинается с 2019 г. – тогда их было 13, а к 2021 г. стало 14. Динамика роста численности частных образовательных организаций незначительна. Однако, рост числа обучающихся в частных ОО показывает, что сейчас происходит суть наполнение этих заведений учениками. Новые заведения будут открываться по мере увеличения потока обучающихся.
Данных о репетиторстве не много. «Авито» в 2020 г. сообщало о росте спроса на репетиторов в Иркутске на 31%, при том, что предложение услуг репетиторства возросло на 32% [1]. Речь, конкретизируем, об онлайн-репетиторстве. Фактически, это эффект эпохи ковида. Иркутская область не выделяется из федерального тренда: по результатам исследования «Авито услуг» спрос на репетиторов в мае 2023 г. вырос на 61% по сравнению с прошлым годом [6].
В то же время, в период с 2017 по 2021 г.г. количество муниципальных ОО уменьшилось с 839 до 828. В отчете за 2021 г. говорится следующее: «Сеть образовательных организаций в течение 2017-2021 годов претерпевала изменения
в рамках общей тенденции оптимизационных процессов. Резких скачков изменения сети не происходило.», – иными словами, муниципальные ОО зачастую присоединяются/сливаются с другими ОО.
К слову о нагрузке. Средняя наполняемость классов, согласно отчету за 2021 г., не превышает 21 чел. Предполагаем, что умеренное количество учеников в классе «растягивает» каждую параллель. В контексте фокус-группы педагогические работники иркутских школ заявляли, что нагрузка колоссальна – на уроке может присутствовать до 50 учеников, а сами они ведут по 13 уроков подряд. Скорее всего, на урок к одному учителю приходит несколько классов.
Посмотрим на динамику роста численности обучающихся в образовательных организациях в городах Приангарья. С 2017 по 2021 г.г. городские школы прибавили ≈17 тыс. учеников. Предположим, что все городские школы заполнены на 100% сообразно своей вместимости и работают в 2 смены. Чаще всего, школы рассчитываются на 352 ученика, но мы поднимем это значение до 500 учеников. Получается, что для удовлетворения спросу на учебные места в школах городов Приангарья за 4 года должно было быть построено ≈17 школ.
Потребность сельских территорий в образоваткльных организациях очевидна на примере. В июле 2023 г. мэрия Иркутского района заявляла о потребности в строительстве 22 школ и 31 детского сада, при этом в планах до 2025 г. построить только 9 школ и 10 детсадов. То есть потребность ни в том, ни в другом не будет покрыта даже на половину [5]. В контексте увеличения числа учащихся как в городе, так и в селе, разрыв между фактическим положением дел и оптимальными показателями будет только усугубляться.
О зарплате. В отчете представлено соотношение средней зарплаты педработников со средней зарплатой в Приангарье. Показатель уменьшается с 2015 г. – тогда соотношение составило 110,2%, а в 2021 г. – 87,6%. По данным Росстата в 2021 г. средняя зарплата по Иркутской области равнялась 55 866 руб. [4], то есть средняя зарплата педработников тогда составляла ≈49 000 руб. Согласно результатам проводимого нами социологического опроса среди молодых педагогических работников Иркутской области [2], зарплату свыше 40 тыс. руб. получает только 16% респондентов, и еще 16% зарабатывает в диапазоне 35-39 тыс. руб.; почти 60% опрошенных педработников получает не более 34 тыс. руб. и не менее 20 тыс. руб.
Наши предположения подтвердились прямо и косвенно. Педагогические работники предпочитают работу в частных организациях и репетиторами – там спрос больше и нагрузка меньше. Образовательные организации Иркутской области перегружены, и в ближайшее время ситуация навряд ли изменится. При всех трудностях работы в образовательных организациях заработная плата педагогических работников почти на постоянной основе снижается. Таким образом, покрывать дефицит педагогических кадров в Приангарье с каждым годом становится только сложнее.
Список использованной литературы:
- Авито: спрос на репетиторов в Иркутске вырос за год на треть. – Текст : Электронный // Иркутск38 [Электронный ресурс]. Иркутск. 23.09.20. URL: https://i38.ru/obrazovanie-obichnie/avito-spros-na-repetitorov-v-irkutske-viros-za-god-na-tret (дата обращения: 25.09.2023);
- Бойких Р. С., Социально-экономическое положение молодых педагогических кадров Иркутской области (согласно результатам социологического опроса). – Текст : электронный // Новый мир [Электронный ресурс]. 2023 г. URL : https://vk.com/wall-205046241_528 (дата обращения: 25.09.2023);
- Итоговый отчет министерства образования Иркутской области о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования // Правительство Иркутской область [Официальный портал]. URL : https://irkobl.ru/sites/minobr/working/forum/index.php?type=special (дата обращения: 25.09.2023);
- Средняя заработная плата в Иркутской области составила 55,8 тыс. рублей. – Текст : Электронный // Общественно-политическая газета Областная [Электронный ресурс]. 27 июля 2021 г. URL : https://www.ogirk.ru/2021/07/27/srednjaja-zarabotnaja-plata-v-irkutskoj-oblasti-sostavila-55-8-tys-rublej/ (дата обращения: 25.09.2023);
- Строительство школ 2023 // СИБДОМ [Электронный ресурс]. URL : https://irk.sibdom.ru/tags/stroitelstvo_shkoly/ (дата обращения: 25.09.2023);
- Ячменникова П, ЕГЭ растет в цене. – Текст : Электронный // Коммерсантъ [Электронный ресурс]. 27 июня 2023 г. URL : https://kommersant-ru.turbopages.org/kommersant.ru/s/doc/6068780 (дата обращения: 25.09.2023).
Информация об авторе: Бойких Руслан Севланович — заместитель председателя комиссии «Образование» Экспертного совета Молодежного парламента при Законодательном Собрании Иркутской области. e-mail: boykikhruslan@gmail.com