Найти в Дзене

НА ДАЛЕКОЙ ЗВЕЗДЕ НА ВЕНЕРЕ... Часть пятая

Лев Дурасов. Иллюстрация к роману Евгения Войскунского и Исая Лукодьянова "Плеск звездных морей". Изображение взято из открытых источников
Лев Дурасов. Иллюстрация к роману Евгения Войскунского и Исая Лукодьянова "Плеск звездных морей". Изображение взято из открытых источников

С удивлением осознаешь две вещи: во-первых, фантастических произведений, где так или иначе фигурирует планета Венера гораздо больше, чем ты думал, а во-вторых, что тема эта не очень-то интересна публике. И тем не менее, постараюсь довести начатое дело до конца. Итак, у нас на дворе шестидесятые годы ХХ века - эпоха сомнений в том, что красавица Утренняя и Вечерняя, может быть пригодной для жизни. И все-таки с идеей обитаемой второй планеты писателям расставаться не хотелось. Хотя далеко не все из них соглашались с ее "райской" ипостасью.

Гелий Кованов. Иллюстрация к рассказу Роберта Шекли "Особый старательский". Изображение взято из открытых источников
Гелий Кованов. Иллюстрация к рассказу Роберта Шекли "Особый старательский". Изображение взято из открытых источников

Во всяком случае - великий насмешник Роберт Шекли, в 1959 году выпустивший свой знаменитый рассказ "Prospector's Special" (Особый старательский): "Вот уже двадцать первый день он ехал по Скорпионовой пустыне Венеры. Двадцать первый день он боролся со сном за рулем пескохода, который качаясь из стороны в сторону, переваливал одну песчаную волну за другой. Ехать по ночам было бы полегче, если бы не приходилось то и дело объезжать крутые овраги и валуны величиной с дом. Теперь он понимал, почему в пустыню направлялись группами: один вел машину, а другой тряс его, не давая заснуть..."

П. Кирпичев. Иллюстрация к рассказу Виктора Сапарина "Возвращение круглоголовых". Изображение взято из открытых источников
П. Кирпичев. Иллюстрация к рассказу Виктора Сапарина "Возвращение круглоголовых". Изображение взято из открытых источников

Советский писатель Виктор Сапарин представлял вторую от Солнца планету более оптимистично. Продолжая рассказ 1958 года "Небесная кулу" рассказами "Возвращение круглоголовых" и "Исчезновение Лоо" (1960), он развивает историю о контакте землян с обитателями Венеры: "Кулу исчезла в облаках. Ее громкий плач сначала еще был слышен, багровое пятно светилось, бледнея на облачном небе, потом все пропало. Охотники вскочили и, издавая крики ликования, принялись приплясывать. Победа! Пришельцы - круглоголовые - испугались хитрых, смелых, сильных охотников. А небесная кулу, о толстую кожу которой ломались самые острые летающие жала, все-таки была ранена; потому она и кричала..."

Стефан Центомирский. Иллюстрация к рассказу Артура Кларка "До Эдема". Изображение взято из открытых источников
Стефан Центомирский. Иллюстрация к рассказу Артура Кларка "До Эдема". Изображение взято из открытых источников

В 1961 году выходит рассказ Артура Кларка "Before Eden" (До Эдема). Его герои обнаруживают на Южном полюсе Венеры озеро и странное растениеподобное существо. А в рассказе Фредерика Пола "Punch" (Панч; 1961) на том же Южном полюсе обнаружили озера пенициллина, которыми коварно завладел СССР. Американский писатель Роберт Скотт в рассказе 1962 года "A Bad Town for Spacemen" (Плохой город для астронавтов) поведал о том, что Венеру населяют исключительно темнокожие. Упоминается Венера и в повести Аркадия и Бориса Стругацких "Возвращение. Полдень-22 век". Земляне затевают грандиозные проект по ее терраформированию и привозят на Землю венерианских животных. Рассказом о Венере дебютировал в фантастике Север Феликсович Гансовский, прислав в 1962 году на Международный конкурс научно-фантастических рассказов, проводимый журналом "Техника - молодежи" свой рассказ "Не единственные сущие".

Лев Рубинштейн. Иллюстрация к роману Аркадия и Бориса Стругацких "Полдень-XXII. Возвращение". Изображение взято из открытых источников
Лев Рубинштейн. Иллюстрация к роману Аркадия и Бориса Стругацких "Полдень-XXII. Возвращение". Изображение взято из открытых источников

Вполне традиционно рисуют вторую от Солнца планету советские писатели Михаил Петрович и Лариса Давыдовна Немченко в рассказе "Случай на полуострове Маяковского". "Вездеход пересекал джунгли. За иллюминаторами кабины стоял душный красноватый полумрак. Сюда, в глубину первозданной чащи, проникали лишь слабые отблески и без того тусклого, бессолнечного венерианского дня. Машина двигалась медленно, с трудом проламываясь сквозь сплошную стену уходящих вверх рыжих стволов и ветвей, накрепко переплетенных пурпурными канатами лиан, напоминающих набухшие кровью артерии. Болотистая почва пружинила и прогибалась под тяжестью широких гусениц..."

Вирджил Финлей. Иллюстрация к роману Роберта Хайнлайна "Марсианка Подкейн". Изображение взято из открытых источников
Вирджил Финлей. Иллюстрация к роману Роберта Хайнлайна "Марсианка Подкейн". Изображение взято из открытых источников

В 1963 году выходит роман Роберта Хайнлайна "Podkayne of Mars: Her Life and Times" (Марсианка Подкейн: ее жизнь и время). Его героиня, юная Подкейн Фрайз летит на Венеру на борту пассажирского космического лайнера и в силу своего характера встревает в неприятности. Вторая планета по версии Хайнлайна частная собственность: "Венерианская Корпорация владеет здесь всем, чем стоит владеть и контролирует все более-менее прибыльные гешефты. Дела здесь делаются так, что любой марсианский бизнесмен хлопнулся бы в обморок. Но и венерианам, наверное, пришлись бы не по вкусу наши обычаи. Одно я могу сказать точно: одна девушка с Марса покраснела в первый раз за много лет и переключила программу, хотя и не поверила, что такое может быть на самом деле..."

Вирджил Финлей. Иллюстрация к роману Роберта Хайнлайна "Марсианка Подкейн". Изображение взято из открытых источников
Вирджил Финлей. Иллюстрация к роману Роберта Хайнлайна "Марсианка Подкейн". Изображение взято из открытых источников

В 1965 выходит рассказ Роджера Желязны "The Doors of His Face, the Lamps of His Mouth" (Двери лица его, пламенники пасти его), герой которого Карл Дейвитс намерен отловить на Венере рыбу воистину библейского масштаба. В рассказе Томаса Майкла Диша "Come to Venus Melancholy" (О, меланхолия Венеры; 1965) появляется женщина-андроид, предназначенная для работы в болотах Венеры. "Becalmed In Hell" (Штиль в аду) назвал свой рассказ Ларри ван Котт Нивен, посвященный исследованию второй планеты с помощью аэростата. А в повести 1966 года "Where the Changed Ones Go" (Куда уходят измененные), написанной Робертом Сильвербергом за влияние на умы венериан борются миссионеры разных религиозных течений. Эту же тему он развивает в романе "To Open the Sky" (Открыть небо; 1968).

Борис Стародубцев. Иллюстрация к повести Александра Шалимова "Планета туманов". Изображение взято из открытых источников
Борис Стародубцев. Иллюстрация к повести Александра Шалимова "Планета туманов". Изображение взято из открытых источников

Советские исследователи не испугались многочисленных опасностей "планеты туманов", известной как Венера, в повести Александра Ивановича Шалимова "Планета туманов" (1967). В том же году, выходит рассказ Севера Гансовского "Спасти декабра": "Венерианское вечереющее небо бескрайним куполом стояло над головой. В зените оно было белесо-зеленым - того нездорового оттенка, который впервые отметили здесь около пятидесяти лет назад. К западу зеленый переходил в белесо-синеватый, затем синий, фиолетовый и, наконец, над самым хребтом Эйнштейна, в пурпурный. Солнце скрылось за гигантской неподвижной тучей, его лучи кое-где радужно пробивали плотные карминные массы, вырывая внизу из полумрака отдельные склоны и пики горной системы, голые, безжизненные. Было чуть туманно, в воздухе стояла тяжесть. Атмосфера расположилась в несколько этажей и так застыла. Казалось, эту неподвижность можно даже потрогать рукой..."

Борис Лавров. Иллюстрация к роману Абрама Палея "В простор планетный". Изображение взято из открытых источников
Борис Лавров. Иллюстрация к роману Абрама Палея "В простор планетный". Изображение взято из открытых источников

"В простор планетный" отправил своих героев советский фантаст Абрам Рувимович Палей в одноименном романе, опубликованной в 1968 году. В числе многих дел, люди коммунистического будущего ведут исследования и на Венере: "Приняв таблетку от утомления (на Венере их приходилось принимать часто), Жан в бинокль рассматривал грибы. Но рассматривать, собственно, было нечего: они продолжали стоять неподвижно, утратив, казалось, всякую способность к движению. Почему это? Переваривают пищу, что ли? Как удав кролика? В бинокль все отчетливо видно. А грибы, наверно, не видят Жана. Есть ли у них вообще органы зрения? А может быть, есть, и гораздо более совершенные, чем наши? Но как бы то ни было, они, по-видимому, никак не реагируют на близкое присутствие людей. И вообще не проявляют признаков жизни..."

Борис Лавров. Иллюстрация к роману Абрама Палея "В простор планетный". Изображение взято из открытых источников
Борис Лавров. Иллюстрация к роману Абрама Палея "В простор планетный". Изображение взято из открытых источников

В черном аду пустынной Венеры умудряется выжить разве что милый зверек песчанка, по крайней мере так утверждает автор рассказа "Behind the Sandrat Hoax" (История с песчанкой; 1968) Кристофер Энвил: "Возможно, Вы не поверите, но на этой планете есть места и похуже Рыжей Пыли. В частности, мне хотелось бы обратить Ваше внимание на медицинский пункт 116, расположенный в области, получившей экзотическое наименование «Шшш!» в честь звука, который раздается, если там плюнуть на песок...". Испаноязычный писатель Хуан Луис Эрреро экспансивно призывает "No me acaricies, venusino" (О, не гладь меня, венерианин; 1968), хотя придуманные им разумные осьминоги весьма милы.

Лев Дурасов. Иллюстрация к роману Евгения Войскунского и Исая Лукодьянова "Плеск звездных морей". Изображение взято из открытых источников
Лев Дурасов. Иллюстрация к роману Евгения Войскунского и Исая Лукодьянова "Плеск звездных морей". Изображение взято из открытых источников

В 1970 выходит роман Евгения Львовича Войскунского и Исая Борисовича Лукодьянова "Плеск звездных морей". Повествование начинается с экстренной эвакуации колонистов с Венеры. "Рейс проходил нормально. Но, как только наш ионолет опустился на венерианский космодром, началось нечто странное, непредвиденное. От здания порта к кораблю устремился человеческий поток. Люди в скафандрах шли плотной массой, ехали на грузовой трансленте, заваленной рюкзаками и прочей ручной кладью, над ними плясали, отбрасывая красный отсвет, мощные сполохи полярного сияния. Я смотрел в иллюминатор на эту картину, мне было не по себе..."

Лев Дурасов. Иллюстрация к роману Евгения Войскунского и Исая Лукодьянова "Плеск звездных морей". Изображение взято из открытых источников
Лев Дурасов. Иллюстрация к роману Евгения Войскунского и Исая Лукодьянова "Плеск звездных морей". Изображение взято из открытых источников

Продолжение следует...