Политолог Дмитрий Михайличенко пишет о том, как россияне справляются с конфликтом между властью и обществом:
«Отток населения и уход от конфликта – универсальный рецепт развития российской социальности: бескрайние просторы делали возможным этот уход даже тогда, когда технологии не позволяли обеспечивать массовую миграцию быстро. <…>
Релоканты и эмигранты из современной России – это то же способ ухода граждан от конфликта и желание сохранить себя и свои ценности (не только материальные). Следствием этого является не только внешняя и внутренняя эмиграция, но и привычный аполитизм, который позволяет сохранить необходимую зону комфорта для большинства.
<…> Это устоявшиеся с советских времен паттерны сейчас вновь популярны и становится очевидным, что умение быть неподвластным государственному контролю характеризуется умением жить своей повседневной жизнью и не высовываться. К этому общество ментально готово, тем более, что активных и диссидентствующих уже вымыло волнами эмиграции, релокации или уголовными делами.
Многие из политэмгарации в 2022 г. чувствовали тектонические изменения и они, действительно, произошли. Разрушилась возможность их протестного и несогласного с курсом власти образа политического позиционирования внутри страны. Однако краха режима не произошло, сейчас политэмиграция осмысляет эту перспективу и понимает, что все это может продлиться много лет или десятилетий. <…>
В этом плане политэмигранты плохие советчики для того как можно быть свободным и неподвластным государству. Этому учит скорее стоицизм или эпикурейство, которые предлагают развивать форматы частной жизни и экзистенциальные свободы в частной жизни».