В ближайшую субботу, 30 сентября, всех любителей вкусных блюд из рыбы, осенней природы и пребывания на свежем воздухе ждёт большой праздник – фестиваль «Аксаковская уха».
История праздника связана с любовью главы знаменитого семейства Аксаковых к рыбной ловле. Ольга Николаевна Путята, владелица усадьбы Мураново, вспоминала о том, как С.Т. Аксаков, неподвижный и сосредоточенный, сиживал со своими удочками на берегу мурановского пруда. Тогда в нем водились судаки, привлекавшие сюда окрестных рыболовов. Большой любитель судаков, Аксаков называл их «постной говядиной».
В 1847 году из печати вышла книга Сергея Тимофеевича «Записки об уженье рыбы». Разъясняя во вступлении содержание и характер этой книги, автор отмечал, что она «не трактат об уженье» и «не натуральная история рыб», что это «ни больше ни меньше, как простые записки страстного охотника». Нисколько не претендуя на «художественность», автор строил свою книгу в форме непритязательных зарисовок-очерков «бывалого» рыболова. Начав свое повествование деловыми заметками о рыболовных снастях и способах рыбной ловли, автор затем переходит к характеристике «рыб вообще» и подробному описанию различных пород рыб.
Неожиданно для самого Аксакова появление «Записок» стало заметным явлением в русской литературе, книга была высоко оценена современниками именно как произведение искусства. Чувство радостного удивления, испытанного первыми читателями «Записок…», хорошо передал рецензент выходившего в Петербурге журнала «Финский вестник»: «Мы были совершенно изумлены, когда, раскрыв «записки об уженье» с полною уверенностью встретиться в них с галиматьею, сделавшеюся отличительным достоянием книг о подобного рода предметах, увидели вдруг книгу если не весьма полезную, то весьма умную, написанную чистым русским языком и складом, книгу, которая на безделье может быть прочитана с удовольствием не одними охотниками удить рыбу, но и каждым образованным человеком».
Книгу прочёл великий русский писатель Гоголь, реакция которого лучше всего подтвердила, что «Записки…» имеют не только специальный, но и общечеловеческий интерес. В сентябре 1848 года дочь С.Т. Аксакова Вера Сергеевна сообщала отцу: «Об вашей же книжке он [Гоголь] говорил и прежде, что хотя он и совсем не интересуется предметом, но прочел ее всю от доски до доски с большим удовольствием».
Стиль книги Аксакова деловой, даже немного суховатый. Никакого очеловечивания природы, почти никакой эмоциональной окраски. Свои описания Аксаков порою специально заострял против сентиментального или романтического приукрашивания природы.
Вот, например, описание ерша:
«Имя ерша, очевидно, происходит от его наружности: вся его спина, почти от головы до хвоста, вооружена острыми, крепкими иглами, соединенными между собою тонкою, пестрою перепонкою; щеки, покрывающие его жабры, имеют также по одной острой игле, и когда вытащишь его из воды, то он имеет способность так растопырить свои жабры, так взъерошить свой спинной гребень и загнуть хвост, что название ерша, вероятно, было ему дано в ту же минуту, как только в первый раз его увидел человек… Русский народ любит ерша; его именем, как прилагательным, называет он всякого невзрачного, задорного человека, который сердится, топорщится, ершится. Про ерша сочинил он, вероятно, всем известную, целую сказку с лубочными картинками своенравной фантазии и иногда с забавными созвучиями вместо рифм. По-моему, ерш — лучшая рыбка из всех, не достигающих большого роста…»
Сергей Тимофеевич оставил подробное описание многих видов подмосковных рыб. Это елец и ерш, плотица и красноперка, лещ и карп, линь и карась, окунь и жерех, судак и форель, налим и сом. Когда вышла в свет его книга, писателю было уже за пятьдесят пять лет. Можно представить, что у Сергея Тимофеевича, просиживающего на берегу в ожидании солидного улова, было много времени для того, чтобы подумать, многое вспомнить из прошлых лет своей насыщенной событиями жизни. А жизнь у Сергея Аксакова была действительно насыщенной — он служил чиновником, был цензором, писал как театральный критик. В конце концов, поселившись в 1840-х годах в подмосковном Абрамцеве, он полностью посвятил себя литературе, в том числе и о рыбалке.
Аксаков писал:
«… Деревня, не подмосковная, далёкая деревня, — в ней только можно чувствовать полную, не оскорбленную людьми жизнь природы. Деревня, мир, тишина, спокойствие! Безыскусственность жизни, простота отношений! Туда бежать от праздности, пустоты и недостатка интересов; туда же бежать от неугомонной, внешней деятельности, мелочных, своекорыстных хлопот, бесплодных, бесполезных, хотя и добросовестных мыслей, забот и попечений! На зелёном, цветущем берегу, над тёмной глубью реки или озера, в тени кустов, под шатром исполинского осокоря или кудрявой ольхи, тихо трепещущей своими листьями в светлом зеркале воды, на котором колеблются или неподвижно лежат наплавки ваши, — улягутся мнимые страсти, утихнут мнимые бури, рассыплются самолюбивые мечты, разлетятся несбыточные надежды! Природа вступит в вечные права свои, вы услышите её голос, заглушённый на время суетнёй, хлопотнёй, смехом, криком и всею пошлостью человеческой речи! Вместе с благовонным, свободным, освежительным воздухом вдохнёте вы в себя безмятежность мысли, кротость чувства, снисхождение к другим и даже к самому себе. Неприметно, мало-помалу, рассеется это недовольство собою, эта презрительная недоверчивость к собственным силам, твёрдости воли и чистоте помышлений — эта эпидемия нашего века, эта чёрная немочь души, чуждая здоровой натуре русского человека, но заглядывающая и к нам за грехи наши…»
Трудно не согласиться с автором «Записок об уженье рыбы».
Приглашаем всех на праздник «Аксаковская уха» для того, чтобы отвлечься от суетных дел, снять чрезмерное напряжение и провести этот день на свежем воздухе в живописной подмосковной усадьбе Мураново!
✒ Материал подготовил Александр Сахно.
🎫 Пушкинская карта – бесплатный ежедневный доступ в мир искусства!
📲 программа мероприятий ВЫХОДНЫЕ В МУРАНОВЕ: быть в курсе