На START и телеканал СТС вернулся легендарный телепроект конца 2000-х и начала 2010-х. «Папины дочки. Новые» расскажут о том, как проклятие доктора Сергея Васнецова передалось супругу одной из его дочерей. Даша оставляет Веника одного с четырьмя девочками, таким образом продолжая и перезапуская идею оригинального сериала. По случаю его возрождения мы вспоминаем первые 20 сезонов и объясняем, чем они так полюбились российскому зрителю.
Пик отечественного ситкома нулевых
В 2000-х, когда популярный на Западе еще с 1950 годов формат наконец-то добрался до нашей индустрии, на российском телевидении произошел настоящий бум легких, наивных и красочных ситкомов. В основном адаптировались популярные американские шоу: «Моя прекрасная няня» стала вариантом колоритного сериала «Няня», а «Счастливы вместе» — сатирического «Женаты и с детьми». Первый оригинальный отечественный проект появился лишь ближе к концу десятилетия — и это были именно «Папины дочки».
Сериал начал выходить в 2007 году и продлился целых 20 сезонов — снимали их, к слову, шесть лет. В течение всего этого времени «Папины дочки» демонстрировали рекордные рейтинги. За самим ситкомом последовали компьютерные игры, всевозможный мерчандайз — одежда и сувениры с символикой проекта. Юные актрисы, исполнившие главные роли, стали кумирами молодежи. В каком-то смысле это был пик формата на отечественном телевидении — не в последнюю очередь благодаря свежести задумки.
Оригинальность задумки
Автором идеи стал продюсер Вячеслав Муругов, который работал на СТС и искал свежие и близкие именно российскому менталитету истории о жизни. Так появились «Ранетки», «Кадетство» и, конечно же, сериал о многодетном отце Сергее Васнецове, которого супруга оставила в одиночку воспитывать пять дочерей совершенно разного возраста и с непохожими характерами. В завязке крылась ирония, с ходу пробуждающая зрительский интерес: герой Андрея Леонова работал семейным психотерапевтом, но оказался не способен сохранить собственный брак и совладать с эксцентричными девочками. Идея была столь простой и гениальной, что лицензию на адаптацию у СТС довольно быстро выкупили телеканалы из США и Германии.
«Папины дочки» следовали всем правилам формата классического семейного ситкома, но, в отличие от многочисленных адаптаций западных хитов, были приближены к российской действительности и успешно играли со знакомыми архетипами. Если полностью воссоздающие сюжеты оригинальных сериалов «Моя прекрасная няня» и «Счастливы вместе» показывали зрителям некий параллельный мир, в котором реалии американского быта перекладывались на нашу почву, то детали жизни Васнецовых выглядели донельзя аутентичными, а история неполной семьи без труда вызывала у зрителей эмоциональный отклик.
Колоритные характеры
Столь долгому пребыванию «Папиных дочек» на экранах способствовала не только интересная задумка, но и колоритный набор персонажей. Ведь главным двигателем любого ситкома всегда становятся яркие и подчас карикатурные герои. Характеры молодых сестер намеренно были созданы гротескными и отличающимися друг от друга: легкомысленная модница Маша (Мирослава Карпович), саркастичная готка Даша (Анастасия Сиваева), спортивная пацанка Женя (Дарья Мельникова), интеллигентная отличница Галина Сергеевна (Лиза Арзамасова) и, наконец, гиперактивная и умная не по годам Пуговка (Екатерина Старшова).
Героини олицетворяли многоликий срез молодежной аудитории тех лет, а конфликты между такими непохожими друг на друга сестрами были чуть ли не основным источником юмора и сюжетных коллизий. Девочки ходили в самую обычную российскую школу, влюблялись и расставались, справлялись со знакомыми каждому проблемами детского и подросткового возраста. Все это было родным и отзывающимся. Юные зрители могли без проблем найти себе героиню по вкусу. В то же время аудитории постарше было интересно и весело наблюдать за жизненными проблемами доктора Васнецова в исполнении Леонова, который и голосом, и манерами сильно напоминает легендарного отца-актера.
Папу и его дочек всегда окружала масса не менее колоритных героев. Ярко прорисован образ помогающей Сергею воспитывать дочерей бабушки Антонины Семеновны (Ольга Волкова), часто показывающей свой властный и одновременно безрассудный характер. Добродушный обжора Полежайкин (Михаил Казаков) в течение проекта стал участковым полицейским, а вечный студент Веник (Филипп Бледный) оказался мужем Даши и главным героем сериала-перезапуска. За шесть лет шоу подарило аудитории массу других анекдотических характеров: от чопорного олигарха в исполнении Александра Олешко до стоматолога-ловеласа Антонова, которого сыграл Александр Самойленко. Они так полюбились зрителям, что стали неотъемлемой частью актерского состава.
Взросление героинь и дух сказки
И персонажи, и идея сериала оказались невероятно живучими. Авторы ситкома исключали из сюжета папу, возвращали и вновь убирали маму (Нонна Гришаева), наконец давали героиням посуществовать самостоятельно. А зрители продолжали с интересом наблюдать за пестрым набором характеров.
Возможность во всех подробностях видеть взросление девочек была еще одной важной причиной феноменальных рейтингов «Папиных дочек». Маша активно строила актерскую карьеру. Даша стала мамой и пошла работать в школу. Галина Сергеевна занималась наукой, поступала в академию МВД и даже оказалась правой рукой забавного олигарха. Лишь Женя, одна из самых смешных героинь, к сожалению, временами исчезала из сериала. Дочки настолько полюбились аудитории, что смотреть ситком продолжали, даже когда он лишался ключевых персонажей и менял первоначальную концепцию.
За время существования проекта создатели успели легко и ненавязчиво высмеять множество особенностей жизни в России: от состояния отечественной науки до положения дел в телепроизводстве — эта проблема вышла на первый план с развитием актерской карьеры Маши. Ну а сам сериал, несмотря на вечные склоки между героями и карикатурный юмор, на всем протяжении оставался доброй сказкой о семейной любви вопреки различию характеров.
Сейчас эта история обретает новую привлекательность благодаря светлой ностальгии по простым и наивным временам, которые олицетворяет сериал. Кажется, «Папины дочки» возвращаются как нельзя кстати.