Найти в Дзене
Мир Зари

"Обитаемый остров" А. и Б. Стругацких, или Об особистах и устройстве мира.

Да, впереди ещё много интересного. А пока - Каммерер наконец выезжает на боевую операцию. Причём концепция операции поменялась буквально на ходу, секцию Гаала ждёт особое задание, а командовать будет сам ротмистр Чачу. В очень коротком отрывке мы получаем прилично информации: «А побывал он за последнее время во многих местах и изучил город основательно, по-хозяйски. Он вообще много узнал за эти сорок с лишним дней и разобрался, наконец, в положении»… Что это за сорок дней? Это время пребывания Максима на Саракше или в гвардии? Рискнём предположить, что второе. Сорок дней – приличный срок. По сути это КМБ (курс молодого бойца, если вдруг кто не в курсе). Однако, выпустить бойца после начальной подготовки сразу на боевую операцию… Ладно бы война шла, был дефицит кадров и всё такое, так ведь нет, мирное время. Какая необходимость гнать на операцию новобранца, подставляя тем самым все отделение – секцию? И вот ещё что непонятно. Нет, не про Максима. Про Гвардию, про ротмистра, про особый
Обитаемый остров. Кадр из фильма. Яндекс.
Обитаемый остров. Кадр из фильма. Яндекс.

Да, впереди ещё много интересного. А пока - Каммерер наконец выезжает на боевую операцию. Причём концепция операции поменялась буквально на ходу, секцию Гаала ждёт особое задание, а командовать будет сам ротмистр Чачу.

В очень коротком отрывке мы получаем прилично информации:

«А побывал он за последнее время во многих местах и изучил город основательно, по-хозяйски. Он вообще много узнал за эти сорок с лишним дней и разобрался, наконец, в положении»…

Что это за сорок дней? Это время пребывания Максима на Саракше или в гвардии? Рискнём предположить, что второе. Сорок дней – приличный срок. По сути это КМБ (курс молодого бойца, если вдруг кто не в курсе). Однако, выпустить бойца после начальной подготовки сразу на боевую операцию… Ладно бы война шла, был дефицит кадров и всё такое, так ведь нет, мирное время. Какая необходимость гнать на операцию новобранца, подставляя тем самым все отделение – секцию?

И вот ещё что непонятно. Нет, не про Максима. Про Гвардию, про ротмистра, про особый отдел. Ну не может же такого быть, что там нет особого отдела! Там же постоянно ловят шпионов Хонти и Пандеи.

Человек плохо говорит, не очень хорошо пишет, он не похож на окружающих… Он может оказаться в Гвардии только по одной причине – если с ним затеяли игру. Только так и никак иначе. То есть, будь это книга какого-нибудь Хрена Подгорного, мы бы решили, что автор на всё забил, и сунул главного героя в Гвардию только для того, чтобы показать эту самую операцию и его реакцию на происходящее. Но это же мэтры! А в ходе чтения книг братьев Стругацких мы постоянно натыкаемся на детали, которые не могут быть «просто так»…

И получается странная картина. Предположим, на странности и инаковость Максима не обращают внимания просто потому, что «положительные мутации» – норма для Страны Отцов. Настолько норма, что на это особого внимания не обращают. Но где тогда остальные «положительные мутанты»? Почему Максим не оказался… нет, не подопытным, объектом исследования медиков? Может быть, у вас есть ответы на эти вопросы. Нам так, сходу, ничего в голову не приходит.

Но есть и второй вариант объяснения событий. Совершенно очевидный. Как известно, «если у вас паранойя, это ещё не значит, что вас на самом деле никто не преследует». Если местная внутренняя безопасность – тот самый пресловутый Особый отдел – не могли пропустить Максима на службу, но он в Гвардии, значит, его пропустили намеренно.

«Он ещё корпел над букварём, когда Гай пристал к нему с вопросом, откуда он, Максим, взялся. Рисунки не помогали. Гай воспринимал их с какой-то странной улыбкой и продолжал повторять все тот же вопрос: "Откуда ты?" Тогда Максим в раздражении ткнул пальцем в потолок и сказал: "Из неба". К его удивлению Гай нашёл это вполне естественным и стал с вопросительной интонацией сыпать какими-то словами, которые Максим вначале принял за названия планет местной системы. Но Гай развернул карту мира в меркаторской проекции, и тут выяснилось, что это вовсе не названия планет, а названия стран-антиподов. Максим пожал плечами, произнёс все известные ему выражения отрицания и стал изучать карту, так что разговор на этом временно прекратился».

Вот мы и узнаём кое-что о местных представлениях о мире. А вот интересно, исходя из того, что на Саракше не дураки, что тогда выходит? А выходит, что паззл начинает складываться. Смотрите:

Максима приводят в часть, откуда достаточно быстро отправляют – куда? На ментоскопирование. Буквально в следующей цитате мы узнаем, что для телевидения использована только малая часть фрагментов его ментограмм. Дальше Максима со скандалом, по сути, изымает Фанк и – о чудо! – так вовремя приходится удар излучения. Дальше полиция почему-то закрывает глаза на убийство нескольких граждан, а самого Максима зачисляют в Гвардию!

Слушайте, а кто-то пытался устроиться в милицию? Как там в нашем прошлом говорили? «Без бумажки ты…» Ну, вы поняли...

Потом ротмистр Чачу практически принуждает Гая забрать рапорт, по которому Максима должны взять в оборот особисты. Чачу-то ведь не дурак и не идиот. А потом, перед боевой операцией, ротмистр меняет все планы. Снять целое отделение с назначенных мест – это, знаете ли…

«Операция проводится по схеме тридцать три. Господа действительные рядовые, несомненно, помнят свои обязанности по этой схеме, господам же кандидатам, забывающим застёгивать пуговицы, я считаю полезным напомнить. Секция получает один подъезд. Секция делится на четыре группы: три тройки и наружный резерв…»

Кто-то другой встанет на их место и будет вынужден работать неподготовленный. Конечно, такое вполне возможно, но только не по прихоти командира – проверить конкретного, но простого бойца. Так что если предполагать, что в Стране Отцов есть органы типа КГБ (НКВД, ФСБ) и они работают, то Максима ведут. Причём плотно и практически с самого начала...

Всё-таки давно мы читали книгу в последний раз, так что получается вполне правдоподобно делать вид, что мы её не знаем. А тут у нас настала очередь – та-дам! – картины мира:

«…Схемы и формулы из элементарного курса баллистики привели Максима в недоумение. Он пристал к Гаю, Гай сначала не понял, а потом, снисходительно ухмыляясь, объяснил ему космографию своего мира. И тогда выяснилось, что обитаемый остров не есть шар, не есть геоид и вообще не является планетой.
Обитаемый остров был Миром, единственным миром во Вселенной. Под ногами аборигенов была твёрдая поверхность Сферы Мира. Над головами аборигенов имел место гигантский, но конечного объёма газовый шар неизвестного пока состава и обладающий не вполне ясными пока физическими свойствами. Существовала теория о том, что плотность газа быстро растёт к центру газового пузыря, и там происходят какие-то таинственные процессы, вызывающие регулярное изменение яркости так называемого Мирового Света, обуславливающие смену дня и ночи. Кроме короткопериодических, суточных, изменений состояния Мирового Света, существовали долгопериодические, порождающие сезонные колебания температуры и смену времён года. Сила тяжести была направлена от центра Сферы Мира перпендикулярно к её поверхности. Короче говоря, обитаемый остров существовал на внутренней поверхности огромного пузыря в бесконечной тверди, заполняющей остальную Вселенную...»

А-а-а!!! Так, ладно, баллистику оставим, мы не баллистики, а пуле из пистолета или автомата на кривизну планеты плевать. Это при стрельбе из дальнобойного снайперского оружия начнут возникать вопросы, почему пуля попадает выше на несколько миллиметров, хотя должна попасть точно в цель. Нас тут кое-что другое заинтересовало: «гигантский, но конечного объёма газовый шар неизвестного ПОКА состава и обладающий не вполне ясными пока физическими свойствами».

То есть – работы ведутся, и пробовать узнать что там, наверху – пробуют, просто пока не получается. Интересно, до какой высоты добрались? Бомбовозы у них уже есть (ну да, забежали вперёд), значит, с разрежённостью атмосферы знакомы… Ладно – горы есть. Так вот в разряженной атмосфере содержание примесей, дающих эффект искривления света, должно быть меньше. Вообще вся аэродинамика идёт лесом, потому что равнодействующие сил будут другие. В общем, куда ни кинь, физику Саракша придётся постоянно корректировать, поскольку физика, основанная на иллюзии, будет противоречить физике, основанной на реальности. Ну и наконец, если сезонные колебания можно как-то объяснить колебаниями светимости Мирового Света, то как объяснить движение светила по небосводу? Ведь даже если там перманентный туман, то всё равно источник света будет виден. Мы сейчас исходим из того, что раз люди Саракша похожи на землян, то солнечные лучи и, в частности, ультрафиолет, попадает на поверхность планеты. Ну, знаете, всякий там фотосинтез, витамин D и прочие выдумки ученых.

На Саракше есть развитая наука, они не могут не знать о преломлении света, о дифракции и интерференции. При наличии радио, телевидения, оптики и развитых фундаментальных науках это невозможно.

Мы отбрасываем вариант с населением в виде фанатиков. Конечно, в фантастике это возможно, но на наш взгляд, мир Саракша такому не соответствует. Остаётся только навязанное и постоянно внедряемое убеждение. Мы не знаем, что в Хонти, Пандее или Островной Империи. Но в Стране Отцов у населения явно проблемы с критической оценки информации. Кстати…

«Шла какая-то очень странная передача, нечто вроде кинофильма без начала и конца, без определённого сюжета, с бесконечным количеством действующих лиц — довольно жутких лиц, действующих довольно дико с точки зрения любого гуманоида. Рада смотрела с интересом, вскрикивала, хватала Максима за рукав, два раза всплакнула, а Максим быстро соскучился и задремал было под уныло-угрожающую музыку, как вдруг на экране мелькнуло что-то знакомое…
Он так и не добился толку, и в голову ему пришла мысль о многих десятках разнообразных пришельцев, добросовестно вспоминающих свои миры. Однако он быстро отказался от этой мысли: миры были слишком страшны и однообразны — глухие душные комнатки, бесконечные коридоры, заставленные мебелью, которая вдруг прорастала гигантскими колючками; спиральные лестницы, винтом уходящие в непроглядный мрак узких колодцев; зарешеченные подвалы, набитые тупо копошащимися телами, меж которых выглядывали болезненно-неподвижные лица, как на картинах Иеронима Босха, – это было больше похоже на бредовую фантазию, чем на реальные миры. На фоне этих видений ментограммы Максима ярко сияли реализмом, переходящим из-за Максимова темперамента в романтический натурализм. Такие передачи повторялись почти каждый день, назывались они "Волшебное путешествие", но Максим так до конца и не понял, в чем их соль. В ответ на его вопросы Гай и Рада недоуменно пожимали плечами и говорили: "Передача. Чтобы было интересно. Волшебное путешествие. Сказка. Ты смотри, смотри! Бывает смешно, бывает страшно"»

Даже самые идиотские передачи на нашем ТВ имеют смысл. Хоть какой-то сюжет. Да что там – передачи, даже клипы наших попсовиков имеют какой-то смысл, причём иногда больший, чем текст песен. А тут – просто жвачка для мозгов, без всякого смысла. Тупо набор картинок. И Гай вместе с Радой это смотрят, и не просто смотрят – им это нравится.

Но мы обратили внимание ещё на одну деталь: Максим как-то выборочно глуп. Что тоже наталкивает нас на мысли, что не всё так просто с Землёй. Смотрите – он космонавт. Первопроходец, он состоит в ГСП, имеет права, а значит обучался. Обладает целым рядом навыков по управлению кораблём: помните, он мгновенно перехватил управление после попадания, он учёный… Хорошо, как минимум, он оператор научных приборов, эдакий продвинутый лаборант. Хотя на самом деле он больше чем лаборант, ну да ладно. При этом – Максим читал Даниэля Дефо, знает, кто такой Иероним Босх, причём видел его картины. Кстати что значит болезненно неподвижные лица? А на картине лица могут быть подвижными?..

Впрочем, мы отвлеклись. Давайте подведём итог. А он таков:

При развитых фундаментальных науках, при развитых прикладных науках, при развитых технологиях – «вывернутая» космогония долго не просуществует без постоянной внешней «подпитки». Чем дальше, тем сильнее крепнет убеждение: люди Саракша, как минимум – в Стане Отцов –не обладают способностью критически воспринимать и оценивать если не всю, то значимую часть информации.

Ну и вывод относительно Максима. Он, безусловно, хорошо образован, но вот мышление у него какое-то странное. Избирательное, что ли? Вот точно, как в известной юмореске: «Здесь играем, здесь не играем, здесь жирное пятно – рыбу заворачивали…»

PS: Да, мы прекрасно понимаем, что эти «несуразности» в поведении Максима и его оценке ситуации – во многом результат того, что АБС хотели показать человека нового типа, с другим, отличным от нашего, мышлением. Получилось ли? В молодости нам казалось, что – да. Сейчас – сомневаемся. Очень.