На встречу одноклассников отправился один мужчина. Вадим Сергеевич; так его звали. Когда тебе за сорок и ты уважаемый руководитель, зовут по имени-отчеству.
Он на встречи не ходил никогда. Хотя изредка звали, находили в сети, но он отказывался. Не общался с бывшими одноклассниками. Другая жизнь, другие цели и другое окружение у него давно.
А тут тридцать лет после выпуска. И прислали приглашение.
Он решил пойти.
Была ещё причина, по которой Вадим не хотел встречаться с прошлым. В классе был парень по кличке Страшила. Он отравил всю школьную жизнь Вадима.
Сколько ночей в школе Вадик не спал, представлял, как дает отпор противному типу. Сколько унижений и плевков пришлось вынести; насмешек и тумаков. Никто из класса не вступался.
А учителям было все равно.
Кто был в такой ситуации, тот понимает, как это тяжело. Вадим не жаловался. Родители ничего не знали; работали с утра до ночи на заводе, искали способ прокормить детей. А Вадим каждый день шел в школу в ожидании насмешек, оскорблений, побоев. Страшила подкарауливал его, привязывался, отнимал скудные деньги…
Вадим после школы поступил в техникум, потом - в институт. Спортом занимался. Работал без выходных и отпуска; он оказался талантливым инженером и организатором. Создал свое дело. Завёл семью, дети родились. Хорошо жили, счастливо.
Но воспоминания отравляли жизнь. Вадим старался не вспоминать. Но издевательский смех, тычки, плевки, отвратительная ухмылка Страшилы - так и лезли в сон и в память. Сильный, богатый, успешный Вадим не мог забыть. Но и вспоминать не хотел.
Но вот решился пойти. Он мысленно репетировал разговор с преследователем. Представлял, что он скажет, как посмотрит. Мучился: здороваться или нет? Или сразу всё высказать? Он холодел при воспоминании о мерзкой ухмылке мучителя, - не от страха. От отвращения.
Страшила испортил ему жизнь. Давно закончена школа, тридцать лет прошло. Но эти хорошие тридцать лет подпорчены мыслями о прошлом. Об этом типе, отравлявшем жизнь.
Вадим приехал в школу. Увидел постаревших одноклассников. Многих не узнал. Но потом вспомнил. И первым делом спросил у лысого полного человека, бывшего красавчика: мол, где Страшила? Поговорить надо.
А одышливый бывший красавчик ответил, что Страшилы почти тридцать лет нет в живых. Ты разве не знал? В каких-то разборках он погиб, пошёл по кривой дорожке и всё…
Наших уж половины нет, Вадик. Про Страшилу и думать-то забыли, вот ты напомнил. Точно, был такой!
Вадим посмотрел на абсолютно чужих людей, с которыми бок о бок учился. Посмотрел на отремонтированную, перестроенную школу, совсем другую, новую. И подумал, что тридцать лет мучился из-за того, кого нет.
Из-за призрака мучился, из-за воспоминания, из-за тени прошлого, к которой обращал гнев, боль, с которой разговаривал и которой боялся… А нет никого. Пустое место за партой.
А он репетировал, как подросток. Кучу денег заплатил модному коучу, чтобы правильно построить коммуникацию и поставить на место того, кого нет. Того, кто жил в его памяти - призрака, которого он сам кормил и лелеял…
Вадим оделся и ушел. Его ухода никто не заметил; все говорили о себе.
И было так жаль времени и сил. И денег, если честно. Потраченных на пустое место; на ничто, на давно исчезнувшего персонажа…
Прошлое иногда мертво. И это мы оживляем его своими эмоциями и страданиями, вспоминая плохое. Сейчас ученые пришли к давно понятному здравому выводу: плохие воспоминания и мысли надо подавлять. А не упиваться ими. Чтобы не прожить жизнь в окружении фантомов и признаков, питая их своей энергией.
Страшилы нет. И из памяти его надо вычеркнуть.
Так думал Вадим, ехал домой, к жене и детям. В свой светлый просторный дом, в котором живут любимые близкие люди.
И заселять дом призраками прошлого не надо.
Анна Кирьянова