151 подписчик

Что такое коммуникационная стратегия и как её разработать

Высокие продажи и узнаваемость бренда невозможны без правильной коммуникации. Причём общение с клиентами и потенциальной аудиторией должно быть регулярным и последовательным.

Высокие продажи и узнаваемость бренда невозможны без правильной коммуникации. Причём общение с клиентами и потенциальной аудиторией должно быть регулярным и последовательным. Только так у пользователей сложится единый образ бренда, повысится доверие.

Компании общаются через онлайн и офлайн-каналы, за которые отвечают разные люди. Поэтому важно создать общие правила — коммуникационную стратегию, чтобы сохранять единство стиля и идей, которые транслирует бренд. Этот план упрощает работу сотрудников и ведёт маркетинг к нужным результатам.

В статье расскажем, что такое и зачем нужна коммуникационная стратегия, какой может быть и как её создать.

Что такое коммуникационная стратегия

Коммуникационная стратегия — это планирование общения компании с аудиторией, которое делается для достижения целей бизнеса. Через разные каналы коммуникации бренд доносит определённую информацию, ценности и смыслы, чтобы привести клиентов к покупке, более лояльному отношению и так далее.

Бренду важно выстраивать эффективную коммуникацию с аудиторией Источник: Gettyimages
Бренду важно выстраивать эффективную коммуникацию с аудиторией Источник: Gettyimages

Коммуникационная маркетинговая стратегия решает конкретные задачи и соотносится с общими целями бизнеса.

Основные цели коммуникационной стратегии:

  • Эффективное взаимодействие с аудиторией.
  • Повышение лояльности и узнаваемости бренда.
  • Максимально понятное донесение информации о продуктах и услугах.
  • Увеличение продаж компании.
  • Поддержка имиджа бренда и предотвращение репутационных скандалов.
  • Отстройка от конкурентов.

Любая коммуникационная стратегия включает работу с аналитикой (изучение рынка и ЦА), создание имиджа бренда и общение с клиентами в запланированных каналах: соцсетях, ТВ, наружной рекламе и других.

Виды коммуникационных стратегий

Стратегия коммуникации бывает:

  • внутренней, которая затрагивает общение в самой компании через мессенджеры, емайл, платформы для связи сотрудников и другие;
  • внешней — это обмен информацией внутри и вне организации.

По типам восприятия коммуникационная стратегия бренда делится на три типа:

Вербальная — это устное и письменное общение, где есть слово. Основные элементы коммуникации здесь: email рассылка, сообщения в мессенджеры, видеозвонки, личное взаимодействие с клиентом.

Пример вербальной коммуникационной стратегии в виде email-рассылки от магазина «Спортмастер»
Пример вербальной коммуникационной стратегии в виде email-рассылки от магазина «Спортмастер»

Невербальная — общение, где не ислользуются слова, а смыслы доносят через язык тела, тональность. Это особенно важно в видеорекламе.

Визуальная — графические элементы, лого, видео, фото; может включать коммуникационные инструменты вербального и невербального типов.

Создание коммуникационной стратегии происходит также по специальным формулам.

Высокие продажи и узнаваемость бренда невозможны без правильной коммуникации. Причём общение с клиентами и потенциальной аудиторией должно быть регулярным и последовательным.-4

Как создать коммуникационную стратегию

1. Анализ

Разработка коммуникационной стратегии должна начинаться с изучения аудитории и конкурентной среды, проверки эффективности общения с клиентами в текущих условиях. Тогда вы изучите тренды и поймёте, как выделиться.

Определите:

  • состояние и объём рынка;
  • ваше текущие положение на рынке;
  • наличие прямых и косвенных конкурентов и их стратегии.

На этом этапе важно описать портреты потенциальных клиентов: кто эти люди, их демография, интересы, ценности, что мотивирует к покупке ваших продуктов и услуг. Для упрощения работы создаётся образ (персонаж) — конкретный клиент, к которому в коммуникации обращается бренд.

2. Цели

Установите, к каким результатам должна привести ваша маркетинговая коммуникационная стратегия. Это может быть повышение продаж, виральности (количества людей, которые увидели ваши онлайн-ресурсы или рекламу), упоминаний в соцсетях или СМИ.

Правильная постановка цели очень важна при создании коммуникационной стратегии Источник: Gettyimages
Правильная постановка цели очень важна при создании коммуникационной стратегии Источник: Gettyimages

Правильная цель измеримая и содержит цифры. Например, «увеличить конверсию минимум на 25%». Здесь определяются ресурсы, которые нужны для достижения заявленных показателей. Могут быть и дополнительные задачи: увеличение упоминаний бренда на определенный процент, больше подписчиков в соцсетях.

3. Позиционирование

На этом этапе формулируются основные сообщения, которые компания хочет донести до аудитории. Послание должно ориентироваться на ценности клиентов и подчёркивать преимущества продукта или услуги. То есть определяется позиционирование вашего бренда — его место среди других компаний, продуктов, уникальное торговое предложение.

УТП от компании «Самокат»
УТП от компании «Самокат»

Формируется понятный для пользователя образ компании, который будет поддерживаться на всех ресурсах.

4. Сроки и бюджет

Считаем, сколько потребуется денег и времени для реализации стратегии.

Типы бюджета бывают:

  • Фиксированная сумма каждый месяц, которая не меняется.
  • Часть от получаемого дохода (процент).
  • Остаточный, который выделяется после вычета расходов на издержки.
  • Гибкий — формируется по необходимости и сложности поставленных целей.

5. Медиаплан

Включает конкретные действия и инструменты для продвижения в соцсетях, СМИ и остальных ресурсах. Обычно здесь прописывают, какой контент публикуется, на какой площадке и в какой промежуток времени. Уточняются рекламные кампании и время их проведения, выбираются каналы и инструменты (отправка писем, личные продажи, баннерная наружная реклама и так далее). В медиаплане прописывают инфлюенсеров, если реклама у них включена в проведение маркетинговой кампании.

6. Запуск и оценка

Следите, как происходит развитие коммуникационной стратегии «в полях» и корректируйте её при необходимости. Анализировать стоит в процессе, чтобы вовремя исправлять ошибки и убирать неэффективные каналы, а также подвести итоги работы стратегии и их соответствие целям.

Что важно при разработке коммуникационной стратегии

  • Системность и следование заявленному плану. Ошибочно создать медиаплан, а публиковать совершенно другие спонтанные посты. Гибкость возможна, особенно, когда появляются инфоповоды, но общая линия должна соблюдаться.
Пример инфоповода от Ozon
Пример инфоповода от Ozon
  • Ориентация на данные, а не только на опыт и идеи. В процессе создания стратегии будут появляться креативные идеи, но их обязательно нужно пропускать через фильтр — соотносить с состоянием рынка, интересами аудитории, которые выясняются на первом этапе разработки стратегии, планами бизнеса.
  • Своевременное исправление ошибок. Любой план (даже основанный на данных) может быть ошибочным и не приносить результаты в процессе.

Резюме

Коммуникационная стратегия — план бренда по общению с аудиторией в разных каналах, которое нужно для достижения определённых целей. Создаётся, чтобы увеличить продажи, повысить лояльность и узнаваемость, поддерживать единый образ бренда.

Стратегия коммуникации бывает внутренней (в компании) и внешней (для всех), также вербальной, невербальной и визуальной. Использует маркетинговые модели AIDA, AIMBA, ACCA, DIBABA, DAGMAR, 4P, 4A.

Для создания плана общения с аудиторией важно провести аналитику, поставить цели, определить бюджет, выбрать каналы коммуникации и составить медиаплан. В процессе корректировать действия, а в конце оценить результаты.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал. Там вы найдёте актуальные новости в области digital-маркетинга, полезные статьи и интересные исследования. Будьте в теме вместе с нами :)