Вячеслав Баринов – путешественник из Москвы, решивший преодолеть расстояние в 1300 км и посетить Архангельскую область на своем тур-эндуро мотоцикле, предназначенном для поездок по дорогам с любым покрытием или даже без него. Из нашего интервью вы узнаете, какие преимущества есть у такого вида транспорта, сколько по времени занимает дорога, какие трудности могут возникнуть в пути и многое другое.
Расскажите немного о себе. Как давно вы увлекаетесь мотоциклами и путешествиями на них?
Детство мое прошло в небольшом поселке городского типа во Владимирской области, поэтому из развлечений были прогулки по лесам и, само собой, их логичное продолжение – туризм.
Профессионалом в этом деле я себя назвать не могу, однако бывать на природе люблю, и ночевать в палатке мне нравится. Для меня выбраться из города на пару дней и прогуляться по окрестностям – отличное сочетание с одной стороны вполне безопасного, а с другой – довольно уединенного и спокойного досуга.
Про мое увлечение двухколесным транспортом могу сказать, что меня это интересует с самого детства. Сначала были велосипеды, собранные из того, что оказалось под рукой, потом мопед, который постоянно приходилось обслуживать и ремонтировать. Можно сказать, что мне это нравилось всегда. Я в целом люблю технику и конструкторы в духе «собери сам».
Как основной транспорт в сезон мотоцикл использую последние шесть лет и очень доволен этому. Грузы мне возить нужно редко, пассажиров нет, а добраться из точки А в точку Б на мотоцикле куда быстрее, пусть и не всегда так комфортно, как на автомобиле.
Почему отдаете предпочтение мотоциклам, а не автомобилям?
Про себя я бы сказал, что увлекаюсь скорее мотопутешествиями, чем именно мотоциклами. А поскольку мы живем в стране с огромной территорией, но, прямо скажем, неоднородным качеством инфраструктуры, то мне больше всего нравятся тур-эндуро мотоциклы. У них, конечно, не такая комфортная посадка, как на большом круизере, не такая четкая и управляемая подвеска, как на спорт-туристе, не такая высокая скорость, как у настоящего спорт-байка, не такой запас хода и багажа, как скажем, у дизельной микролитражки. Зато в среднем можно и по дороге с кофрами катиться быстрее автомобиля, и по гравийке/грунтовке почти любого качества ехать, и поле по диагонали пересечь, и брод форсировать, и по какой-нибудь лесной просеке срезать километров десять пути, и при всем этом, с собой можно тащить не слишком большой, но и не излишне минималистичный набор вещей в кофрах.
В итоге по сравнению с автомобилем мы имеем: средняя скорость – выше (иногда сильно выше), автономность (с канистрами) – выше, проходимость – выше, обзорность во время путешествия даже сравнивать глупо.
Наверное, из-за последних двух пунктов мне такое путешествие и нравится куда больше, чем на автомобиле. В нем ты закрыт со всех сторон крышей и стенами, не можешь просто свернуть туда, где видишь что-то интересное, поэтому получается, что путешествие и наблюдение за достопримечательностями идет, только когда уже доехал до места и вышел на прогулку. На мотоцикле же ты можешь просто крутить головой и видеть все, что тебя окружает. Особенно интересен этот контраст в городе, потому что из автомобиля кажется, что ты едешь по коридору из домов в окружении таких же металлических кубиков, а на мотоцикле ты замечаешь архитектуру и видишь небо над головой. За городом же перед тобой открываются не три разделенных стойками сектора «встречка – дорога – стенка леса», а полная картина вокруг. Гораздо в большей степени получается ощущение именно путешествия, а не просто перемещения.
Куда отправились в первый раз?
В основном по окрестностям. Когда я только купил мотоцикл, начал выезжать в самые разные стороны на расстояние примерно в 30-40 километров. Если говорить о «мотодальняках», то это было путешествие вокруг Рыбинского водохранилища с окрестными городами Калязин, Рыбинск, Череповец. Тогда у меня еще был дорожный мотоцикл, который накладывал некоторые ограничения: на внедорожье некомфортно, посадка более напряженная, устаешь быстрее.
Отрываться я начал, когда купил мой нынешний мотоцикл. Ездил в Териберку и Вологду, а также в Казань большим кругом через Саранск и Ульяновск. Сейчас я регулярно путешествую по Московской и соседним областям просто из любопытства, ну и когда город начинает излишне давить.
Как узнали об Архангельской области?
Какой-то даже немного обидный вопрос. Узнал из школьной программы: Иван Грозный, Михаил Ломоносов, торговля с Англией...
Если из любопытных упоминаний, то я разговаривал с двумя капитанами в подмосковных яхт-клубах, оба целенаправленно купили свои судна в Архангельске. Сказали, что поморы знают толк в деревянном кораблестроении лучше, чем кто бы то ни был. Это тоже подогревало мой интерес.
А еще на Moscow Dive Show тоже были представители из Архангельска, которые приглашали на корабельные туры по Белому морю, рассказывали интересные истории и показывали красивые фото.
Архангельская область как туристическое направление для меня очень привлекательна. Я люблю северную природу, и, как только у меня появилась возможность, я начал регулярно выбираться летом куда-то на север. Правда, обычно не дальше северной части Карелии, так как туда проще доехать. Но в целом посмотреть, что там в Архангельске интересного, всегда хотелось, поэтому, как появилась возможность и повод, сел и поехал.
Что привлекло вас в наш регион?
Комфортная погода летом, красивая природа, возможность окунуться в море без жары. Ну и история, само собой. Про музей деревянного зодчества мне попадалось не одно упоминание.
У вас был какой-то определенный маршрут, или вы просто решили доехать из точки А в точку Б?
Старый знакомый пригласил навестить его в Архангельске, поэтому фактически точкой А у меня была Москва, а точкой Б, соответственно, сам Архангельск. Остальной маршрут построил по пути, поэтому посмотрел Вельск и Вологду. В целом, если брать трассу М-8 как основное направление, там даже свернуть особо некуда. Как при том же Иване Грозном проложили торговый маршрут, так он и остался, так что «определенным маршрутом» тут можно назвать саму М-8.
Багажник мотоцикла вмещает не так много. Сколько вещей вы брали с собой?
Багажник, конечно, вмещает немного, поэтому обычно мотоцикл оборудуют кофрами. Отношение к ним среди мотоциклистов разнится, некоторые не любят увеличивать габариты, я же ничего плохого в этом не вижу. У меня центральный кофр на 50 литров, и два боковых на 45 и 39 литров. Это не такой уж и маленький объем, поэтому с собой я взял все, что мог бы и на автомобиле: пару комплектов одежды, гигиенический комплект, включая триммер для бороды, пару пакетов готовой еды и горелку, чисто на всякий случай. Ну и набрал всякой мелочевки по технике, вроде GoPro.
С учетом того, что здесь по всему маршруту у меня были ночевки в гостиницах, то я даже не брал туристического снаряжения. При поездке в Териберку, скажем, пришлось чуть уплотниться, так как один из кофров был занят туристическим снаряжением, включая палатку-коврик-спальник, и прочее, по мелочи.
Ну плюс две канистры – пять литров бензина и пять литров воды. Бензин не пригодился, заправок достаточно, поэтому бака моего мотоцикла хватило.
Сколько времени заняла дорога из Москвы?
Два дня туда, два дня обратно. Туда – ночевка в Вельске, обратно – в Вологде. Лучше брать больший кусок пути пораньше, чтобы при приближении к цели оставалось больше сил и времени на непредвиденные обстоятельства.
В принципе, получилось довольно комфортно. И в Вельск, и в Вологду я въезжал не слишком поздно, после заселения в гостиницу оставалось достаточно времени, чтобы прогуляться по окрестностям и посмотреть местные достопримечательности.
Какие были трудности в пути?
Основная трудность заключается в том, что М-8 однополосная. По Вологодской области в сторону Архангельска фуры торговых сетей идут слишком плотным потоком. На мотоцикле место для обгона оставалось и за счет габаритов, и за счет хорошей динамики на разгон. Автомобили же грустно плелись за фурами со скоростью 70-80 км/ч.
В остальном – качество дороги неплохое, заправок предостаточно, даже сетевых, даже с магазинами и кафе. Остановиться и передохнуть всегда есть где.
Что успели посмотреть в Архангельской области?
Походил по музеям Архангельска, посетил Северодвинск, съездил в музей «Малые Корелы» и заскочил в пивоварню «БобровЪ», ну и покатался по окрестным лесам. Красиво!
Сколько времени были здесь?
Три дня: один на город, два на поездки по окрестностям.
Что больше всего впечатлило?
Из рукотворного впечатлил размер домов в музее-заповеднике «Малые Корелы». На фоне того, что можно найти у нас в центральном регионе – прямо ух!
Еще впечатлила зелень и разнообразие природы. В тех же «Малых Корелах» овраг выглядел не хуже какой-нибудь Амазонии. Комары тоже впечатляют, но из всех встреченных мною я поставлю их на третье место. Первые – карельские, вторые – мурманские, третьи – архангельские. Они как-то добрее, мягче что ли…
Самое большое впечатление – это, конечно, закаты над Северной Двиной. Вам бы поспорить с Нижним Новгородом за звание столицы закатов. По моему мнению, у вас они, действительно, красивее.
Хотели бы вы вернуться еще раз, чтобы увидеть что-то еще?
Теперь хочу вернуться, чтобы посмотреть карстовые пещеры, поскольку в этот раз добраться не удалось. Думаю, что лучше зимой и с прогнозом на полярные сияния.
Можете ли дать какую-то рекомендацию или напутствие путешественникам, которые тоже планируют посетить наш регион?
Не верьте прогнозу погоды! Море есть море, так что все равно никто не угадает, носите с собой зонт или дождевик.
Центр развития туризма и культуры Архангельской области
Фото: Вячеслав Баринов