Новая версия культовой настолки, которая резко сменила формат, но смогла сохранить свою суть
«Властелин колец» в мире настольного хобби представлен сразу несколькими играми, но главная среди них, о которой знает любой уважающий себя фанат, – «Война Кольца» (War of the Ring). Это масштабный ассиметричный варгейм на двух игроков: с огромной картой, более чем 200 миниатюрками и уникальными картами действий. Авторы воссоздали основной сюжет трилогии: игрок за свободные народы пытается довести Фродо до Мордора и уничтожить кольцо, а войска Тьмы атакуют города и крепости, пытаясь как можно быстрее поработить армию Света. События при этом не следуют фильмам и книгам дословно, поэтому каждая партия полна сюжетных поворотов, героических поступков и внезапных смертей.
«Войну Кольца» либо обожают, либо ненавидят: равнодушным она не оставляет никого. На одной чаше весов – максимальное погружение в сеттинг, грандиозный масштаб, сотни фигурок и увлекательный геймплей с огромным простором для тактических и стратегических возможностей. Игры такого же размаха и проработки можно пересчитать по пальцам одной руки, поэтому если «Войну Кольца» любят, то любят до глубины души.
На другой чаше весов – сложные правила, десятки нюансов (даже не пытайтесь следить за ними в первых партиях) и длина игры. За столом придется просидеть 3-5 часов, и даже большие поклонники «Властелина колец» признаются, что сдувают пыль с коробки хорошо если несколько раз в год. Между партиями правила забываются, нюансы – тем более. Поэтому каждый раз предложение сыграть в «Войну Кольца» сопровождается душевными терзаниями – надо ли оно мне.
При всех минусах и проблемах «Война Кольца» уже годами удерживает место в десятке лучших настольных игр в истории. Поэтому Ares Games не могла так просто расстаться с надеждой адаптировать это грандиозное противостояние во что-то менее масштабное и дорогое, но такое же занятное. Так появилась карточная версия.
На первый взгляд сама идея как-то без потерь сократить и уменьшить «Войну кольца» кажется абсурдной. Ну нельзя превратить 200 миниатюр, 20 кубиков и пару килограмм картона в маленькую коробку со 120 картами и десятком жетонов. Однако у разработчиков все же получилось перенести дух своего эпичного варгейма и сохранить если не ключевые геймплейные механики, то хотя бы основные принципы противостояния. А заодно превратить нишевую и дорогую настолку во что-то более понятное массовому игроку. Но обо всем по порядку.
В карточной версии «Войны кольца» игроки делятся на две команды. Основными режимами считаются 1v1 и 2v2, что уже необычно: командное PvP – довольно редкая возможность в этом хобби. Одна сторона берет себе карты свободных народов, другая – карты Тьмы, а рядом располагаются небольшие стопки полей с двумя типами локаций. На одних проходят сражения, а по другим как бы путешествует Фродо с кольцом. Каждый раунд открываются новые локации, а команды должны играть карты из руки и пытаться победить на обоих маршрутах: либо уничтожать вражеские армии, либо защищать хоббита от влияния кольца (или склонять к мраку, если играть за Тьму). Успех на любом из путей приносит победные очки.
Все карты делятся на несколько фракций и четыре типа – персонажи, предметы, войска и события. Герои могут участвовать и в боях, и помогать решать судьбу кольца, а предметы усиливают этих персонажей. С армиями все просто – они появляются только в сражениях. События вообще применяются один раз за игру и удаляются из колоды до конца партии. Количество действий с картами тоже довольно ограничено: можно перевести героя или армию в резерв, вывести их сразу в сражение, спасовать, удалить две карты в обмен на одну новую или просто скинуть карту – иногда так придется делать.
Сброс и удаление – главные механики этой игры. Практически любое действие в качестве оплаты требует либо просто сбросить карту (она к вам вернется, когда колода закончится, и надо будет перемешать сброс), либо вообще удалить ее до конца партии. Все сражения приводят к гибели персонажей – как минимум для одной из сторон. Поэтому игрокам часто приходится принимать тяжелые решения: пожертвовать ценным героем ради победных очков, вовремя осознать ошибку и смириться с потерями, бросить в бой сильного бойца и долго ждать, когда он «прокрутиться» в сбросе. Вариантов десятки, и за первые партии оценить эффективность стратегии сложно.
Поэтому стартовые игры в карточную «Войну кольца» вызывают раздражение: кажется, что тут очень мало стратегии и слишком много хаоса. Способов контролировать колоды мало, а сбрасывать и удалять карты неприятно – все они кажутся нужными. Иногда в руке оказываются будто бы совсем бесполезные комбинации, с которыми сложно что-то придумать. В общем, эта настолка совсем не подходит для того, чтобы познакомить кого-то с хобби или скоротать вечер.
«Война кольца» из тех игр, которые раскрываются медленно. Примерно каждые 2-3 партии замечаешь новые ходы и неожиданные опции. Например, надо быстро приучаться выводить бесполезные на данный момент карты в резерв. Так можно пропустить раунд, не получив очков, зато мощно отыграться в следующем. Не сразу становится понятна и механика «страхования» героев: многих можно и отправить в бой, и при этом защитить от смерти – если правильно разыграть серию карт.
Даже в таком упрощенном, карточном формате «Война кольца» с легкостью создает запоминающиеся истории. Дело в том, что многие карты так или иначе привязаны к разным этапам матча. «Всевидящее око» может войти в игру только в самом последнем раунде. Да и Голлум напасть на Фродо в начале партии не сможет, а проявит свою натуру только ближе к финалу. Благодаря этому игра все равно придерживается какого-то сюжетного канона, пускай иногда и в достаточно свободной форме.
Обвешанный полезными предметами Гендальф тут может ворваться на поле боя и сам победить целую толпу назгулов. Король-чародей появится в битве и сокрушит армию эльфов. Пещерный тролль, от которого не ждешь проворства, внезапно появится на пути хоббитов и испугает Фродо, толкнув его на путь тьмы. Все эти события не выбиваются из рамок «Властелина колец», выглядят органично и легко трансформируют знакомую историю во что-то новое.
Привязка к известной вселенной – одновременно и большой плюс, и минус игры. Мне довелось сыграть в «Войну кольца» с разными людьми, и фанатам банально проще понять даже геймплейные механики. Почему этот персонаж не может появиться в начале партии, из-за чего одна армия в два раза сильнее другой, что вообще делает этот странный плащ – все воспринимается гораздо лучше, когда знаешь лор «Властелина колец». И наоборот, у далеких от Средиземья фанатов будет не один десяток вопросов из-за различных нюансов, обусловленных нарративом.
По этой причине «Войну кольца» сложно посоветовать далеким от этой вселенной игрокам, зато проще рекомендовать фанатам. Нарратив тут так плотно переплетен с геймплеем, что рассматривать их независимо друг от друга тяжело. Если книги или фильмы давно стерлись из вашей памяти, то покупать эту карточную настолку стоит с осторожностью – уж очень она полагается на свое наследие.
При этом геймплейные механики в «Войне кольца» сделаны как минимум необычно. В мире карточных игр гейм-дизайнерам вообще приходится идти на разные ухищрения, чтобы перенести фанатов в вымышленный мир. И авторам карточного «Властелина колец» это более чем удается: несмотря на отсутствие глобальной карты и сотен миниатюр. Это еще и заслуга понятных, хорошо структурированных правил: они не вынуждают игрока все время думать о механиках, поэтому можно сосредоточиться на стратегии и погружении в мир Средиземья.
Среди других плюсов стоит отметить качественный органайзер, упрощающий подготовку к партии и вмещающий все карты даже в самых плотных протекторах. Удобные коробки для хранения игр все чаще встречаются в этом хобби, и продолжение этой тенденции хочется видеть и дальше.
В карточной версии еще и лучше воспринимается оформление игры. В оригинальной «Войне кольца» к немногочисленным иллюстрациям было много вопросов: знаменитые герои выглядят совсем не так, как в фильмах, и больше похожи на свои описания в книгах. Зато в новой версии картинок много, они есть на каждой карте, и теперь персонажи не выделяются – все арты выполнены в едином стиле.
Теперь ответим на самый сложный вопрос – может ли карточная версия заменить оригинальную «Войну Кольца»? Едва ли: полномасштабная версия и выглядит, и играется совершенно иначе. Если вы уже знакомы с большим вариантом, то карточный вариант не заменит вам всю грандиозность и эпичность, которые дарит огромная коробка.
Однако если вы большой фанат «Властелина колец», который с таким же большим подозрением относится к огромным, отнимающим все выходные настолкам, то на новую коробку стоит обратить внимание. За небольшую цену вы получаете необычную карточную игру с короткими партиями, несколькими режимами и высокой реиграбельностью. И все это – в любимом мире Средиземья.