Найти в Дзене

Дети Замолксиса. Невидимый народ. Часть 2.1

(История гето-дакийских племен в VII в. до н.э. - III в. н.э.)

В предыдущей главе я дал довольно упрощенную картину гетского этногенеза и почти не затрагивал проблему культурогенеза, без которой понять проблему рождения гетской племенной общности просто невозможно. В этой части мы отчасти исправим эту проблему, но в еще большей степени нам предстоит понять, что связывает гетов с обширным регионом между Карпатами, Дунаем и Днестром. Дело в том, что для румынов и молдаван, как обывателей, так и историков и археологов (большинства из них) само собой разумеющейся истинной является их прямое происхождение от древнего гето-дакийского населения, а его, в свою очередь, они возводят едва ли не к населению эпохи неолита. В книгах, ярким примером которых служат изданные на русском языке труды советских археологов В.Л. Лапушняна (Ранние фракийцы в X – начала IV вв. до н.э. в лесостепной Молдавии. Кишинев, 1979), И.Т. Никулицэ (Северные фракийцы в VI-I вв. до н.э. Кишинев, 1987) и их румынского коллеги Д. Берчу (Даки. Древний народ Карпат и Дуная. Москва, 2008). Как это часто бывает, более молодое поколение историков и археологов (в первую очередь М.Е. Ткачук и А.Н. Левинский), менее связанное со старыми школами и традициями, более пристально изучающее накопленный материал, поколебало классическую точку зрения на происхождение гетов и их роль в ранней истории Карпато-Дунайско-Днестровского региона. Из этих исследований следует, что достоверная гетская культура распространяется на интересующем нас пространстве достаточно поздно – в V-IV вв., причем это был длительный процесс. Как видно из упомянутого названия монографии Лапушняна, в советское время археологическую историю фракийцев раннего железного века начинали уже с Х века до н.э. Точнее с ними связывали культуры т.н. «фракийского гальштата», которые, как мне кажется, точнее будет именовать культурами «восточного гальштата». Формирование этих культур в Карпато-Дунайском и Карпато-Днестровском регионах связано с несколькими волнами населения из Среднего и, в меньшем количестве, Нижнего Подунавья. На раннем этапе эти миграции привели к формированию культур Козия-Сахарна и культуры Басарабь.На позднем этапе их взаимодействие на фоне упадка первой и миграции носителей второй на восток, сформировалась культура Басарадь-Шолданешть в Молдове. Все эти группы населения в советской археологии было принято относить к фракийцам, что вызывает вопросы – откуда фракийцы, если миграции из Среднего Подунавья? М.Т. Кашуба предполагает более вероятное решение, связывая мигрантов с иллирийскими племенами (иллирийское культурное влияние вплоть до VII в. до н.э. довольно сильно ощущалось даже в скифской культуре). Культуру Басарабь-Шолданешть традиционно датировали VIII – первой половиной VI вв. до н.э. Однако, в последнее время появилась тенденция к укорачиванию ее истории. М.Е. Ткачук обосновано предположил, что она прекратила свое существование уже в VII в. до н.э., одновременно или незадолго до появления в регионе скифов. Можно предполагать, что часть шолданештского населения сосуществовала со скифами в качестве анклава в Бессарабии. Скифы или точнее «скифы» сыграли большую роль в судьбах племен Восточной и Средней Европы. В VII веке до н.э. наблюдается тенденция к переселению «скифских» племен в лесостепные регионы, что было, очевидно, вызвано какими-то климатическими причинами, высыханием степей Северного Причерноморья. Скифы появляются в лесостепи Среднего Поднепровья. Другая группировка их оседает в верхнем и среднем течении Днестра (западноподольская группа). Одновременно появляется «скифская» культура Чиумбруд в Трансильвании. С этими же процессами связано и появление скифов в лесостепной Молдове, где они концентрируются в Попрутье. Уже ок. 600 г. до н.э. фиксируется появление скифов в степной зоне Нижнего Подунавья, у с. Огородное. Схожие процессы наблюдаются также в Сев. Добрудже, где в середине - второй половине VII в. фиксируется культурная катастрофа: в огне гибнет эпонимное поселение Бабадаг III. Археолог Г. Симеон отмечает появление в Добрудже «номадов» из Северного Причерноморья, которые начинают осваивать эту область уже в к. VII – первой половине VI в. до н.э. С ними связаны городище Териверде с культурой скифоидного облика (конец городища датируется 1й четвертью VI в. до н.э.) и могильник Чилик-Дере (приблизительно последняя четверть – конец VII в. до н.э.). М.Е. Ткачук связывал со «скифской» экспансией на Запад (которая маркируется скифскими стрелами на городищах Средней Европы в слоях разрушений и признаками завоевания) прекращение развития древностей типа Шолденешть в Бессарабии и Бабадаг III в Добрудже. При этом, «скифские» памятники, особенно в лесостепной Бессарабии, указывают скорее не об освоении этого региона кочевниками, а об установлении ими контроля здесь.

В Южном Прикарпатье, Мунтении и Южной Трансильвании культура Басарабь развилась в VII в. до н.э. в группу древностей Бырсешть-Фериджили-Тигвень. Эта культура просуществовала дольше восточной, шолденештской группы. Ее конец датируется сегодня концом VI в. до н.э., первой половиной V в. до н.э. или около 400 г. до н.э. Вероятно, ближе к истине вторая датировка. В VII-VI вв. до н.э. эта культура имела тесные связи с т.н. «Западной Скифией» Трансильвании и Восточной Венгрии, а также с родственными культурами «иллирийцев» Юго-Западной Олтении (культуры Балта-Верде и Гогошу).