Найти тему
Странные мысли

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД И СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Актуальность данного исследования обуславливается тем, что VR платформа начинает набирать стремительные обороты в развитие. Устоявшиеся образовательные методики и средства уже не отвечают современным требованиям информационной среды, следовательно, нужно внедрять новые технологии, которые облегчат процесс обучения, а также улучшать его качество.

В представленном научном труде виртуальная реальность рассматривается, как новая и развитая ступень инновационных методов и средств обучения. Также анализируются и прогнозируются темпы всеобщего перехода на виртуальные методики и средства обучения на всех уровнях образования.

Ключевые слова: VR, методы и средства, процесс обучения, виртуальная индустрия, инновация, информационные технологии, образовательные стандарты.

XXI век – это век информационных технологий, которые все активнее внедряются во все институты и сферы деятельности общества. Такой процесс коснулся и образовательных стандартов, а именно, их методик и средств обучения. Однако, такой процесс преобразования устоявшейся системы образовательного института, требует более длительного периода, так как VR технологии достаточно дорогие, а также они еще до сих пор находятся в процессе создания и усовершенствования.

Виртуальные технологии (виртуальная реальность) – это создание трехмерного информационного пространства с помощью IT-технологий, которые отображают физическую механику и передает эмпирический материал. Такие новшества позволят не только разбавить привычные лекционные или семинарские занятия, но и также их полностью заменить. Также такой процесс показывает наглядно и более детально материал обучения (например, 3-D чертежи авиа конструкций). VR платформа обеспечивает дистанционный формат обучения. Ученикам или преподавателям не обязательно находится в одном помещение, чтобы проводить занятия – достаточно будет подключиться к виртуальному классу. Такой подход исключает проблем с видеоконференциями.

Однако, вышеперечисленные тезисы и примеры, показывают нам идеальную картину внедрения VR программ в образовательный процесс. Безусловно будут существовать определенные проблемы с подключениями, с материальном обеспечением, с навыками использования таких технологий и прочее – это лишь вопрос времени и качественного подхода к обеспечению таких технологий.

Виртуальная реальность, как метод образовательной среды.

Встает дискуссионный вопрос: можно ли вообще рассматривать виртуальные технологии, как метод образовательного обучения?

По своей природе метод – это взаимосвязь приемов и операций, которые используют практический и теоретической опыт для достижение конкретной цели. Преимущественно в данном контексте метод подразумевает собой деятельность преподавателя и учеников во взаимосвязи с VR технологиями. Сама методика требует от ученика и преподавателя понимания своих действий, на что конкретно они направлены. Заключительная часть определенного метода – это воспроизведения полученных знаний (учеником) и качество педагогической деятельности (преподаватель, а именно, подача материала).

В ходе стандартного образовательного процесса преподаватель использует ряд методик подачи информации: словесная, наглядная, практическая, аналитическая, синтетическая, самостоятельная и многие другие. Роль учителя – это использовать комплекс представленных методик, с целью облегчения усвоения материала. С приходом VR площадок потребность в присутствии преподавателей может исчезнуть, так как роль учителя на себя возьмут информационные технологии.

Например, метод наглядности можно продемонстрировать с помощью VR шлемов, которые создают и систематизируют модели предметов. На выходе обучающиеся получают те же зрительные, осязательные и слуховые навыки работы с объектами (моделями). Метод самостоятельных работы могут заменить компьютерные программы (что уже практикуется), которые сразу же выдают результат – исключая работу учителя по проверке.

Такие новшества с одной стороны улучшают образовательную среду: повышают ее качество, исключают лишнюю работу с бумажными носителями, экономят бюджет на заработных платах обучающегося персонала и прочее. Однако, с другой стороны отводят роль учителя, как человека, который обладает набором навыков, знаний и способный еще и обучить других – на задний план. Также стоит сказать, что возможно ли заложить в VR технологии индивидуальный человеческий опыт, который имеет важное значение при обучение других людей? Вопрос спорный.

Таким образом мы видим, что рассматривать виртуальную реальность, как один из методов образовательного процесса, можно. Но полностью исключить роль человека, в лице педагога, нельзя. Так как, именно, преподаватель будет тем самым направляющим звеном в процессе усвоения информации.

Виртуальная реальность, как средство образовательной среды.

Средства обучения – это инструментарий, который используется педагогами и учениками, с целью получения знаний или помощи в подаче информации. К таким средствам относятся: учебное оборудование (компьютер, проектор, информационная доска), учебные пособия, иная литература (практические материалы). Все представленные средства выступают носителями информации или же помогают добыть эту информацию. VR средства – это более сложный продукт, который сформирован на базе IT-технологий. Однако, такие средства на практике практически не применяются, в связи с их отсутствием. Можно сделать вывод, что VR технологии пока еще не стали средством обучения.

Стоит обратить внимание на классификацию средств обучения С.Г. Шаповаленко: изображения, объекты, дидактическая литература, ТСО – технические средства обучения, которые могут позволить продемонстрировать информацию в том или ином виде. Исходя из описание ТСО, то можно сделать вывод, что VR – это и есть средство обучение. Также обращаясь к терминологическому обороту узкого понимания средства, как формы обучения, то оно может выражаться в форме трудовой деятельности. Труд в таком контексте используется, как самовоспитание через разбор своих ошибок, своих действий, результатов. Сюда входит: игровая деятельность, ораторские выступления. То есть, труд – это не обязательно что-то материальное. Исходя из такого понимания средства обучения, то VR технологии выступают в роли информатора, который направляет на трудовую (мыслительную) деятельность. Например, существуют VR комнаты, которые полностью состоят из модульных экранов. Такие комнаты воссоздают виртуальные объекты, на которые можно взаимодействовать. И от данных действий будет какой-то результат, который можно анализировать.

Таким образом по аналогии с методом обучения VR технологии, как средство обучения, имеют место быть. Однако, все зависит от подхода и грамотного внедрения таких платформ.

Существуют ряд причин, которые показывают нам, что виртуальная реальность в недалеком будущем будет полностью внедрена в образовательные программы всех организаций, а также во все сферы нашей жизнедеятельности:

1. Спад цен на инновационное техническое оборудование.

Некоторые VR-устройства с выходом на рынок общего спроса стали падать в цене, что может нам говорить о их финансовой доступности;

2. Рост программного-обеспечения таких технологий.

Уже прямо сейчас существует большое количество приложений, которые находятся в свободном доступе, обеспечивающие управление VR-устройствами;

3. Инвестиционная политика государств и разных организаций.

Многие крупные компания, а также сами государства, вкладывают огромные экономические единицы в развитие VR индустрии;

4. Успешная практическая реализация VR разработок.

Например, активно используются VR технологии в машиностроение, телекоммуникации, менеджменте, спортивной индустрии и так далее.

Существуют уже случаи, когда VR-инструменты показали себя с положительной стороны. Так студентами из Йельского университета, под руководством врачей, успешно была проведена операция на живом человеке по удалению желчного пузыря с помощью VR робота и VR шлема. Корпорация Google уже несколько лет изобретает виртуальные экскурсии по разным достопримечательностям. В 2019 Google открыла доступ на виртуальную экскурсию по Версальскому дворцу – всего было использовано около 132 000 фотографий под разными углами, а также было звуковое сопровождение.

На данный момент Российская Федерация также старается не отставать от информационного прогресса. В 2018 были разработаны следующие программы: Образование 2024, которые включает в себя полный переход крупных университетов и лицеев на цифровое образование (с использованием VR устройств); Цифровая школа – программа, которая предназначена для замены старого телекоммуникационного оборудования на новое, во всех школах страны; Цифровая экономика Российской Федерации – использование криптовалют в качестве экономического инструмента.

Обобщая все представленное исследование, можно выделить причины, по которым виртуальную реальность, как метод и средство обучения, нужно использовать в образовательной среде:

1. Наглядность.

VR пространство позволяет людям изучить некоторые области познания более детально и объективно. Не все в процессе стандартного обучения возможно объяснить с помощью иллюстраций или видео. Например, с помощью VR разработок можно наглядно показать, как сокращаются мышцы; как функционирует опорно-двигательный аппарат. Также VR программы могут построить и разобрать любую сложную архитектурную конструкцию, схематическое изображение которой на обычном листе бумаге займет очень много времени;

2. Концентрация внимания.

В виртуальной реальности нет внешних раздражителей, которые могли бы отвлечь или помешать процессу обучения. Программой просто не предусмотрены такие случаи;

3. Вариативность в подходе.

Процесс обучения в VR среде можно запрограммировать под разные методики: игровые, логические, слуховые, аналитические и прочие;

4. Безопасность.

VR модели создают приближенные ситуации с реальной действительностью. В случаи какой-либо ошибки ученика в порядке действий, вред никому не будет причинен в реальном мире. Например, виртуальные хирургические операции на человеке;

5. Заинтересованность.

VR платформы – это что-то новое и интересное, с чем обучающиеся и сами преподаватели ранее не сталкивались. У преподавателей будет стимул научиться и повысить свою квалификацию в использование данного оборудования, а у учеников возникнет новый интерес к образовательному процессу через призму виртуальной реальности.

Наблюдая за процессом развития таких технологий, а также их ценовой доступностью, можно сделать вывод, что скоро VR станет для нас обыденным и чем-то естественным. У VR технологий нет каких-либо ограничений по здоровью или возрастному цензу. Однако, за такими технологиями стоят причины, которые мешают столь массовому их использованию:

1. Дороговизна.

Помимо денежных вложений в материалы создания будущей VR конструкции, требуются еще высококвалифицированные работники, которые обладают соответствующими знаниями и умениями. Также не стоит забывать и про длительность разработки, испытаний таких технологий;

2. Индивидуальная адаптация.

Несмотря на тот факт, что каких-либо ограничений по использованию VR устройств нет, однако, некоторые люди в виртуальной реальности испытывают страх, головокружения, дезориентацию в пространстве. Все это объясняется тем, что каждый человек индивидуален, не каждый организм может благополучно воспринимать такие разработки на себе;

3. Глобальные изменения программы.

Для того, чтобы VR устройства стали приносить процессу обучения пользу в полной степени, следует полностью перестроить образовательные стандарты; заменить обучающиеся оборудования; обучить персонал, как эксплуатировать технологии; решить вопросы с логистикой в труднодоступные точки и многое другое, которое возвращает нас к вопросам о дороговизне и времени, данного процесса.

В заключительной части своего исследования стоит сказать о том, что виртуальные технологии активно разрабатываются и внедряются в наш привычный образ жизни. Научная работа показала, что использовать виртуальную реальность, как метод и средство обучения, можно и даже необходимо, так как это выведет образовательный процесс на новый уровень. Однако, данный процесс довольно сложен и медлителен на данном этапе, все это обусловлено рядом факторов, которые в скором времени решаться.