Найти тему

Ай, да Пушкин! А я вернулась с Псковской земли.

Здравствуйте, друзья! Вот и закончилась наша поездка в Псков и Пушкиногорье, как жаль, но все хорошее быстро заканчивается, и в памяти остаются сюжеты, картины и воспоминания. Так что сегодня еще немного "помучаю" вас Пушкиным, собственно, не думаю, что это будет так уж нудно и скучно.

Мне очень нравится, как Олег Меньшиков читает "Признание" А.С. Пушкина в замечательном фильме "Покровские ворота", очень ярко и под хорошую музыку.

Я вас люблю, — хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам…
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, — я зеваю;
При вас мне грустно, — я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья шум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь, — мне отрада;
Вы отвернетесь, — мне тоска;
За день мучения — награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя, —
Я в умиленье, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!..
Сказать ли вам мое несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой, в ненастье,
Вы собираетеся вдаль?
И ваши слезы в одиночку,
И речи в уголку вдвоем,
И путешествия в Опочку,
И фортепьяно вечерком?..
Алина! сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви.
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Все может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!

Чудесные строки, наполненные чувствами и любовью. Да, Александр Сергеевич был очень влюбчив и это зачастую служило основой его вдохновения.

Мы были в Тригорском, там жила семья Осиповых-Вульф, хозяйка имения, Прасковья Александровна, до конца дней поэта боготворила его.

Это гениальное стихотворение Пушкин посвятил приемной дочери Прасковьи Александровны, Александрин, которая не отвечала взаимностью на ухаживания пылкого поэта, это его подстегивало, раздражало и даже бесило, и тем складнее и проникновеннее складывались строки и строфы стихов.

-2

Вернувшись домой, в голове звучит Пушкин. У нас была замечательная экскурсовод, Алина Аркадьевна Иванова из туристического бюро "Континент", такого неформального подхода к своей работе я не встречала уже давно, мне кажется, она вообще не хотела останавливаться, сколько же она знает стихов, я тоже хочу вспомнить все. Завтра иду в свою библиотеку и достаю тома собрания сочинений. Реально "вштырило".

Насколько мне показывает статистика, в подавляющем большинстве, меня читает аудитория возрастной группы 45+ и старше, но если вдруг среди окажутся молодые, хочу вам дать совет как бы с высоты собственного опыта, никогда не жалейте о том, что сделали, лучше жалейте о том, чего не сделали. Это я так сложно зашла, но сказать хотела, что не брыкайтесь и не обижайтесь на взрослых, которые заставляют вас учиться, читать, учить стихи овладевать какими-то новыми навыками, все пригодится, еще как пригодится, потом будете говорить своим предкам огромное человеческое спасибо. Как мы гундели, когда нас заставлял учить по 10 страниц стихов, и как же радостно в 50 лет, когда ты эти стихи частично можешь воспроизвести. Просто льётся бальзам на душу.

Раз уж я заговорила про Тригорское и про семью Осиповых-Вульф, расскажу о них побольше, думаю, многим будет интересно, какую роль в жизни выдающегося поэта всех времен и народов сыграли эти люди.

Тригорское
Тригорское

Александр Сергеевич Пушкин впервые познакомился с семьёй Осиповых-Вульф в свой первый приезд в Михайловское в 1817 году, после окончания Лицея. Но особенно подружился после высылки из Одессы в Михайловское в 1824 году, бывая в Тригорском почти каждый день. Тригорское представляло собой некоторый центр цивилизации тех отдаленных от центра светской жизни мест, в отличие от Михайловского, родового имения Пушкиных. В Михайловском они проводили время с весны до осени, в то время как в Тригорском жили круглый год, и там было все наиболее приспособлено и комфортно. Да, и люди в Тригорском жили замечательные.

П.А.Осипова
П.А.Осипова

Анна Керн была племянницей Прасковьи Александровны Осиповой. Эта та, да-да: "Я помню чудное мгновение..." Керн в своих воспоминаниях писала о семейном укладе своей тетушки в период первого ее брака: "Это была замечательная пара. Муж нянчился с детьми, варил в шлафроке варенье, а жена гоняла на корде лошадей или читала Римскую историю".

Старшие дочери Прасковьи Александровны Анна и Евпраксия считали себя прототипами героинь «Евгения Онегина».

Друзья и отношения, найденные в Тригорском, сохранятся до конца. И даже чем дальше, тем больше укрепятся. И постоянными - при всякой возможности - общениями. И долгими переписками. И продолжительными гощениями".

"…лишь только буду свободен. Тотчас же поспешу вернуться в Тригорское, к которому отныне навсегда привязано мое сердце", - это пишет А.С. Пушкин П.А. Осиповой, едва покинув Михайловское после окончания ссылки.

Письма Пушкина - величайшая радость и гордость для нее. Прасковья Александровна благоговейно хранит каждый листок его переписки и нисколько не преувеличивает, сообщая ему уже в 1833 г., что перечитывает его письма "с наслаждением скупца, пересчитывающего груды золота, которые он копит" ...

С глубокой и искренней нежностью она сама пишет ему: "Целую ваши прекрасные глаза, которые я так люблю", называет его "мой дорогой и всегда любимый Пушкин", "сын моего сердца".

При этом она проявляет исключительную заботливость о нем - устраивает его земельные и хозяйственные дела, тщательно исполняет его поручения, заботится о его доходах, дает ему практические советы и указания.

В начале января 1837 года Прасковья Александровна послала Пушкину банку его любимого крыжовника, который ждал его с осени. У нее появилась новая цель - во что бы то ни стало спасти Михайловское от продажи и разорения. Она успела все просчитать и изложила поэту план, в соответствии с которым он мог бы расплатиться со всеми долгами по наследству и поддерживать имение. Теперь оставалось только дождаться его приезда.

Когда Пушкин был смертельно ранен на дуэли, в Тригорском подробностей еще не знали. Чуть позже гроб с телом поэта сначала привезли в Тригорское проститься с милыми сердцу местами, а затем отправили на вечное пристанище в Святые горы в родовой склеп Ганнибалов-Пушкиных на территории Святогорского мужского монастыря. Склеп и все прочее устраивала Прасковья Александровна, так любившая Пушкина. Никто из родных так на могиле и не был. Наталья Николаевна приехала только через два года, в 1839 году.

Прасковья Александровна умерла в 1859 году. Перед смертью она уничтожила всю переписку с собственной семьей - письма обоих мужей и всех детей. Единственное, что она оставила в неприкосновенности, - письма Пушкина...

Осиповой
Быть может, уж недолго мне
В изгнанье мирном оставаться,
Вздыхать о милой старине
И сельской музе в тишине
Душой беспечной предаваться.
Но и в дали, в краю чужом
Я буду мыслию всегдашней
Бродить Тригорского кругом,
В лугах, у речки, над холмом,
В саду под сенью лип домашней.
Когда померкнет ясный день,
Одна из глубины могильной
Так иногда в родную сень
Летит тоскующая тень
На милых бросить взор умильный.

Подписывайтесь на мой канал, отмечайте, комментируйте!

А завтра должна выйти новая глава "Билета в театр", чего бы там еще такого накрутить, чтобы наподольше и поинтереснее?