Испания перед арабским вторжением
Власть вестготов над Испанией длилась три века, но, по мнению историков, за этот период не возникло единой нации. Благодаря тому, что много оставалось потомков романизированного населения или испано-римлян традиции поздней античности не исчезли. Кое-что из прежних знаний (книги античных авторов) приходили из Северной Африки, где ещё долгие годы оставалось влияние Римской империи, а затем и Византии. Переход вестготов от арианства к ортодоксально-никейской вере привёл к распространению латинского языка не только в богослужениях. Даже авторы, вестготского происхождения стали писать на латыни, а готская письменность использовалось всё меньше. Близость владений Восточно-Римской империи, где государственным языком являлся греческий, способствовало его распространению среди населения. В архитектуре и прикладном искусстве прослеживается опять же существенное влияние позднеантичного и римского наследия, впрочем, как и в других отраслях жизни, включая различные законодательные, правовые решения и установления. Выборность короля знатными и приближёнными ко двору людьми не способствовала стабильности, продолжалась борьба между различными группировками и их ставленниками.
Немало вестготов, в том числе из королевских семей причислены к лику святых. Но не стоит думать, что они в своей жизни вели себя так как святые раннехристианские или святые в Православии, отрекаясь от всех соблазнов мирского существования. Заслуга большинства испанских святых вестготского периода в том, что они в той или иной мере способствовали распространению христианства.
Иудеи
Историки установили, что ещё в I веке н.э. на территорию Пиренейского полуострова прибыли иудеи. Их и их потомков стали называть сефарды. Христианские вестготские короли не раз издавали указы, где сефардам запрещалось иметь христианских рабов и много других запрещений, вплоть до приказа принять христианство. Но на практике запреты эти исполнялись далеко не всегда, к тому же последующий король отменял распоряжения предыдущего, следующий поступал также. Есть мнение, что иудеи помогали арабам в завоевании, «открыли ворота Толедо», столицы государства, и оставались вместе с мусульманами в отрядах, охранять покорённые крепости.
Вторжение мусульман на Пиренейский полуостров
С северо-западного побережья Северной Африки в ясную погоду через пролив хорошо видны скалы. Далёкий берег всегда манит, а ещё если знать, что там, хоть и маленькие, но богатые города, малонаселённая земля, торговые центры, пристани и за горами ещё более обширные земли, то от соблазна удержаться невозможно. Арабы пытались проникнуть несколько раз на Пиренейский полуостров, но закрепиться не удалось. К 710 году они практически завоевали Северную Африку, обратили в ислам берберов. Пиренейский полуостров арабы называли Аль-Андалус. Бербер Тарик ибн Зияд, командир отряда находился в крепости Танжер, по другим сведениям близ Сеута. Не имея современных нам средств связи, соседние народы того времени быстро узнавали новости. Тарик знал, что в Аль-Андалус недавно произошёл переворот, за власть боролись две группировки, и та, что победила установила своего короля Родериха (Родриго), обойдя и лишив власти сыновей покойного короля Витицы. Пока власть нового короля не утвердилась и, чтобы предоставить добычу отряду Тарик направился через пролив. Есть история, записанная хронистом, насколько она верна проверить невозможно. Якобы дело было так: «Тарик написал Юлиану (возможно имеется в виду знатный североафриканский местный), осыпал его комплиментами, они обменялись дарами. Тогда Юлиан послал свою дочь к Родриго (видимо, потому что ближе, чем в Константинополь) ради её образования и поучения, а Родриго сделал её беременной. Когда весть об этом дошла до Юлиана, тот сказал: «Не вижу, как могу я наказать его или отплатить ему, разве что послать против него арабов»… Однажды вечером Юлиан перевёз часть войска и послал корабли обратно к африканскому берегу за новыми людьми. На испанской стороне никто не обратил внимания, потому что корабли были торговые и часто плавали туда и обратно. Тарик прибыл с последним судном и флот оставался в Альхесирасе», чтобы было на чём спасаться, если поход не удастся.
Тарик с отрядом переправился через пролив в апреле или мае 711 года. По подсчётам специалистов у него не могло быть более 7 тысяч воинов. Основная их масса – берберы, и немного арабов.
Кстати, Гибралтарский пролив назван в честь этого мусульманского предводителя, но давно слово искажённое. В переводе означает «Скала (гора)Тарика» - «Джабаль Тарик».
В это время король Родерих находился на противоположном конце Пиренейского полуострова, на севере, подавлял очередное восстание государства, на этот раз басков. Теперь ему спешно пришлось отправляться на юг. К Тарику прибыло ещё пять тысяч берберов, а также сторонники сыновей Витицы. Не исключено, что мусульман поддержали еврейские общины, желающие избавиться от запретов христианских королей.
Произошло сражение 19 июля 711 г. рядом с маловодной речкой Гуаделете, протекающей по нынешним провинциям Кадис и Севилья. Из-за раздоров среди готов, сражение проиграно. Точно установить уже невозможно, что именно произошло. По одним сведениям армия разбежалась, по другим предала короля. Родериха в битве убили.
Тарик со своим отрядом отправился вдоль долины Гвадалквивира на восток, в сторону Кордовы. По пути встретил сопротивление, но удалось взять город штурмом. Затем Тарик разделил свой отряд. Всего 700 всадников он отправил к Кордове. Видимо, весть о наступающих мусульманах разнеслась далеко. Всадники пленили пастуха и допросили. Оказалось, что большинство богатых людей уже бежало в дальние области. Остались правитель города и четыре сотни стражников. Берберам удалось захватить город, ворота были в руинах, но пастух провёл их через провал. Одному из них удалось взобраться на стену. Предводитель отряда, Мугит развернул свой тюрбан и по нему остальные добрались до верха стены. Правитель города и стражники укрылись в церкви, которую осаждали мусульмане три месяца. В конце концов весь город оказался в их распоряжении. Кордова станет столицей мусульманской Андалусии.
Пока отряд Мугита захватывал Кордову, Тарик пошёл к сторону Толедо. Есть такая легенда, насколько она верна никому не известно. Египетский историк Ибн Абд ал-Хакам (802-3 - 871) в своём труде «Завоевание Египта, ал-Магриба и ал-Андалуса» писал, что в королевском дворце была одна комната, со множеством дверных замков. Каждый король, восходя на трон, добавлял свой замок и никто не открывал этой комнаты. Родерих, став королём, потребовал открыть её. На стене оказалось изображение арабов и надпись, что когда эту комнату откроют, сей народ завоюет страну. В Толедо жителей осталось очень мало, основная масса бежала.
Муса ибн Носсейр, наместник Ифрикии (Африки) решил присоединиться к прибыльному предприятию. Весной 712 года 18 тысяч воинов, на этот раз большинство были арабы, и тем более некоторые из них мусульманами в нескольких поколениях, собрались на побережье пролива. В июне переправились через пролив. Муса прошёлся по югу Пиренейского полуострова, захватывая маленькие города и обратил взор на Севилью. Гарнизон, видимо узнал о превосходящих силах противника, ушёл на запад. После Севильи войско Мусы встретило сильное сопротивление в одном из процветающих городов, Мериде. Город осаждали полгода, Мерида сдалась 30 июня 713 года. Тем временем в Севилье произошло восстание против мусульман и Муса послал туда отряд во главе со своим сыном Абд аль-Азизом. А сам направился к Тарику в Толедо, чтобы забрать сокровища королей и церквей.
Тарик и Муса не поделили «стол Соломона», сделанный из золота и украшенный драгоценными камнями. Тарик вынужден отдать требуемый стол, но подменил одну ножку на подделку. В результате Тарика упрятали в тюрьму. Насколько эта история реальна, неизвестно.
В 714 году Муса взял Сарагосу, основал там мечеть и оставил там отряд для охраны.
Вот так потомки грозных вестготов постепенно отдали почти всю страну во власть арабов, которая
продлилась восемь веков!
Спасибо за внимание.
Продолжение следует.