Почему бы не попробовать себя в новой технике, и не взяться за рисование пером и тушью?
Как варьировать тон в рисунках тушью
Техники рисования пером существенно отличаются от техник, используемых при рисовании любым из других инструментов художника, соответственно, работы сделанные паром — уникальны. По своей природе перо — более резкий и менее гибкий инструмент по сравнению, как с карандашом, так и с кистью, хотя перья и прошли длинный путь эволюции. Рисунок пером имеет выраженную индивидуальность, вне зависимости от того, какие именно техники использованы. Прежде всего, причиной тому является способ получения различных тонов и теней, отличный от подходов, используемых при рисовании остальными материалами.
При рисовании пером, в отличие от других материалов, тушь попадает на бумагу, сохраняя всю свою силу. В остальных случаях художник для того, чтобы получить более светлые тона добавляет воду или белила. Для получения полутонов или четверть тонов, или любых других необходимых тона, следует снизить интенсивность цвета, но она достигается использованием белой бумаги, как разбавляющей среды. Вместо того, чтобы смешать черную тушь с водой или белилами перед тем как нанести ее на бумагу, на бумагу накладывается не разбавленный черный накладывается на бумагу, которая сама и играет роль белого разбавителя и смешивается с черным, по мере его наложения.
Это достигается при помощи линий, полосок и тому подобного (подробно они будут описаны чуть позже). Все эти элементы так или иначе дают возможность белой бумаге проглядывать и, смешиваясь с цветом туши, разбавлять тон черного. Для более темного тона используется большее количество линий тушью, для более светлого — больше проглядывающих участков белой бумаги, то есть линии в этом случае делаются тоньше или отстоят друг от друга на большие промежутки. Если мы возьмем квадрат, например, со стороной в дюйм, и закрасим его полностью черным, то это будет черное пятно длиной один дюйм во всех направлениях. Если мы оставим пространство нетронутым, то получим такое же белое пятно. Если покроем квадрат черными линиями толщиной равными белым линиям-промежуткам, получим полутон. Если черные линии будут втрое толще белых — тон интенсивностью ¾. Если белые промежутки будут втрое толще черных линий — ¼ тона. Соотношение черных линий и белых промежутков бумаги между ними — это фактор, управляющий тоном и, поскольку тона в рисунке обычно сильно различаются, интенсивность этих линий и пропорция видимой бумаги тоже должна соответственно варьироваться.
Светлый тон
Темный тон
Рис. А, например, показывает светлый тон, а В — темный. Они оба являются фоном, состоящим из однонаправленных линий одинакового характера. Разница в тоне достигается различием в их ширине и размером проглядывающих белых промежутков. На рис. А черные линии — тонкие, а белые промежутки — толстые. На рис. В, черные линии гораздо толще, а белые — тоньше. Другими словами, если количество черного в квадрате такого же размера на рис. В больше, чем на рис. А, то В будет более темным тоном. Больше туши — темнее тон. Меньше туши — светлее тон.
Работа с линиями
Поскольку именно они делают этот стиль таким популярным, прежде всего, стоит поговорить о линиях. Они обычно делятся на два типа: свободная штриховка и регулярная штриховка.
Свободная штриховка
Свободная штриховка — это такой стиль нанесения линий, в котором движение руки и пальцев происходит по большому счету на автомате. Рисуйте быстро и не прикладывайте особых усилий для того, чтобы делать линии равноудаленными. Однако опытный художник инстинктивно будет рисовать их довольно прямыми. Свободная штриховка может быть достигнута одними только движениями пальцев и руки вперед-назад над бумагой. Большее давление на перо сделает линии, конечно, более жирными, меньшее давление — более бледными. Это тот же метод, который используется и при письме: нажим разводит кончики пера и линия получается более широкой и темной.
Регулярная штриховка
Рис. D показывает квадрат, покрытый линиями регулярной штриховки, которая рисуется в совершенно иной манере, чем рис. C. За направлением каждой линии пристально следят и «вырисовывают». То есть их направление задается с точностью, также как и расстояние между ними, и интенсивность цвета. Линии должны механически идеально совпадать по направлению, толщине и разделению. Если требуется более темный тон, как на нижнем квадрате, сделайте линии толще. Для более светлого тона, штрихуйте тоньше и задайте большее расстояние между линиями. Можно заметить небольшую градацию тона в показанном квадрате.
Перекрестная штриховка
Рис. Е показывает квадрат, в котором одни линии пересекают другие. Этот прием называется перекрестная штриховка и иногда он используется для затемнения тона, который уже был положен раньше. Перекрестную штриховку можно увидеть довольно редко, за исключением некоторых специальных приемов или попыток придать рисунку некоторое разнообразие. Для того чтобы просто показать обычный тон ее используют предельно редко. Современная традиция рисования пером требует того, чтобы для затемнения тона использовались более жирные линии расположенные ближе друг к другу. Иногда, в тех уголках рисунка, где тон должен быть совсем темным, но еще не совсем черным, а черные линии уже были расширены насколько возможно, можно использовать перекрестную штриховку. В этом случае тонкие белые линии превратятся в маленькие белые точки, что сделает тон еще темнее.
Следует отметить тот факт, что одна линия сама по себе всегда будет черное, а вот две или больше — создадут уже серый тон. Это происходит, конечно же, от того, что между ними видна белая бумага. После начала работы с тоном, каждый раз, когда мы проводим линию, по факту мы рисуем сразу две: черную линию туши и белую линию чистой бумаги. Именно поэтому, когда мы рисуем одну линию, она будет черной, но две или больше — будут казаться серыми из-за белых полос между ними. А разные пропорции белого и черного как раз и дают требующийся тон. Так что за белыми линиями следует следить так же пристально, как и за черными.
Нерегулярная точечность
Теперь о штрихах и точках. Нерегулярная точечность, как показано на рис. F — это методика, при которой перо оставляет на бумаге хаотические точки в нерегулярном порядке и, как правило, еще и разного размера.
Регулярная точечность
Регулярная или математическая точечность — это серия правильных точек заданной формы, как правило, рисующаяся серией изгибов, которые перемешиваются друг с другом, как показано на рис. G. Эти точечные тоны можно сделать гораздо более темными тем же способом, что и линейные тоны: сделать точки более темными, а белые промежутки между ними уменьшить. Это показано в нижнем правом углу обоих квадратов.
Манипуляции с материалами для рисования
Угол наклона мольберта — это тот элемент рисования пером, который каждый художник должен выбрать себе по вкусу самостоятельно. Так же как и в случае рисования карандашом, гораздо легче рассмотреть и оценить работу, если держать ее под углом, «запрокинув наверх дальнюю часть», но этот угол не должен быть слишком большим, иначе тушь перестанет стекать с пера на бумагу. Если наклон поверхности слишком большой, то перо будет расположено почти горизонтально, что не даст туши свободно стекать. Работать, таким образом, сложно и неудобно.
Держите перо так же, как и карандаш. Особенное внимание уделите тому, чтобы не сжимать его слишком сильно. Не прижимайте его слишком сильно к большому пальце и не напрягайте запястье. Эти рекомендации при рисовании тушью даже более важны, чем при рисовании карандашом, потому что здесь вам нужно делать более широкие, тонкие, различные или «опухшие» (об этом — далее) линии. Держите руку ближе к краю линии, которую собираетесь провести, не прямо по центру. Если нужна более тонкая линия, поверните перо немного боком, для жирной — держите его прямо, так как довольно сложно нажимать на кончик пера, расширяя его, если держать его боком к бумаге. Для коротких линий сместите руку к основанию держателя, туда, ближе к перу; при рисовании длинных линий держитесь за конец ручки. И не пытайтесь сделать слишком длинную линию одним движением. Максимум для человека без обширной практики — где-то 4 см.
Легче всего рисовать линии, начинающиеся в верхнем правом углу листа и идущие в нижний левый угол. Самые сложные — те, что начинаются в верхнем левом углу и кончаются в нижнем правом. Чтобы успешно нарисовать последние, вам придется перевернуть лист бумаги. Не пробуйте рисовать «назад», иначе перо будет брызгать чернилами или точки могут смазаться или перекреститься.
Практика рисования линий
Первое, что следует практиковать при работе с пером, прежде всего, — это ровность и резкость линий и изгибов. Когда добьетесь этого, начинайте рисовать две параллельные линии, как на рис. А.
Потом попробуйте провести 6–7 параллельных линий, чтобы они вместе образовали тон, как на рис. B
Это первый шаг на пути к рисованию тонов тушью и требуется значительное количество практики, чтобы линии туши следовали одна за другой так ровно и четко, чтобы образовать единый тон. Все линии должны быть одинаковой толщины и равноудалёнными друг от друга, чтобы белые линии в промежутках тоже были одинаковой ширины. Занимаясь работой такого типа, или, вообще-то любой работой пером и тушью, внимательно следите за тем, чтобы рисовать по направлению к себе, потому что перья не работают ни в каком другом направлении. Поворачивайте свой рисунок в любом направлении так, чтобы вам было удобно проводить линии.
Как сделать так, чтобы две линии пером выглядели как одна
Как говорилось выше, не рекомендуется пытаться рисовать длинные линии одним штрихом. Если вообще нужно, чтобы линия была длинной, тогда нужно поднять перо, продвинуть руку вперед, а потом продолжить первую линию второй. Однако вторая линия должна точно совпасть с концом первой — без изломов, капель или каких-либо других признаков прерывания. Это дело практики, и причем длительной. Никто не сможет нарисовать, таким образом, длинную линию с первого раза, или даже с десятого без каких-то признаков, указывающих на остановку. И не следует даже ожидать этого.
Не используйте линейку при рисовании комиксов и иллюстраций
Может появиться вопрос о том, к чему преодолевать такие сложности, если прямую линию или даже серию линий можно нарисовать при помощи линейки или прямого края. Это, конечно же, можно сделать, но это плохая идея. Даже ограничивающие линии часто рисуются от руки, без линейки, потому что есть разница в том, как это выглядит. Линия, проведенная по линейке, имеет неприятный, механический вид. Тон, состоящий из линий, проведенных по линейке, кажется тяжелым, невыразительным и даже машинным. Первая линия на рис. А проведена при помощи линейки, остальные — без. Разницу между ними можно легко заметить. Да, первая линия четкая и прямая, но ей не хватает «человечности» и у нее уже нет того уникального характера. Шесть тонов, нарисованных от руки шестью разными художниками будут выглядеть по-разному. Шесть тонов, нарисованные по линейке будут выглядеть одинаково. Нельзя пользоваться линейкой и вместе с тем выразить свою личность.
Почему бы не порисовать пером и тушью? Учим проводить правильные линии.
Мудрым решением для новичков в рисовании тушью может стать рисование линий для тонов тени сначала в карандаше, а затем повторение их пером и тушью. На рис. С показан карандашный набросок с отмеченными линиями, которые позднее планируется повторить пером.
Рис. D — уже завершенный рисунок тушью. Конечно, этот метод становится излишним, когда автор приобретает достаточный опыт, но в начале, он необходим.
Показываем форму направлением линий
Выбор методики ведения линии для изображения определенного тона тени или формы объекта и ее направление очень важен в рисовании пером. В качестве базового правила можно принять следующий принцип: направление линий, которыми вы обозначаете тени, должно совпадать с формой предмета. Это показано на рис. E, F, G. В каждом из этих случаев общий силуэт одинаков.
Не правильно
На рис. E никак не учтена форма объекта, кроме того, что он отбрасывает тень определенной формы. Линии теневого тона проведены просто прямо вертикально. Единственным способом показать форму является разная градация тона и толщины линий, а также перспектива их концов. Если концы спрятаны, то мы не получаем ощущения перспективы нарисованного объекта, который выглядит так, как будто мы видим его четко сбоку, вместо того, чтобы частично видеть один из концов. Он просто стал частью шарообразного объекта, установленного перед нами.
Правильно
На рис. F качество тона такое же, тени падают в тех же местах, но линии, составляющие их, соответствую форме цилиндра в перспективе, в отличие от рис. Е. Таким образом, вне зависимости от того, в какой точке взгляд касается рисунка, мы всегда видим, что цилиндр в перспективе, и что мы видим его с одного из концов. Если мы закроем его концы, если представим, что этот цилиндр является частью группы и ода его конца чем-то закрыты, мы сразу же поймем замечание, сделанное выше, и то, почему направление линий теневого тона так важно.
На рис. G показан третий метод нанесения линий, который полезен в некоторых случаях, когда рисунок нужно сделать быстро. Однако самым лучшим методом является тот, что показан на рис. F.
На рис. A показан эффект, получаемый при правильном рисовании направления линий. Весь эффект, который производит этот рисунок, достигается заданием направления линий. Они все имеют почти одинаковую толщину и одинаковой пространство между. Они формируют плоский и ровный тон и не имеют также вариаций теней. Однако текстура показана очень прямо: у нас не возникает сомнений, на какой предмет мы смотрим. Мы знаем, что это кусок дерева, и такой эффект достигается исключительно направлением линий.
Направление линий — это также важно в отношении рисования групп объектов.
Обратите внимание на то, как направление линий помогает разделять разные объекты друг от друга. Линии фона идут горизонтально, те, которые относятся к столу — тоже горизонтально, а те, которые обозначают бутылку и ручку повторяют формы данных объектов. Таким образом, различные объекты разделены или индивидуализированы не только разницей в тоне, но и различным направлением линий.
Техника перерисованных линий
Постигаем мастерство рисования пером и тушью и учимся сочетать разные техники в одной работе.
Не всегда, рисуя участок определенного тона, получается, особенно у новичков, сразу нарисовать линию идеальной для этого тона ширины.
На рис. B показан чайник, стоящий на скатерти и какой-то пустячный тон для фона. Чайник, сделанный из фарфора, — твердый, и для его рисования нужно использовать твердые линии. Фон — нейтрален, а скатерть мягкая и немного темнее фона. Для того чтобы придать скатерти более темный тон по ней прошлись слоем точек, а добавочные линии создали эффект более мягкой текстуры. И, таким образом, чайник, фон и скатерть разделены как разницей текстур, создаваемых линиями, так и тоном, в который эти линии сливаются, а также направлениями, в которых они направлены. Не следует думать, что линии, из которых состоит рисунок чайника, были проведены такими правильными и одинаковыми с первого раза. Художник вложил много труда и внимания в то, чтобы их расширить нужным образом, так как какие-либо перепады в толщине или ровности недопустимы.
Текстура линий
Разница в текстуре линий, составляющих тон, — это та вещь, за которой художник должен следить постоянно, как в случае с чайником. Посмотрите на маленькую сценку на рис. D. Тон неба — плоский, нарисованный гладкими, простыми линиями, а те линии, которыми нарисованы облака, — все ломанные и выглядят довольно пушисто, в то время как верхушки деревьев — сильные, тяжелые и могучие. Здесь, при сравнении этих трех элементов, заметна большая разница текстур линий, а также их цвета и направлений.
При помощи этих приемов достигается существенная разница в эффекте, который каждый из элементов производит на зрителя, каждый из них занимает свою нишу на рисунке, выделяется на фоне остальных и является эффективным с художественной точки зрения. Такая способность менять технику и направление линий — это одно из свойств пера, которое стоит использовать. Этот подход позволяет разделять объекты и среды и придавать каждому элементу рисунка собственный уникальный характер.
Наконец, на рис. Е показан другой тип линий — легкие, светлые, скетчевые и грациозные. Тут можно мало чего добавить, но исполнение таких линий куда сложнее, чем тех, что показаны на остальных иллюстрациях, потому что каждое касание пером бумаги должно «рассказывать историю», должно быть точно выверено и, несмотря на все эти требования, такую работу следует делать быстро, с легкостью и абсолютной уверенностью. Иначе этот чарующий эффект легкости и грации не будет достигнут.
Параллельные линии
В дополнение к стилям линий, показанным на иллюстрациях выше, есть еще один вариант регулярной линовки, который был доведен до совершенства, как иллюстраторами, так и использующими тушь и перо в других целях. Разные тона достигаются при помощи параллельных черных линий различной толщины, расположенными ближе или дальше друг от друга. Каждую из параллельных линий рисуют внимательно, продумывают, придают ей нужную формы. Такие линии должны быть лишены неровностей и идеально параллельны соседним линиям.
«Опухшие» линии
На рис. А показан квадрат варьирующегося тона, который выполнен линиями, которые иногда называют «опухшими». Это значит, что линию делают толще там, где тон должен быть темнее. Это делается путем дополнительного надавливания на кончик пера, что требует особой аккуратности. Начните с тонкой линии, а затем постепенно увеличивайте давление на перо, таким образом, делая черную линию толще, а белую — тоньше. В нижнем правом углу показан пример «распухших» линий, однако расширить их до такой толщины одним нажатием на перо невозможно. Поэтому они были дополнительно расширены при помощи повторного проведения новых линий поверх.
Почти невозможно нарисовать такие «тяжелые» линии, как эти, за один штрих и при этом сохранить тонкие и ровные белые промежутки между ними. Так что, обычно проводятся две границы будущей «распухшей линии», а затем заполняется тушью пространство внутри этих границ. Обычно, после этого получается довольно механического вида линия, так как обе ее стороны выглядят очень резкими.
Стоит также отметить, что белые линии, составляющие такой тип тона, имеют естественную форму, и по мере того как черные линии расширяются, белые — сужаются.
Белая линия
Изучение тона, гладких, регулярных линий тона приводит нас к изучению белой линии. Рисуя тон тушью, художник на самом деле рисует каждым движением пера сразу по две линии, а именно: черную тушью и белую посередине между новой черной линией и ее предшественницей. С этого момента это белое пространство между черными линиями будем называть белой линией, и читатель должен привыкнуть видеть эту линию и понимать этот термин.
На первый взгляд это довольно просто, однако, что намного сложнее, так это осознать, что белая линия (просто бумага между двумя черных линий туши) важна никак не меньше, чем черная, а может даже больше. При рисовании тушью существует общая тенденция обращать внимание на рисование черных линий и в некоторой степени игнорировать белые, предоставляя их самим себе, а тон набирать за счет черного цвета, например, за счет перекрестной штриховки. Это абсолютно неправильно, особенно в тех случаях, когда линовка имеет регулярный характер. Использование этого подхода объясняет частые неудачи многих художников в попытке набрать глубокие темные тона.
Возьмите кусок белой бумаги, а затем проведите черную линию как на рис. B, а затем возьмите кусок черной бумаги и проведите белую линию точно такой же ширины, на рис. С.
Вы заметите, что белая линия будет четче выделяться, чем черная, хотя на самом деле она нисколечко не толще черной. Таким образом, несколько белых линий на темной части рисунка имеют даже больший вес в вопросе изменения тона, чем такое же число черных линий на белом участке. Все эти факты доказывают, что художнику все-таки следует очень внимательно следить за толщиной белых линий. Проводя черную, нужно видеть также форму и толщину белой линии. Ценность и значительность «белых линий» признаются и очень ценятся в таком ремесле, как резьба по дереву, но среди рисующих пером и тушью они признаются не так широко, несмотря на обширное количество фактов, доказывающих их важность.
Использование белого
Иногда очень сложно оставить тонкую, четкую белую линию, рисуя вокруг нее черной тушью. Одной из причин тому служит легкая нерегулярность пера, может создавать волнистый край линии и в этом случае многие художники предпочитают заполнять пространство черным, а потом рисовать поверх туши белые линии при помощи пера или кисти. Для этого требуется плотный непрозрачный белый цвет, который бы с легкостью ложился на тушь и оставался таким же единообразным после высыхания. Существует некоторое количество составов, которое предназначено для этих целей и идеально отвечает всем этим запросам. Также рекомендуется выделить для рисования белым отдельное перо.
Чтобы тема рисования белым была более понятна, на рис. D показан грузовик, который кроме нескольких белых линий контура, в основном состоит из больших участков, залитых черным.
На рис. Е — двойник этого грузовика, но с большим количеством деталей, добавленных к этим формам белыми линиями и т. п. Этот грузовик на рис. Е был нарисован точно таким же образом, как и тот, что на рис. D — у него те же контуры, такие же участки залиты черным и т. д., а добавленные элементы — линии, детали, спицы на колесах, линии на капоте и на боку кузова, белые линии на сиденьях, на осях — были нарисованы белой краской поверх ровного черного слоя туши. Эти рисунки делались пером такими же приемами, как если бы это была черная тушь.
- Обратите внимание: толщина линий, нарисованных белой краской, варьируется так же, как и расстояние между ними, как если бы это были черные линии на белом, и таким же образом варьируются линии - промежутки черной бумаги.
Еще раз напомним читателю, что именно комбинация черных и белых линий составляет нужный тон, и их пропорция друг относительно друга создает глубину цвета в этом тоне. Невозможно переоценить это факт, и он не меняется от того, черные ли это линии нарисованные на белом или белые на черном.
Создание силуэтов путем рисования теней
Одна из самых сложных задач при рисовании пером и тушью, требующая как аккуратности, так и значительной предварительной практики в рисовании линий, — это создание законченной работы без рисование контуров или резких переходов между тенями (как на рис. D), но с обилие сложных деталей, тонов и качественного исполнения. Рисунок, на котором тона более или менее плавно переходят из одного в другой, в котором есть много деталей или различий в тоне, однако они не выделяются слишком заметно, — это тот рисунок пером и тушью, который доводит требования к мастерству художника до предела.
Рисунок такого типа показан на рис. А. На нем нет практически никаких очерченных силуэтов, что редко. Они внедрены в те линии, которыми нарисованы тени и сама линия силуэта выглядит, как часть теневого тона, а не как четкий контур. Это пример того, о чем говорилось ранее: одиночная линия является черной, а несколько черных линий — это уже фон.
На рисунке, подобном рис. А, мы рисуем фоны и тона, не очертания, варьируем стили линий так, чтобы они подходили тем объектам, которые обозначают. Например, на небе изображен фон, состоящий из плоских линий для базового голубого цвета неба. Белые облака на нем нарисованы совершенно иным типом линий.
И затем, опять же, земля нарисована несколькими разными тонами. Некоторые из которых темнее, некоторые — светлее, но все плавно переходят друг в друга, как в природе. Или они разделены просто посредством качества тона, достигаемого характером и направлением линий. Там, где резкое различие тонов все-таки есть, оно достигается противопоставлением масс, так же, как случается в природе, а не из-за резкости каких-то линий или очерченных силуэтов. Тон деревьев несколько темнее, чем тон остальной работы, но это деревья в массе, а не в деталях, кроме тех участков, где небольшое количество акцентов помогает понять базовое строение этой массы.
Настоящий секрет успеха пером и тушью заключается в том, чтобы рисовать не линии, а тона и массы. Линии — это просто средство, которыми достигается тон, и мы должны помнить, что наша цель — это нарисовать именно массы. Линии — всего лишь средство.
Комбинирование методов в работе
Давайте рассмотрим этот рисунок в деталях и обсудим средства, использованные чтобы показать различные градации и характеры тона линиями на бумаге.
Фоновая часть неба нарисована параллельными линиями равной толщины с одинаковыми промежутками, но меняющимися в цвете по мере приближения к горизонту. Поверх него нарисованы облака более свободными и нерегулярными линиями, создающими эффект «пушистости». На фоне такого неба верхушки холмов, чтобы выделяться, должны иметь более темный тон и выглядеть массивнее. Это нарисовано тем же стилем линий, направленных в разных направлениях, с варьирующейся глубиной цвета.
Тот же метод используется и в среднем плане, но здесь стиль линий немного изменён в соответствии с деталями пейзажа и характером представленных объектов. На фоне среднего плана выделяется передний план, где почти теми же линиями нарисован склон холма. Но двор за забором нарисован с некоторыми изменениями в сторону затемнения тона. Вариация текстуры достигнута за счет появления то здесь, то там сломанных линий и белых пятен на местах «слома». Удивительное разнообразие тона, привнесенное всего лишь этими «сломами» линий кажется чем-то простым на фоне трубы.
Соломенная крыша домика нарисована с большим количеством вариаций в толщине линий. То же верно и для стен, за исключением того, что участки, в которых линии меняют своем направление, там гораздо меньше. Трава и сорняки в правом углу — это просто разные кривые линии, нарисованные в том направлении, в котором направлены побеги подобной растительности. При изучении изгороди мы видим иной стиль рисования линий, непохожий ни на какие другие, рассмотренные нами ранее. Эти линии темнее и тяжелее.
Присмотритесь, как эта разница в текстуре и метод рисования линий заставляют изгородь выделяться на общем фоне. Конечно, они темнее, но дело не только в тоне, но также в смене характера линий. Такая же перекрестная штриховка применена на большом дереве, только там линии короче и в некоторых более светлых местах несколько изогнуты. Наконец, масса темной листвы позади домика нарисована черной заливкой, а белые линии нарисованы поверх нее краской. Конек крыши на основной части дома покрыт перекрестной штриховкой белых линий.
Процесс рисования этого примера был проанализирован очень тщательно, чтобы показать, сколько разных способов рисования линий можно использовать в одной работе. Из этого не следует, что все они абсолютно необходимы или что все художники обязаны использовать все эти техники. Стиль работы — это вещь индивидуальная и большинство художников вырабатывают собственный стиль в соответствии с личными предпочтениями. Однако необходимо знать и понимать все эти техники, чтобы использовать их в тех работах, где какой-то метод покажется вам подходящим. Выбор метода рисования линий, в идеале, должен стать почти инстинктивным.
Теперь, когда вы поняли все про рисование тушью и пером, время взяться за перо и начать практику!
____________________________
Подписывайтесь на наш ДЗЕН канал
Наш Telegram канал с книгами по рисованию